ProstoProSport рассказывает о самых изощренных способах иностранных спортсменов уйти от наказания за допинг.
Что случилось?
В августе 2019 года канадская каноистка, 11‑кратная чемпионка мира Лоренс Венсан-Лапуант сдала положительный допинг-тест на препарат лигандрол. Ее ждало аннулирование некоторых результатов и длительная дисквалификация. Но 27 января 2020‑го международная федерации гребли на байдарках и каноэ выпустила отчет, в котором сказано – Лапуант стала жертвой заражения третьей стороной. Канадку полностью оправдали. Оказывается, запрещенное вещество попало в ее организм после полового акта с бойфрендом. Хорошая отмазка, ничего не скажешь. Но еще больший смех вызывает способ доказательства этой «передачи». Волос молодого человека отправили на экспертизу, и она показала наличие в его организме лигандрола. Интересно, когда подобные тесты стали проводить по волосам, а не по крови или моче. Ну и непонятно, как им что-то можно доказать? Единственный вывод из такого результата – парень спортсменки тоже употреблял препарат. Поэтому Венсан-Лапуант должна получить дисквалификацию, возможно сокращенную, из-за смягчающих обстоятельств.
Кого еще отмазали?
Канадская каноистка не первая, кто стал жертвой заражения партнером. Так в крови американского бегуна Гила Робертса оказались следы пробенецида после поцелуя с девушкой. И, конечно же, чемпиона Игр в Рио оправдали. Гражданин США априори никогда и ни в чем не виноват по праву рождения. А если что-то и нашли, так это случайно, враги подбросили.
Еще более вопиющий случай недавно произошел со знаменитым британским бегуном стайером Мо Фара. Британское антидопинговое агентство отказалось предоставлять WADA его пробы для повторного тестирования. Против экс-тренера Фара Альберто Салазара ведется расследование, и результаты анализов всех его подопечных повторно проверяются. Но до проб Мо офицеры всемирного антидопингового агентства добраться не смогут. Глава UKAD Николь Сапстед заявила, что заблокирует любые попытки изъятия биоматериалов, пока не будет доказано, что они содержат следы запрещенных веществ. Интересная картина получается. Как это можно сделать без положительных тестов? Более железное доказательство только дневник Григория Родченкова, но Фара там, конечно, нет. «А что, так можно было?» – иронично прокомментировал эту новость в твиттере российский барьерист Сергей Шубенков. Действительно, лучше и не скажешь. Надо и нам взять на вооружение такой способ.
Снова легкая атлетика и снова спринтер из США. В 2001 году Джастин Гэтлин получает год дисквалификации за амфетамин. В 2006‑м в его крови находят уже гормональные препараты и выгоняют из спорта на восемь лет. Через суд он добивается сокращения срока вдвое. А после возвращения становится серебряным и бронзовым призером Олимпиад, а также двукратным чемпионом мира. И никто из иностранцев не возмущается, что соревнуется против жулика и обманщика. Никто не призывает не допускать его до международных стартов.
Также и с норвежской лыжницей Терезой Йохауг все лобызаются после финиша. Она тоже не коварная русская допингистка. А стероиды – это случайно. Во всем виноват крем для губ. Бедная Терезочка здесь жертва, а не мошенник. Но вернемся к Гэтлину. В 2017‑м британские журналисты попали в тренировочный лагерь Джастина под предлогом съемок фильма о спорте. Там обратились к тренеру и агенту бегуна за стимулирующими препаратами для актеров, а те в красках расписали, как их добыть. Потом еще и рассказали, что в легкой атлетике допинг до сих пор широко используется, а тесты – пустая формальность. И нет бы WADA раскрутить это дело. Но что вы, нельзя. Тогда Гэтлину придется пожизненно оставить спорт.
По количеству допинга с легкой атлетикой могут посоперничать только велогонки. Там тоже есть свои отмазанные герои. И национальность у них, конечно, какая надо. Казаха, россиянина, колумбийца погнали бы как вшивых по бане, но только не британца Криса Фрума. Спортсмен попался на превышении дозы противоастматического препарата сальбутамола. Норвежского лыжника Мартина Йонсруда Сундбю за такое хотя бы отстранили на два месяца. В случае с велогонщиком вообще не было никакого наказания. Только вчитайтесь в эту формулировку – «результат допинг-теста, нарушающего норму, был следствием применения разрешенной дозы сальбутамола». Ну просто театр абсурда. Ионеско с Бекеттом отдыхают. И таких случаев еще очень и очень много.
А что у нас?
В России же на четыре года за мельдоний, который вообще не понятно, почему запретили, отстраняют Александра Крушельницкого. И это в керлинге. Бесполезнее допинг разве что в шахматах. Был бы спортсмен, например, подданным британской короны, вообще бы вышел сухим из воды. Кстати, у его супруги Анастасии Брызгаловой пробы чистые. Это к слову о передаче половым путем и поцелуями.
Но у нас бы такие отмазки и не сработали. Во-первых, потому что мы по старинке глушим препараты, вроде ЭПО, которые даже чисто теоретически случайно в организм попасть не могут. Во-вторых, нет привилегий, как у западных спортсменов. Допинг – это плохо, бороться с ним надо. Но везде, а не только в России. Никто не отрицает наших проблем. Однако, когда одну страну прессуют и буквально на корню уничтожают целые виды спорта, а другим можно практически все, и работают любые оправдания, возникает много вопросов.
Наши власти, конечно, сами избрали спорт инструментом своей политики. Вот и получают теперь удар в это место после известных событий 2014 года. Но это не отменяет факта, что WADA и все подобные международные институты – сборище лицемеров. Они не борются за чистый спорт, а выполняют заказы в угоду своим спонсорам и учредителям. Иначе давно бы уже не было никакой гимнастки Симоны Байлз и теннисистки Серены Уильямс. А помните скандал с переливаниями крови в парикмахерских доктора Шмидта на чемпионате мира по лыжам? И чем он закончился? Да ничем – наказали нескольких ноунеймов и Алексея Полторанина. А до крупной рыбы никто добираться не хочет. Так же было и с «хьюман плазмой» в легендарном немецком бункере. Если Германия чем-то насолит мировому сообществу, эту историю мгновенно раскрутят, а пока все молчат.
Вся борьба с допингом в мире уже давно чистой воды политика. WADA – ангажированная организация. Поэтому необходимы серьезные реформы. Бороться с использованием запрещенных веществ должны действительно независимые структуры, на которые никто не может повлиять. Только в этих условиях прекратятся нападки на неугодные страны, где проблемы, конечно, есть, но они искусственно раздуты до невероятных масштабов. И только в этом случае мы больше не увидим, как оправдывают какого-нибудь очередного британца, немца или американца, потому что бедненький не виноват. Его похитили марсиане и что-то вкололи. Вот так стероиды и попали в организм. Причем обязательно докажут, что так все и было. Предоставят видеосъемку и расписку с личной подписью президента красной планеты.
Юрий Якушин