Найти тему

"PORUS". История в сериале. О необычных деталях внешности Александра

И еще об Александре, коль скоро по нему соскучился мой единственный преданный комментатор :) Итак, как же выглядел в действительности великий завоеватель?

Источники сходятся на том, что с внешностью Александру повезло: это был настоящий золотоволосый прекрасный принц, какими в более поздние времена кишели рыцарские романы. Можно даже рискнуть предположить, не сам ли он и послужил образцом средневекового "прекрасного рыцаря" -- учитывая, что наиболее ранний из известных рыцарских романов как раз о нем и был (франко-провансальская поэма "Роман об Александре", 30-е годы XII века, автор - Альберик из Бриансона). Надо сказать, Рохит Пурохит похож на Александра куда сильнее, чем можно было бы ожидать, учитывая, что фильм индийский.

Рохит Пурохит в роли Александра. Картинка из сети
Рохит Пурохит в роли Александра. Картинка из сети

Впрочем, скульптурные портреты сохранились в достатке, и мы можем сами их оценить. Самому Александру больше всего нравились работы скульптора Лисиппа. А вот живописец Апеллес нарисовал царя более смуглым, чем на самом деле. Как пишет Плутарх со слов Аристоксена, кожа Александра была очень светлой с розоватым оттенком, красиво сочетаясь с золотым цветом волос, и источала приятный запах, который современники объясняли жаром натуры:

При­чи­ной это­го, воз­мож­но, была тем­пе­ра­ту­ра его тела, горя­че­го и огнен­но­го, ибо, как дума­ет Фео­фраст, бла­го­во­ние воз­ни­ка­ет в резуль­та­те воздей­ст­вия теп­лоты на вла­гу. Поэто­му боль­ше все­го бла­го­во­ний, и при­том самых луч­ших, про­из­во­дят сухие и жар­кие стра­ны, ибо солн­це уда­ля­ет с поверх­но­сти тел вла­гу, кото­рая дает пищу гни­е­нию. Этой же теп­ло­той тела, как кажет­ся, порож­да­лась у Алек­сандра и склон­ность к пьян­ству и вспыль­чи­вость. (с) Плутарх

А вот борода, которую в то время носили все греческие и македонские мужчины, вызывала разочарование. Она оказалась совсем не впечатляющей, и македонский наследник решил вопрос с мудрой простотой, достойной Сократа: чисто побрился. Должно быть, поначалу это выглядело необычно с точки зрения окружающих, но вскоре народ сошелся на том, что царевичу очень идет, подчеркивает красоту и юность, и вообще можно перенять новшество. Так Македония впервые стала законодательницей новой моды.

Рохит Пурохит в роли Александра. Фото из сети
Рохит Пурохит в роли Александра. Фото из сети

Что касается роста, то он, видимо, тоже несколько подкачал: скорее всего Александр был невысок в отличие от своего божественного предка Геракла и даже собственного отца. При исследовании гробницы Филиппа его рост установили как 1.80, тогда как рост его сына описывают как средний (на тот момент средний рост македонского мужчины примерно 1.64-1.67), а то и меньше (1.55). Выяснить точно не представляется возможным -- во время дележа царских завоеваний диадохи обходились с мумией Александра по принципу "бороться и искать, найти и перепрятать", чтоб не нашел конкурент и не прибавил себе легитимности через обладание мощами Божественного Основателя. В конце концов спрятали так, что потомкам уже нереально дознаться, где. Сидонский саркофаг, который некоторое время считали гробницей Александра, как выяснилось, принадлежал не ему.

Остается судить из описаний. В частности, упоминается, что он был ниже ростом, чем Гефестион, а у Курция читаем, что когда Александр, будучи во дворце Дария, сел в его кресло, ему понадобилась скамеечка для ног, тогда как тринадцатилетней дочери персидского царя, когда она сидела в том же кресле, таковая не требовалась. Видимо, Александр и правда не был высоким.

Рохит Пурохит в роли Александра. Фото из сети
Рохит Пурохит в роли Александра. Фото из сети

С другой стороны, мы не имеем сведений, что он как-то от этого страдал. Александр был хорошо сложен, прекрасно развит физически, отлично обучен владению оружием и вынослив настолько, что знаменитые легионеры Гая Мария тихо вздыхают в коридоре. При этом, в отличие от многих низкорослых мужчин, Александр никогда не завидовал и не ревновал, видя рядом высоких могучих воинов: Гефестиона, Селевка, того же Пора (в реале двухметрового богатыря, не в обиду будь сказано Лакшу Лалвани с его 1.75). Напротив, они его восхищали. Он любовался ими и одаривал милостями (слэшеры -- молчать, не такими!).

Была и еще одна интересная особенность, которую часто забывают в литературе и всегда -- в кинематографе, хотя в наши дни могли бы уже изобразить без затруднений. У Александра была гетерохромия -- проще говоря, глаза разного цвета. Один светлый, серо-голубой, другой -- темно-карий, или по поэтической формулировке Арриана: "Один глаз цвета неба, другой -- цвета ночи". То есть примерно так:

Гетерохромия. Иллюстрация из сети - братья из Турции Мехмет и Керем
Гетерохромия. Иллюстрация из сети - братья из Турции Мехмет и Керем

По воззрениям людей того времени можно расценить как еще один признак божественного происхождения, ибо весьма необычно. Или асурьего, если с точки зрения индийцев, которые при желании могли усмотреть в нем натурального Хираньякашипу, чему способствовали не только золотые волосы, но и некоторые особенности характера и темперамента -- свирепый золотоволосый демон, требующий поклоняться себе как божеству.

Ряд современных исследователей высказывают предположение, что несмотря на легенду о присутствии при рождении мальчика Артемиды, роды прошли не очень удачно, и Александр получил родовую травму, давшую тот томный наклон головы, который мы видим на всех скульптурных портретах, -- и легкую форму эпилепсии, не дававшую полноценных приступов, но отзывавшуюся время от времени тиком, судорогами и взрывами берсеркерской ярости (примерно так, как это бывало у нашего Петра Первого).

Другие возражают, что это не так, и Александр страдал лишь от последствий многочисленных ран, полученных в сражениях. Между тем известно, что одно из этих ранений -- в голову -- обернулось временным расстройством зрения. Предполагают, что оно могло вызвать посттравматический синдром Брауна -- редкую форму косоглазия, при которой у человека двоится в глазах при попытке смотреть прямо. Недостаток чаще всего компенсируется именно таким поворотом головы, который мы видим на скульптурных портретах Александра.

Портрет Александра работы Лисиппа. Музей в Стамбуле
Портрет Александра работы Лисиппа. Музей в Стамбуле