Математика, биология, русский язык, география.. ИЗО стоит в одном ряду с этими школьными предметами и его название не вызывает вопросов. Потому что привычно. И потому что созвучно с тремя первыми буквами словосочетания "изобразительное искусство".
Многие люди ошибочно полагают, что ИЗО – это сокращенный вариант слова "изобразительное", то есть три начальные буквы этого слова. Следуя этой логической цепочке, можно было бы тогда называть географию – ГЕО, а биологию – БИО. Но ведь этого не происходит.
Нет, ИЗО – это не сокращение одного слова, а аббревиатура из трех слов. Обратите внимание, что все три буквы здесь написаны заглавными. К словосочетанию "изобразительное искусство" ИЗО имеет лишь опосредованное отношение.
Забавно, но расшифровки этой аббревиатуры, как правило, не знают даже сами работники школы. Кроме завуча и учителя ИЗО конечно. Учителям других предметов это не особо интересно, а детям настолько привычно, что они над этим не задумываются. Большинство из них заканчивает школу, так и не узнав расшифровки.
Иногда вместо ИЗО в школьном расписании уроков стоит слово "рисование", и эти названия ошибочно считаются взаимозаменяемыми. Но это тоже ошибка. ИЗО – это не рисование. Вернее, не только рисование.
Люди не знают об этом, в первую очередь потому, что практически ни в каких школьных документа ИЗО не расписано по словам, а используется исключительно в аббревиатуре.
Так удобнее, так короче.
Нелогично выделять дополнительную строчку в дневнике/журнале/расписании под длинное название этого, прямо скажем, маловажного с точки зрения учителей, родителей и детей предмета.
Аббревиатура ИЗО берет начало из основ преподавания в советской школе
Вспомним, насколько разносторонним было образование в советской школе. Как много внимания уделялось развитию чувства прекрасного в подрастающем человеке.
Дети в советской школе:
- рисовали карандашом (это называлось графикой);
- осваивали технику рисования альтернативными материалами, например углём, сепией, сангиной;
- рисовали красками (это называлось живописью, причем делилось по подвидам);
- изучали декоративно-прикладное искусство (роспись по дереву, выжигание);
- лепили из пластилина и глины (лепка, скульптура);
- составляли аппликации и коллажи;
- учились вырезать фигурки ножницами;
- делали оригами, гербарии и еще много всего интересного и полезного.
И все это было объединено одним ёмким определением.. искусство запечатления образов (образов окружающего мира). То самое ИЗО. Ведь запечатлеть окружающее можно несколькими способами, не только рисованием!
Искусство запечатления образов. Вот такое обширное понятие вкладывалось в короткую аббревиатуру.
Лет 30-40 назад уроки ИЗО в школах начали примитивизироваться, постепенно сократившись до рисования одной лишь акварелью/гуашью. Затем, в середине нулевых, вновь вернулась мода на развитие творческих задатков личности ребенка, и теперь уроки ИЗО вновь могут похвастаться разнообразием техник и приемов. Не во всех школах конечно, но все же.