Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Секретный рейс фельдмаршала Китченера. «Девоншир».

-2

В начале 20-го века ,как и в начале 21-го,центр активной политической и военной жизни мира сместился в тихоокеанский регион.Здесь прошли две крупнейшие войны последней четверти 19-го века-японо-китайская и испано-американская,потом было усмирение Китая во время боксерского восстания. Росла и развивалась подведомственная Япония,осваивала бывшие испанские владения Америка,по хозяйски обустраивала Желтороссию Российская империя. Для Британии,чьи "жизненные интересы" простирались на всю планету,присутствие,в т.ч. военное,в этом регионе стало весьма важным.

После укомплектования флота метрополии броненосными крейсерами еще 6 штук было запланировано по программе модернизации 1901/1902 годов для тихоокеанской эскадры.За прототип был взят признанный удачным тип Monmouth ( «Кент» ).

Проект был доработан,улучшен,устранены выявленные недостатки. Предшественникам не хватало огневой мощи,а бронирование не могло выдержать и шестидюймовых снарядов.Разработку начинал главный строитель У. Уайт,но после инцидента с королевской яхтой ,ему,наконец, 30 октября 1901 года пришлось подать в отставку. Проект заканчивали без него,руководил уже Филип Уоттс.

Было принято решение увеличить толщину основной брони на два дюйма, одновременно для снижения веса броневой пояс был уменьшен по высоте,а главным калибром приняты 190 мм орудия.

Расширенная концепция использования этих броненосных крейсеров предусматривала уже не только защиту торговли,но и участие в составе эскадр.Мощная артиллерия,высокая скорость,сильное бронирование при сохранении размеров предыдущего типа -требования ,которые были предъявлены к проекту.Следующие серии британских броненосных крейсеров были главным образом предназначены уже для действий в эскадре. Сказались как потепление отношений с Францией -основной угрозой британским коммуникациям,так и опыт русско-японской войны.

Корабли серии получили свои имена по названиям графств. В королевском флоте они числились крейсерами 1-го класса. Всего построено 6 единиц: «Девоншир» (Devonshire), «Хэмпшир» (Hampshire), «Карнарвон» (Carnarvon), «Антрим» (ирл. Antrim), «Роксборо» (Roxburgh), «Аргайл» (гэльск. Argyll). Постройка шести крейсеров велась на 6 верфях, себестоимость составляла 900-866 тысяч фунтов (без учета стоимости вооружения).

-5
-6

Броненосные крейсера типа «Девоншир» — 6 ед.

«Энтрим» HMS Antrim                ДжБр    Заложен 27.8.02 , спущен на воду 8 октября 1903 года, вступил в строй 23.6.1905 ,продан на слом 19 декабря 1922 года.    исключен 1922

«Арджилл» HMS Argyll               Ск     Заложен 1.9.02,    спущен на воду 3 марта 1904 года , вступил в строй 12.1905 , потерпел крушение 28 октября 1915 года, разбился на кам­нях близ Данди

«Карнарвон» HMS Carnarvon     Брдм   Заложен 1.10.02  ,   спущен на воду 7 октября 1903 года , вступил в строй 29.5.1905, продан на слом 8 ноября 1921 года. исключен 1921

«Девоншир» HMS Devonshire    Чат   Заложен 25.3.02 ,   спущен на воду 30 апреля 1904 года , вступил в строй 28.8.1905 , Входил в 3-ю эскадру крейсеров Гранд-Флита, 6 августа 1914 года захватил германское торговое судно. 12.2.1918 ударом тарана от­правил на дно подлодку U-89. Продан на слом 9 мая 1921 года. исключен 1921

«Хэмпшир» HMS Hampshire      Арм      Заложен 1.9.02  ,   спущен на воду 24 сентября 1903 года, вступил в строй 15.7.1905, подорвался на мине и зато­нул почти со всем экипажем и направлявшейся в Россию дипломатической миссией во главе с лордом Китченером. в Северном море 5 июня 1916 года.

«Роксбург» HMS Roxburgh        ЛГ     Заложен 3.6.02 ,  спущен на воду 19 января 1904 года, , вступил в строй 5.9.1905 ,   20.6.1915 получил торпеду с германской ПЛ U-39, но позже был отремонтирован.     исключен 1921 ,продан 8 ноября 1921 года

Водоизмещение 10 850—11 024 т. Длина 144,32 м. Ширина 20,88 м. Осадка 7,32 м.
Бронирование -пояс — 51…152 мм
траверзы — 127 мм
палуба — 20…51 мм
башни — 127 мм,ГК-
(190 / 140 / 114 / 51 мм )
барбеты 152 мм
казематы — 51…152 мм
рубка — 305 мм
(254 мм )
Двигатели-2 паровые машины тройного расширения,15-17+6( 22—23 )паровых котла,21 000 л.с.(максимум 21 508 л. с.). Движитель 2 винта. Скорость хода 22 узла .Дальность плавания 8500 миль на ходу 10 узлов. Экипаж 610-655 человек.
Вооружение-4 × 1 — 190-мм/45 BL 7,5/45 Mk I ,6 × 1 — 152-мм/45 BL 6/45 Mk VII , 2 × 1 — 76-мм (десантные), 18 × 1 — 47-мм 3pdr Hotchkiss Mk I . 2 х 7,7 мм пулемет Maxim . Минно-торпедное вооружение-2 × 1 — 457-мм торпедных аппарата RGF Mark VI/Fiume 18 Mark III.

1907 Крейсера типа Devonshire наряду с другими британскими крейсерами и линкорами были получили дополнительные 24-дюймовые прожекторы на мачтах и шлюпочной палубе. Позже все прожекторы были заменены на 36-дюймовые.

1909 Установлены дальномеры компании Vickers с оборудованием связи между боевой рубкой и орудийными башнями компании Barr and Stroud. 1913 В начале 1913 года на крейсера были установлены приборы наблюдения нового образца модели G.329, а также смонтировано освещение орудий вспомогательных калибров для проведения обучения ночным стрельбам.

1914 В сентябре 1914 года корабли были дооборудованы четырьмя парами биноклей Pattern 343. Во время войны, как и на других устаревших кораблях, два орудия 152-мм BL 6/45 Mk VII, установленные в нижнем ярусе кормовых казематов, были демонтированы и перенесены на палубу, вместо 3-фунтовых пушек.

HMS_Argyll_(1904)_model
HMS_Argyll_(1904)_model

Проектирование корабля шло с оглядкой на французские броненосные крейсера типа "Глуар",которых новые крейсера должны были превзойти по вооружению и бронированию. Скоростью пожертвовали,т.к. в то время французам скорость не давалась.Послуживший базой проект "Монмута"("Кент")сделали ниже по силуэту-для малозаметности,укоротили трубы, двухорудийные 152 мм башни и передние двойные казематы были заменены на четыре башни с 190 мм одиночными орудиями. В скорости,как уже было сказано,потеряли 1 узел. В противостоянии с французами не критично.

Многочисленная серия однотипных кораблей,ка было принято ,стала платформой для сравнительных испытаний котлов разных систем. Технический комитет рекомендовал устанавливать на кораблях котлы нескольких типов: цилиндрические для экономичного хода и водотрубные для развития максимальной скорости, как было предложено несколько лет назад для типа Powerful. Помимо традиционных 6 цилиндрических котлов, на крейсера были установлены котлы Niclausse (HMS Devonshire, HMS Carnarvon), Yarrow (HMS Hampshire, HMS Antrim), Babcock & Wilcox (HMS Argyll) и Durr(HMS Roxburgh). Число котлов у всех кораблей составило 6+17, за исключением HMS Argyll, имевшего 16+6 котлов. Это потребовало,кроме прочего,подготовки двух команд кочегаров. Аналогичную смешанную котельную группу получили и ровесники "девонширов"- броненосцы King Edward VII .

Паровые машины Stuart Cameron перед установкой на HMS Argyll
Паровые машины Stuart Cameron перед установкой на HMS Argyll

На испытаниях паровые машины у всех крейсеров превысили проектную мощность и смогли развить скорость свыше 23 узлов (за исключением HMS Argyll). Силовая установка состояла из двух четырёхцилиндровых паровых машин тройного расширения, шести циллиндрических огнетрубных котлов шотландского типа и экспериментальных котлов.

Проектная мощность силовой установки по сравнению с предыдущем типом крейсеров была снижена на 1000 л. с. и составила 21 000 л. с., проектная скорость уменьшилась на узел.

Главный броневой пояс стал толще- 152 мм крупповской брони высотой 3 метра и длиной 74- 75 метров. За пределами котельных и машинных отделений толщина бронепояса снижалась от рубки до носового орудия до 108 мм, а к носовой оконечности - до 51 мм. Главный пояс замыкался броневыми траверзами из 127-мм плит.

Бронепалуба была выполнена двухслойной, главная палуба имела толщину 75 мм, а верхняя - 19 мм. Толщина бронирования башен орудий основного и вспомогательного калибра составляла 152 мм(по др. данным 127 мм), боевой рубка - 305 мм. Орудийные погреба главного калибра и переборки отсеков силовой установки были защищены 108-мм бронированием.

HMS_Antrim_Starboard_7.5_inch_wing_gun Орудие 190-мм BL 7,545 Mk I установленное на HMS Antrim
HMS_Antrim_Starboard_7.5_inch_wing_gun Орудие 190-мм BL 7,545 Mk I установленное на HMS Antrim
HMS_Roxburgh_ расчетам казематных орудий приходилось постоянно использовать водозащитные костюмы.
HMS_Roxburgh_ расчетам казематных орудий приходилось постоянно использовать водозащитные костюмы.

Вместо слабых 152 мм в двухорудийных башнях на крейсерах были размещены новые 190 мм пушки в четырёх одноорудийных башнях по одному на носу и на корме и по одному с каждой стороны надстройки. 190-мм орудия BL 7,5/45 Mk I, разработанные компанией Vickers стреляли 91 кг снарядами на дальность 12 600 м ,при скорострельности 4-5 выстрелов в минуту ,на дистанции 2700 м бронебойный снаряд уверенно пробивал 114-мм броню.

Вспомогательный калибр состоял из 6 152-мм морских орудий BL 6/45 Mk VII, установленных в бортовых казематах в центре корабля . Четыре из них были установлены на главной палубе и не могли использоваться при сильном волнении. Орудия имели дальность стрельбы до 11 200 м снарядами массой 45,4 кг, при этом скорострельность составляла 5-7 выстрелов в минуту.

На крейсеры устанавливалось в качестве противоминной защиты 18 орудий 47-мм 3pdr Hotchkiss , причем три из них размещались на крыше башен ГК, еще две - в кормовой части надстройки машинного отделения, а остальные - по бортам. Предполагалось, что эти орудия должны были управляться расчетами крупнокалиберной артиллерии при атаке эсминцев и других небронированных целей, когда использование артиллерии крупного калибра нецелесообразно. Пулеметное вооружение было представлено двумя пулеметами Maxim.

Для десанта имелось две 12-фунтовых 8 CWT пушки . Для торпедных атак- два подводных одиночных торпедных аппарата , рассчитанных на торпеды 450 мм RGF Mark VI/Fiume 18 Mark III.

Наиболее загадочная судьба выпала на долю крейсера «Хэмпшир» .В 1916 году его перевели во 2-ю эскадру, в составе которой он принял участие в Ютландском сражении. Там он,правда,ограничился четырьмя (или восемью)залпами по германским легким крейсерам и беспорядочной стрельбой по "обнаруженным" перископам.Повреждений не получил.

Через несколько дней после битвы крейсер принял на борт фельдмаршала лорда Китченера( к слову -изобретатель концлагерей для мирного населения), направлявшегося с визитом в Россию. 5 июня 1916 года «Хэмпшир» затонул в проливе у Оркнейских островов, предположительно подорвавшись на мине, выставленной за месяц до этого немецкой подводной лодкой U-75. Из 737 человек команды крейсера выжить удалось лишь двенадцати. Одним из погибших был военный министр Великобритании лорд Китченер, следовавший с дипломатическим визитом в Россию через Архангельск

Поездка Китченера держалась в секрете,о гибели «Хэмпшира» Лондон сообщил только на следующий день. Задержка породила массу домыслов. Ходили слухи, что кайзеровская разведка узнала маршрут крейсера, и либо диверсанты установили бомбу с часовым механизмом в артиллерийском погребе, либо была выслана подводная лодка, которая торпедировала корабль.

После войны некоторые обвиняли членов английского правительства, в том числе будущего премьер-министра Уинстона Черчилля, в передаче информации противнику с целью избавиться от Китченера. Также фигурировала версия, что виновницей гибели была российская императрица Александра Фёдоровна, которая сообщила кайзеру Вильгельму о поездке военного министра Великобритании в Россию.

Виновница катастрофы, подлодка U-75, подорвалась 14 декабря 1917 года на английской мине в Северном море и затонула со всем экипажем.

Lord_Kitchener_and_Admiral_Jellicoe_aboard_a_ship,
Lord_Kitchener_and_Admiral_Jellicoe_aboard_a_ship,

Гора́цио Ге́рберт Ки́тченер
Гора́цио Ге́рберт Ки́тченер
-15

the_Wreck_of_the_Hampshire_ Гибель "Хэмпшира"
the_Wreck_of_the_Hampshire_ Гибель "Хэмпшира"

Затонувший корабль расположен в точке с координатами 59°7.065' с. ш. и 3°23.843' з. д., и находится под защитой Английского закона о военных Захоронениях от 1986 года. В связи с этим спуск на него без особого разрешения запрещён. Корабль лежит кверху килем на глубине 55—70 метров. В 1983 году с «Хэмпшира» нелегально подняли на поверхность один из винтов и часть гребного вала. Теперь эти останки можно увидеть в гавани Скапа-флоу на острове Хой (Оркнейские острова).

-18
-19

Пушки главного калибра с разобранных на металл крейсеров британцы пристроили в береговые батареи-семь в Голландскую Вест-Индию,3-в Канаду и 5-в Мозамбик.6-дюймовок данного образца,одних из самых распространенных, в береговую оборону пристроили 103 штуки!

-20

Британцы создавали свой проект "Девоншир" против французских "Глуаров". Только британские крейсера вступили в строй одновременно с французскими крейсерами типа "Леон Гамбетта",которым при практически одинаковой скорости уступали и по вооружению и по защите.

В первой мировой войне "Девонширы" приняли самое активное участие,только особых побед на свой счет им записать не удалось. Из-за низкой скорости «Девонширы» просто не успевали к месту боя, так в бою у Фолклендов «Карнарвон» далеко отстал от своих «младших братьев» и отличился в качестве наиболее бесполезной единицы британской эскадры. Хотя пленные с "Шарнхорста" сообщили о нескольких удачных попаданиях с "Карнарвона".

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.