Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Красный флаг вьетнамского президента."Вальдек Руссо".

Изменение внешнеполитической ориентации Франции, ознаменованное англо-французским соглашением 1905 года, на кораблестроительной программе страны отразилось значительно позже. По инерции французские адмиралы готовились воевать со вчерашним врагом. Несмотря на то,что потенциальным противником уже становился растущий германский флот,положенные по программе развития флота броненосные крейсера были запланированы к постройке.

В качестве базы для проекта был выбран удачный скоростной "Эрнест Ренан".Только опыт русско-японской войны и французов привел к выводу о преимуществе единого главного калибра.Вместо четырех 194-мм тяжелых и двенадцати 163-мм скорострельных орудий на новых крейсерах установили 14 194 мм орудий.Линию французских броненосных крейсеров завершили самые мощные корабли этого типа.Единый главный калибр и новая схема бронирования ,однако, не спасли корабли от морального устаревания в связи со сменой технологических эпох в кораблестроении.

Названия новые крейсера получили в честь французских политических и общественных деятелей-"Вальдек Руссо" и "Эдгар Кине".

Эдгар Кинэ (Edgar Quinet; 17 февраля 1803, Бурк-ан-Брес, — 27 марта 1875, Версаль) — французский историк. (1803-1875). Он был специалистом в области истории Германии, профессором Collège de France (рус. Колледж Франции).
Пьер Мари Рене Эрнест Вальдек-Руссо ( Pierre Marie René Ernest Waldeck-Rousseau) (2 декабря 1846 года, Нант, Франция — 10 августа1904 года, Корбей, Франция) — французский государственный деятель. Председатель Совета Министров Франции (1899—1902).

Спуск на воду крейсера Edgar Quinet. 21 сентября 1907 года.
Спуск на воду крейсера Edgar Quinet. 21 сентября 1907 года.

«Вальдек-Руссо» Waldeck-Rousseau - Naval Group , Лориан . Заложен 31 июля 1905 года, Спущен на воду 4 марта 1908 года. Введён в эксплуатацию 1 декабря 1910 года (в августе 1911 года ). Выведен из боевого состава 1936. Выведен из состава флота 1941—1944 годы

«Эдгар Кинэ» Edgar Quinet — Брест . Заложен 6 ноября 1905 ,Спущен на воду 21 сентября 1907 ,Введен в строй январь 1911, в 1925— 1927 годах переоборудован в учебное судно. Потерпел кораблекрушение у бе­регов Алжира 9 января 1930.

Водоизмещение 13 650 тонн. Длина 158,2 м. Ширина 21,5 м. Высота 8,3 м. Двигатели-3 паровые машины,42 паровых котла Никлосса,37 000 л. с. Скорость хода 23 узла. Экипаж 566 человек.
Вооружение-2 × 2 и 10 × 1 — 194-мм, 20 × 1 — 65-мм. Минно-торпедное вооружение- Два однотрубных 450-мм торпедных аппарата

по другим данным-

Водоизмещение  13 847 т («Вальдек-Руссо» 13 995 т), Размерения- 158,9x21,51x8,41 м. Двигатели- Паровых машин - 3, 40 котлов («Вальдек-Руссо» 42 котла ),3 винта, проектная 36 000 л.с.,Скорость 23 уз.,максимальная 23,1 - 23,9 узла. Бронирование : пояс 150 — 40 мм, казематы 180( 120-193 ) мм, башни 150-200 мм, барбеты - до 200 мм ,палубы 65+35 мм, рубка 150-200 мм. Экипаж 859-892 чел. Вооружение - 14 ( 2 × 2 и 10 × 1) -194 мм/50, 20 × 1 - 65 мм, 2 × 1 торпедных аппарата 450 мм.

В 1916-1918 годах установлены 47-мм/50 и 65-мм/50 зенитные орудия.

-4
«Вальдек-Руссо»
«Вальдек-Руссо»

Броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо» стали развитием проекта «Эрнест Ренан». Последние французские броненосные крейсера имели высокий борт с длинным полубаком,прямым форштевнем, тяжелой боевой носовой мачтой и легкой сигнальной кормовой.По старинной французской традиции крейсер украшали шесть дымовых труб, которые были сгруппированы двумя блоками по три, и восемь патрубков вентиляторов .

Силовая установка крейсера была трехвальной ,с тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения и сорока котлами Белльвилля на «Эдгар Кине» и сорока двумя котлами Никлосса на «Вальдек-Руссо» ,проектная мощность силовой установки составляла 36000 л.с. Из-за большего на 2000 тонн водоизмещения, крейсера не достигли скорости «Эрнеста Ренана», продемонстрировав только 23 узла на мерной миле. «Эдгар Кине» на ходовых испытаниях смог развить скорость 23,9 узла при форсированной мощности 40294 л.с. Запаса угля хватало на 12500 километров экономичного 10-узлового хода.

Единым главным калибром на крейсере стояли четырнадцать 194-мм орудий Мlе1902 с длиной ствола 50 калибра. Четыре орудия располагались в двухорудийных башнях на носу (на полубаке) и на корме (на верхней палубе); шесть стояло побортно в одноорудийных башнях (на полубаке) и четыре стояло в казематах (носовые на верхней палубе, кормовые на главной). Все башни были нового типа, с орудиями, перезаряжаемыми при любом угле вертикальной наводки. Скорострельность орудий была 4 выстрела в минуту, а дальность - 14 000 метров.

Противоминное вооружение состояло из двадцати 65-мм орудий Мlе1902 с длиной ствола 50 калибра. Они были установлены в казематах на верхней палубе.Уже на момент закладки этого было совершенно недостаточно для борьбы с быстрорастущими эсминцами.На крейсере стояли два подводных 450-мм торпедных аппарата, расположенных в центре корпуса для стрельбы перпендикулярно курсу корабля.

Бронирование крейсера осуществлялось крупповской цементированной броней. Схема была стандартной для французских крейсеров- с полным броневым поясом по ватерлинии высотой 2,6 метра, из которых 1,3 находились ниже ватерлинии. Толщина пояса в центре корпуса — между мачтами — была равна 150 миллиметрам, уменьшаясь до 94 миллиметров к верхней кромке. В носовой оконечности пояс утончался до 70 миллиметров в нижней части и 38 миллиметров в верхней,в кормовой оконечности — до 84 и 38 миллиметров, соответственно.Нижняя броневая палуба имела выпуклую форму; её толщина в плоской части составляла 45 миллиметров, а на скосах, соединявшихся с нижней кромкой главного пояса — 65 миллиметров. Над ней располагалась плоская верхняя броневая палуба, опиравшаяся на верхнюю кромку броневого пояса и имевшая толщину в 35 миллиметров. Пространство между палубами было разделено на мелкие герметичные отсеки, предназначенные для локализации повреждений.Броневые башни крейсера ,основания и барбеты были защищены 200 миллиметровыми плитами . Казематы орудий главного калибра были защищены 190 миллиметровой броней.

-6

Во время мировой войны крейсера несли службу в Средиземноморье,в основном у греческого побережья. «Вальдек-Руссо» 18 октября 1914 года участвовал в бою с австрийской субмариной U-4 и аэропланами при Которе. В августе 1916 года вновь принял бой с подводной лодкой. 8 января 1916 года крейсера вместе с броненосными крейсерами Ernest Renan и Jules Ferry подошли к Корфу и 10 января высадили десант для оккупации греческого острова. Захват прошел без сопротивления.

В 1919 — 1920 годах крейсера находились на Черном море, «Вальдек-Руссо» был флагманом французской легкой эскадры ( контр-адмирал Дюмениль). Крейсера использовались для поддержки белых войск .

Французская интервенция не задалась.Уже в феврале 1919 г. 58-й французский пехотный полк в Тирасполе отказался сражаться против большевиков и потребовал возвращения домой. Затем отказались воевать солдаты 176-го пехотного полка в Херсоне. 27 марта 1919 г. на заседании Совета четырех на Парижской мирной конференции было решено эвакуировать из Одессы войска Антанты.

2 апреля интервенты и белогвардейцы начали эвакуацию. 6 апреля матросы крейсера «Вальдек Руссо» отказались открыть огонь по входившим в Одессу частям Красной армии и подняли на крейсере красный флаг. Тем не менее интервентам не только удалось провести эвакуацию, но и увести с рейда 112 русских судов, как коммерческих так и транспортной флотилии Черноморского флота. При этом несколько десятков русских судов было «приватизировано» французами.

Следующим стал Крым.В конце марта 1919 года красная 1-я Заднепровская стрелковая дивизия вышла к Перекопу. Французское командование приняло решение оставить Крым. В связи с этим союзные войска учинили в Севастополе неслыханный грабеж. Грабили склады Черноморского флота,припасы «Особого запаса» ,заготовленные для захвата проливов.

17 апреля союзное командование произвело «учебную стрельбу» с французского дредноута «France», в результате которой были убиты и ранены несколько мирных севастопольцев. После этого команда линкора взбунтовалась и подняла красный флаг.19 апреля около часу дня сошедшие на берег команды с французских кораблей «France» , «Жан Бар», «Мирабо», «Дю Шайла» и «Верньо» устроили по улицам Севастополя демонстративное шествие с красными флагами и пением Интернационала.

После расстрела демонстрантов «France» под командованием судового комитета поднял якоря и убыл восвояси. 1 мая дредноут был уже в Бизерте. К «France» хотел присоединиться эсминец «Протей», но офицерам удалось арестовать вожака матросов Андре Марти. Произошло несколько стычек матросов с офицерами на французском дредноуте «Жан Бар», также стоявшем на Севастопольском рейде.

Броненосец "Мирабо" при эвакуации сел на мель и хотя интервентам удалось большую его часть увести во Францию,восстановлению он уже не подлежал.

26 апреля 1919 года во время стоянки в Севастополе на борту «Вальдек-Руссо» вспыхнуло восстание, подавленное 28 апреля, спустя два дня. Красный флаг поднял матрос — уроженец Вьетнама Тон Дык Тханг, ставший впоследствии преемником Хо Ши Мина на посту президента Вьетнама.

Таким образом, Франция отправила в Черное море более трети своего флота, и все эти суда по разным причинам стали небоеспособными.Попытка заменить корабли не удалась.

1 мая 1919 г. только в Париже на первомайскую демонстрацию левые силы вывели полмиллиона человек. В тот же день прошли мощные демонстрации в Лионе, Марселе, Бордо, Руане, Гавре и других городах.Французское правительство было вынуждено пойти на серьезные уступки трудящимся. Так, 17 апреля был принят закон о 8-часовом рабочем дне. Кампания «руки прочь от Советской России!» была весьма эффективной .

11 июня 1919 г. был отдан приказ линкору «Прованс» из Тулона следовать на Черное море. На линкоре началось восстание. Почти одновременно восстали команды линкоров «Вольтер» и «Кондорсэ», стоявших в Бизерте, и на крейсере «Гишен» в порту Итеа. Моряков поддержали рабочие заводов Тулона и Бреста, где начались баррикадные бои.

11 ноября 1920 года уже во врангелевский Севастополь из Константинополя прибыл французский крейсер «Вальдек Руссо» в сопровождении эсминца «Алжирец». На его борту находился временно командующий французской Средиземноморской эскадрой адмирал Дюменил. В ходе переговоров с французским адмиралом Врангель предложил передать Франции весь военный и коммерческий флот Черного моря в обмен на содействие в эвакуации белой армии. Во время Великого исхода из Крыма в ноябре 1920 года крейсер прикрывал эвакуацию и уходил последним вместе с генералом Врангелем .

В начале марта 1921 эскадра адмирала Дюмениля ,в т.ч. "Вальдек-Руссо" оказывала огневую поддержку войскам грузинских меньшевиков,оккупировавшим Абхазию ,против советских войск.

Затем «Вальдек-Руссо» долго служил флаг­маном отряда кораблей на Дальнем Востоке. В 1924 году корабль встал на прикол в Тулоне, в апреле 1929 года вернулся в состав ВМФ. В 1931 году вновь выведен из состава флота и списан в 1932 году. В 1932-36 гг. корабль стоял в Бресте. C 16 июня 1936 года использовался в качестве судна береговой обороны, находясь в Ландевеннеке, Бретань.Во время Второй мировой войны был разобран на металл .

Президент Франции Фальер на борту крейсера Edgar Quinet во время государственного визита в Нидерланды в 1911 году.
Президент Франции Фальер на борту крейсера Edgar Quinet во время государственного визита в Нидерланды в 1911 году.

Edgar_Quinet
Edgar_Quinet

На Edgar Quinet в августе-сентябре 1911 года инженер Jacques Saconney ( Жак Сакони) испытывает экспериментальные воздушные змеи для высотного наблюдения с человеком на нем.Так же в этом году крейсер посетил Амстердам с президентом Франции Фальером на борту.В 1913 году Edgar Quinet участвовал в международной военно-морской демонстрации, в которую входили корабли Великобритании, Германии и Австро-Венгрии, у берегов Албании. Демонстрацией великие державы вынудили сербскую армию передать захваченный во время Балканской войне албанский город Скутари международным силам.

Испытания экспериментальных воздушных змеев для высотного наблюдения на борту крейсера Edgar Quinet. 1911 год.
Испытания экспериментальных воздушных змеев для высотного наблюдения на борту крейсера Edgar Quinet. 1911 год.
Испытания экспериментальных воздушных змеев для высотного наблюдения на борту крейсера Edgar Quinet. 1911 год.
Испытания экспериментальных воздушных змеев для высотного наблюдения на борту крейсера Edgar Quinet. 1911 год.

Конец войны крейсер встретил на Мальте.Во время гражданской войны в России поддерживал войска интервентов и белогвардейского движения. Затем крейсер с эскортом эсминцев и тральщиков отправился в Константинополь и оттуда в Средиземноморье к турецкому побережью в Мерсине. Там с корабля был высажен десант для защиты греческих поселений во время греко-турецкой войны. Edgar Quinet проводил обстрелы турецких деревень.В 1920 году он стал флагманом 1-й дивизии в Средиземном море .В сентябре 1922 года Edgar Quinet и Jean Bart были направлены в Смирну для защиты французских интересов в греко-турецкой войне. Во время Великого пожара в Смирне на борту крейсера нашли спасение 1200 горожан. В 1925— 1927 годах переоборудован в учебное судно. За это время были сняты четыре 194-мм орудия и две дымовые трубы, а так же реконструирован мостик. В 1929 году Edgar Quinet прошел капитальный ремонт, крейсер был оснащен оборудованием для разведывательных гидросамолетов .После возвращения на службу, корабль использовался в качестве учебного корабля для курсантов из Военно-морской академии.

Крейсер Edgar Quinet после переоборудования в учебный корабль.
Крейсер Edgar Quinet после переоборудования в учебный корабль.
Крейсер Edgar Quinet после переоборудования в учебный корабль.
Крейсер Edgar Quinet после переоборудования в учебный корабль.

29 декабря 1929 года учебный корабль Edgar Quinet прибыл в Алжир после двухмесячного круиза по Средиземноморью. Крей­сер имел на борту около 100 гардемарин. 4 января 1930 года крейсер
с эсминцем
Enseigne Roux вышли в море для учений по торпедной атаке. У мыса Бланко , в 18 милях от Орана,крейсер в тумане сел на подводные скалы.

Поврежденный крейсер Edgar Quinet на камнях после аварии.
Поврежденный крейсер Edgar Quinet на камнях после аварии.

Четыреста членов экипажа на борту эскадренного миноносца были направлены в Оран. Остальная часть экипажа была снята позднее. Сто человек остались на борту для демонтажа оборудования. С корабля были сняты все припасы и легкая артиллерия.Водолазы, обследовавшие корпус поврежденного крейсера в этот же день, обнаружили 15 метровую пробоину по правому борту. Вода затопила помещение котельной.Спасти тяжелую артиллерию и сам корабль не удалось, т.к. спустя пять дней броненосный крейсер Edgar Quinet переломился на две части и затонул.

-14

-15
-16

Суд над командиром крейсера капитаном 1 ранга Бенуа признал его виновным в аварии. Его обвинили в легкомысленной проводке корабля опас­ным фарватером, что не вызывалось необходимостью, в непринятии необходимых мер к спасению корабля. Хотя обвиняемый ссылался на то, что крейсер выскочил на камни, которые не были нанесены на карты, он был отстра­нен от командования сроком на два года.

-18

Последние и самые мощные броненос­ные крейсера французского флота стали первыми французскими крейсерами "дредноутного" типа -с артиллерией единого калибра. Их бортовой залп состоял из девяти 194-мм орудий — больше, чем у любого другого броненосного крейсера того времени — и они могли применить по восемь орудий как погонные и ретирадные. Впервые примененная во французском флоте унифицированность тяжелой артиллерии давала им значительные преимущества в бою на дальней дистанции с любым другим броненосным крейсером , даже столь мощными, как британские типа «Минотавр».

Небольшим недостатком являлось архаичное размещение части орудий главного калибра в казематах, но оно было вызвано стремлением использовать уже готовый дизайн корпуса от крейсера «Эрнст Ренан», с заменой 163-мм орудий на 194-мм. Гораздо большим минусом была слабость противоминной артиллерии.Бронирование крейсеров надежно защищало их ватерлинию, и обеспечивало возможность поддерживать высокую скорость даже под обстрелом противника, не опасаясь затоплений и нарушения обшивки вблизи ватерлинии. Кроме того французские крейсера традиционно отличались хорошей мореходностью.

Созданные для нарушения неприятельской торговли они были созданы исходя из необходимости превосходить индивидуально крейсера основного потенциального противника — Великобритании — и обладать достаточной скоростью и мореходностью, чтобы уклониться от боя с превосходящими силами противника.

Однако, крейсера типа «Вальдек-Руссо» морально устарели вдвойне. Во первых исчез противник,которому они должны были противостоять,во-вторых,технологический скачок заменил броненосные крейсера турбинными линейными крейсерами с линкорной артиллерией.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.