Найти в Дзене
Живопись

Художник Игорь Эммануилович Грабарь

О художнике Игоре Эммануиловиче Грабаре следует говорить много и восторженно хотя бы потому, что для отечественной культуры он стал настоящим ангелом-хранителем.

Попечительство Третьяковской галереи с 1913 по 1925 гг, создание реставрационных мастерских в Москве в разгар Гражданской войны, пополнение фондов советских музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной, в рамках программы компенсационной конфискации, руководство Институтом истории искусств АН СССР, – трудно даже вообразить масштабы той грандиозной деятельности, плодами которой мы, не особо задумываясь, пользуемся и по сей день.

Талантливый литератор и исследователь, Игорь Грабарь оставил потомкам целую галерею удивительно точных глубоких словесных портретов своих современников – живописцев, скульпторов, архитекторов, тех, чьи жизненные истории происходили у него на глазах. И всё же, не умаляя собственных достижений на поприще защиты и сохранения культурных ценностей, Игорь Эммануилович всегда считал себя, в первую очередь, именно художником, а потом уже всем остальным. При невероятной загруженности он обязательно выкраивал время для живописи, но даже в этом древнем, как мир, занятии умудрялся находить новые приёмы и революционные техники.

Грабарь И.Э., «Зимнее утро», 1907, холст, масло, Севастопольский ХМ им. П.М. Крошицкого
Грабарь И.Э., «Зимнее утро», 1907, холст, масло, Севастопольский ХМ им. П.М. Крошицкого
Грабарь И.Э., «Иней», 1918, картон, масло, Астраханская ГКГ им. П.М. Догадина
Грабарь И.Э., «Иней», 1918, картон, масло, Астраханская ГКГ им. П.М. Догадина

Любимым временем года у художника была зима; в холодных зимних пейзажах он видел невероятное очарование, которое стремился максимально точно передать на холсте. В студёные солнечные дни Грабарь в буквальном смысле слова зарывался вместе с мольбертом в снег, чтобы оттуда, из глубоких траншей, любоваться радужным сиянием мельчайших ледяных кристаллов на берёзах. Белые мохнатые от инея ветви на фоне небесного ультрамарина не просто сверкали; они мелодично звучали, наполняя безмолвные окрестности чистым хрустальным звоном.

Грабарь И.Э., «Морозное утро. Розовые лучи», 1906, холст, масло, частное собрание
Грабарь И.Э., «Морозное утро. Розовые лучи», 1906, холст, масло, частное собрание
Грабарь И.Э., «Иней»,1905, холст, масло, Ярославский ХМ
Грабарь И.Э., «Иней»,1905, холст, масло, Ярославский ХМ
Грабарь И.Э., «Иней»,1907-1908, холст, масло, Киевский МИИ
Грабарь И.Э., «Иней»,1907-1908, холст, масло, Киевский МИИ

Многократно возвращаясь к пейзажам с инеем, живописец стремился наиболее точно передать объём, свечение, многоцветность этого волшебного ледяного эффекта с помощью обычных красок; он словно соревновался с самой природой в мастерстве. Во время коротких пленэров, пока палитра окончательно не замерзала на морозе, мастер спешил запечатлеть на холсте сиюминутную игру солнечного света, тысячекратно преломлённого в крошечных снежных гранях. Неслучайно период увлечённости Грабаря русской зимой, выпавший на 1905-1908 гг., считается подлинно импрессионистским, хотя сам Игорь Эммануилович никогда не баловался подражательством французским метрам, вырабатывая собственные приёмы в передаче световой гармонии.

Грабарь И.Э., «Сказка инея и восходящего солнца»,1908, холст, масло, Посольство РФ в Великобритании, Лондон
Грабарь И.Э., «Сказка инея и восходящего солнца»,1908, холст, масло, Посольство РФ в Великобритании, Лондон
Грабарь И.Э., «Март»,1939, холст, масло, ГРМ
Грабарь И.Э., «Март»,1939, холст, масло, ГРМ

Художественные эксперименты Грабаря оказались не напрасными: ослепительная картина парящего в воздухе инея оживает на глазах у изумлённых зрителей, и дух захватывает от холодной завораживающей её красоты.

Грабарь И.Э., «Роскошный иней», 1941, холст, масло
Грабарь И.Э., «Роскошный иней», 1941, холст, масло
Грабарь И.Э., «Березовая аллея», 1940, холст, масло, ГТГ, Москва
Грабарь И.Э., «Березовая аллея», 1940, холст, масло, ГТГ, Москва

🎯 Автор: Лёля Городная. Спасибо за прочтение!

Подписаться