Найти в Дзене
Библиомания

"Мастер и Маргарита": почему дьявол забрал Прохора Петровича, а костюм оставил

Небольшой, но красочный эпизод про пустой костюм, из которого исчез председатель Зрелищной комиссии, полон драматизма: во-первых, несчастная Анна Ричардовна из-за стресса невольно выдает читателю свою любовную связь с начальником, называя его «Прошей». (В отличие от нее костюм, кстати, хладнокровия не теряет, отрицая наличие романа с секретаршей суровым вопросом «Кто вам тут Проша»?) Во-вторых, воображение невольно рисует картину Прохора Петровича, гуляющего где-то в компании чертей совсем без одежды.

Оказывается, Булгаков ничего не придумал: дьяволу не нужен костюм человека, чью душу (и тело) он решил похитить.

В книге М. Орлова «История сношений человека с дьяволом», которая имелась в библиотеке писателя, приводится любопытная средневековая легенда о девушке из Саксонии. Ее собрались выдать замуж за нелюбимого, в итоге она пожелала, чтобы в день свадьбы ее унес черт.

На свадебный пир, действительно, явилось двое незнакомцев. Один из них, потанцевав с невестой, вдруг на глазах у всех взмыл в воздух и скрылся (как и его спутник).

А на следующий день < к убитому горем семейству девушки> явились те же два всадника и отдали им всю одежду и украшения новобрачной, сказав при этом, что Бог предал в их власть только ее тело и душу, а одежду и вещи они должны возвратить. И, сказав это, они вновь исчезли из глаз.

Я бы добавила – оставив простор для фантазии, то ли девушке в потустороннем мире выдали униформу, то ли она так и осталась в костюме Евы.

Совершенно очевидно, что Булгаков вдохновился этой впечатляющей подробностью – становится ясно, и почему дамы на балу без нарядов, и почему черти, забрав на экскурсию в преисподнюю как душу, так и бренное тело Прохора Петровича, оставили его костюм.