Речь пойдёт о стержневых радиолампах, исключительно советском изобретении, позволившем сделать основательный рывок в освоении космического пространства. Дело в том, что после изобретения американцами в 1947 году транзистора, янки принялись активно внедрять новую технологию в военную технику, а главное, в космическую отрасль. Понятно, что в ракетной технике тех лет, да и теперь, каждый грамм на счету, а транзисторы позволили здорово эти самые граммы сократить. Нужно учитывать также и малое энергопотребление, габариты и механическую устойчивость новых элементов. Разумеется работы над полупроводниками велись и в СССР, и даже весьма успешно, но тем не менее, мы довольно здорово отставали от заокеанских "партнёров" в этом направлении. Решение проблемы предложил мало кому известный инженер с завода "Светлана", Валентин Николаевич Авдеев.
Стержневые радиолампы предложенные им, представляли из себя не просто уменьшенные до минимально возможных размеров сеточные лампы, нет. Это был совершенно другой принцип работы прибора. В них анодным током управляли не привычные всем сетки, а тонкие электроды с изменяемыми на них потенциалами. По сути, это был прообраз полевых транзисторов в ваккуумном варианте.
Свойства этих радиоламп потрясали. Их размеры и вес очень ненамного превышали аналогичные параметры тогдашних транзисторов, зато во многом превосходили их по другим показателям. Так, например, они могли работать при температурах от - 55 до + 180 градусов, спокойно "переваривали" частоту до 800 МГц и очень надёжно монтировались на печатных платах. Кроме того, они не требовали высоковольтные источники питания и по экономичности не уступали транзисторам. Карманный радиоприёмник выполненный на них, размерами не превышал транзисторный, при грамотном монтаже, разумеется.
Эти лампы стали по настоящему революционными и позволили сделать рывок в развитии не только космической техники, но и авиации, связи, медицины и многом другом. Не буду голословным, но предположу, что они и по сей день кое где занимают свою нишу. Справедливости ради нужно отметить, что в 1957 году, янки ответили нам нувисторами.
Однако большого преимущества им это не дало. Во-первых, у нас очень скоро также было начато производство этих приборов. Причём настолько массово, что они использовались даже в бытовой технике. В частности в магнитофоне "Астра" в первом каскаде усилителя воспроизведения, благодаря своей малошумности стоял нувистор и т.д. Во-вторых, они были ненамного меньше и, практически, не легче. В-третьих они обходились значительно дороже в производстве. Поскольку корпус нувистора исключительно металло-керамический и откачать из него воздух обычным способом было невозможно, их приходилось собирать в ваккуумных камерах, используя специальную и дорогостоящую технологию.
В общем, не скажу, что мы стержневыми радиолампами "войну" у американских транзисторов выиграли, но то, что не проиграли это точно.
Рекомендую к прочтению свою статью об аэродромном радиооборудовании.
И о нувисторах.