Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Августейшее семейство. «Кайзер Франц-Йозеф I» .

Неожиданная победа австрийского флота над итальянским в битве при Лиссе в 1866 году не только отправила развитие броненосных флотов всего мира специфическим путем(став почти за столетие единственным крупным столкновением линейных флотов и возведя стечение обстоятельств в новую тактическую Библию). Она привела к неизжитой родовой травме итальянского флота , а также к умеренному расцвету до того вполне незаметного в европейском масштабе флота Дунайской империи.

Адмирал Тегетгоф стал в неизбалованной победами Австро-Венгрии авторитетным флотоводцем, которому в управление выделили весь имперский флот. Ведь на суше в эту войну Австрия потерпела сокрушительное поражение от пруссаков. Тегетгоф разработал в 1867-58 годах обширную программу по строительству новых кораблей. Только с ее финансированием возникли проблемы. Австро-Венгрия с 1868 года стала двуединой монархией, связанной лишь личной унией. А для парламента Венгрии расходы на флот были лишь ненужными и непонятными . Адмиралам приходилось выкручиваться для поддержания боеспособности эскадры и тем более для постройки новых кораблей.

При этом у империи имелось все для передового кораблестроения-заводы "Шкода" освоили производство отличных орудий и броневых плит, в Фиуме появился первый торпедный завод, а в Поле и Триесте работали современные верфи.

13 ноября 1883 года император назначил главнокомандующим австрийским флотом вице-адмирала Максимилиана Даублебски фон Стернека , ветерана битвы при Лиссе и соратника Тегетгофа. Освоившись, фон Стернек начал лоббировать программу строительства новых кораблей по принципам "Молодой школы", с упором на крейсера и миноносцы.Эта стратегия официально стала государственной. Потенциальными противниками империи были Италия и Россия, рейдерские операции против которых бессмысленны. Поэтому для крейсеров основной задачей стала разведка в интересах эскадры и поддержка миноносцев при атаке .

Еще предшественник Стернека , Фридрих фон Пёк, пробил морскую программу 1881 года. Она предусматривала замену старых броненосцев "Кайзер"(исключен в 1875) и "Лисса"(в резерве с 1888). Идея построить вместо броненосцев более дешевые крейсера была благосклонно воспринята обоими парламентами.

Два крейсера «RamCruiser A» и «RamCruiser B» были профинансированы в рамках бюджетов 1888 и 1889 годов на сумму 5 360 000 гульденов (один броненосец "Kronprinz Erzherzog Rudolf ",1884 года закладки, обошелся казне в 5 440 000 гульденов).

Крейсера должны были возглавить атаку миноносцев на многочисленный броненосный флот Италии. Кроме того они стали ответом на итальянские эльсвикские крейсера "Giovanni Bausan" и "Etna". К концу 80-х годов Италия вышла на третье место в мире по мощи военного флота и хотя с 1882 года обе страны входили в Тройственный союз, но основным противником по-прежнему считали именно друг друга.

Стернек, используя итальянскую угрозу, получил увеличение финансирования на флот. Планировалось атаковать огромные итальянские броненосцы торпедными дивизиями из одного крейсера и 7 миноносцев. Сами будущие битвы виделись как аналог собачьей свалки при Лиссе, для чего большое значение придавалось таранам и концентрации огневой мощи в носовой части. Наличие тяжелых орудий позволило бы крейсерам "на равных" сражаться с итальянскими броненосцами, пробивая их броню.

Крейсера этой концепции Стернек называл "линкорами будущего". Официально в австрийском флоте они числились «торпедно-таранными» кораблями (Torpedo-Rammschiff). Иногда их называют таранными крейсерами( Rammkreuzer).

Хитрое , нестандартное и скромное название помогало лоббистам утверждать расходы на них через парламенты.По конструкции проект, созданный главным инженером Францом Фрайхерром Юптнером, был вариацией на тему эльсвикских крейсеров.

-2

-3

Головной корабль, «Ram Cruiser A», при спуске на воду был назван «Кайзер Франц-Иосиф I» ( SMS "Kaiser Franz Joseph I "), в честь правящего монарха.

Фра́нц Ио́сиф I ( Franz Joseph I., I. Ferenc József, František Josef I.; 18 августа 1830, дворец Шёнбрунн, Вена — 21 ноября 1916, дворец Шёнбрунн, Вена) — император Австрии и король Богемии со 2 декабря 1848 года, апостолический король Венгрии со 2 декабря 1848 по 14 апреля 1849 года (1-й раз) и с 13 августа 1849 (2-й раз). С 15 марта 1867 года — глава двуединого государства — Австро-Венгерской монархии. С 1 мая 1850 года по 24 августа 1866 года был также президентом Германского союза. Правление Франца Иосифа продолжалось 68 лет и стало одним из самых долгих в мировой истории

-4

Второй крейсер, «Ram Cruiser B» , получил имя в честь его супруги, знаменитой императрицы Сисси- «Кайзерин Элизабет» ( SMS "Kaiserin Elisabeth")

герцогиня Амалия Евгения Елизавета Баварская (Elisabeth Amalie Eugenie, Herzogin in Bayern; 24 декабря 1837 года — 10 сентября1898 года) — баварская принцесса, супруга императора Франца Иосифа I. Императрица Австрии с 24 апреля 1854 года (дня заключения брака), королева-консорт Венгрии с 8 июня 1867 года (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии). Известна под уменьшительно-ласкательным именем Сиси ( Sisi), которым её называли родные и друзья (в художественной литературе и кино употребляется вариант написания Сисси).
Kaiserin_Elisabeth
Kaiserin_Elisabeth

Были выделены средства на третий корабль по бюджету 1890 года под шифром "Rammkreuzer C", но до закладки дело не дошло.

В 1908 году оба корабля были переклассифицированы в крейсера 2-го класса,а в 1911 году в малые крейсера.

Картина австрийского художника Людвига Рубелли фон Штурмфеста, о европейском вояже  Практической эскадры в 1890 году.  "Кронпринцессин Эрцгерцогиня Стефани", "Кронпринц Эрцгерцог Рудольф", "Тигер", "Кайзер Франц Иосиф I".
Картина австрийского художника Людвига Рубелли фон Штурмфеста, о европейском вояже Практической эскадры в 1890 году. "Кронпринцессин Эрцгерцогиня Стефани", "Кронпринц Эрцгерцог Рудольф", "Тигер", "Кайзер Франц Иосиф I".

«Кайзер Франц Йозеф I» SMS Kaiser Franz Joseph I Stabilimento Tecnico Triestino заложен 3 января 1888 года, спущен на воду 18 мая 1889 года, вступил в строй 2 июля 1890 года , исключен 1917, затонул во время шторма у Кумбора 17 октября 1919 г. в Которском заливе


«Кайзерин Элизабет» SMS Kaiserin Elisabeth Pola Navy Yard заложен июль 1888 года, спущен на воду 25 сентября 1890 года , вступил в строй 24 января 1892 года , затоплен экипажем 2 ноября 1914 года на рейде Циндао

Водоизмещение 3967 т (3904 длинных тонны; 4373 коротких тонны) (расчетно),4494 т (4423 длинных тонны; 4954 коротких тонны) (полная нагрузка). Длина: 97,9 /103,7–103,9 м . Ширина 14,75–14,8 м. Осадка 5,7 м
Двигатели-2 вала, 4 × цилиндрических двухсторонних котла, 2 × горизонтальных двигателя тройного расширения8,000–8,450  л.с. Запас топлива 584/ 709 т угля .Скорость:19,65–20,00 узлов Дальность 3200 морских миль при скорости 10 узлов .Экипаж 367 чел. (до 427–444)
Броня:Палуба 38 мм (1,5 дюйма),пояс 57 мм (2,2 дюйма), барбеты 90 мм (3,5 дюйма). Боевая рубка 50–90 мм (2,0–3,5 дюйма). Платформа пушки 24 см -40 мм
Вооружение:2 × 24 см (9,4 дюйма) пушки KL / 35 C86 , 6 × 15 см (5,9 дюйма) орудий SK L / 35 C86 , 16 × 47-мм (1,9 дюйма ) орудия SFK L / 44 , 4 торпедных аппарата × 40–45 см (16–18 дюймов) (1 носовой, 1 кормовой, 2 траверсных)
Вооружение (после модернизации) -
2 × 15 см (5,9 дюйма) орудия SK L / 40 Škoda , 6 × 15 см (5,9 дюйма) орудия SK L / 35 Krupp C86 , 14 × 47-мм (1,9 дюйма) орудия Škoda SFK L / 44, 2 × 4,7 см Škoda L33 SFK . 4 торпедных аппарата × 40–45 см (16–18 дюймов-по Грегеру-400мм,по Гарднеру-450 мм) (1 носовой, 1 кормовой, 2 траверсных )
С 1913- 5947 л.с., 16,9 узлов.

В 1905—1906 годах прошли модернизацию с заменой барбетных 240-мм орудий на 150-мм скорострельные орудия с длиной ствола 40 калибров. 150 мм пушки из каземата перемонтированы на верхнюю палубу.

Стальной корпус крейсера имел двойное дно и более 100 водонепроницаемых отсеков для улучшения непотопляемости. Котельные отделения с бортов были защищены угольными ямами, а на уровне ватерлинии располагался коффердам, заполненный целлюлозой, в случае получения пробоины размокшая целлюлоза должна была заполнять полученные повреждения.

Двухвальная силовая установка крейсера состояла из двух паровых машин тройного расширения с расчетной мощностью 8000-8450 л.с. и четырех цилиндрических двойных котлов. На испытаниях «Кайзер Франц Йозеф I» показал 19,65 узлов. Запас угля составлял 670 метрических тонн (660 длинных тонн; 740 коротких тонн), что позволяло пройти до 3200 миль на скорости 10 узлов.

Крейсер имел броневой пояс по ватерлинии в 57 мм, броневая палуба была толщиной 38 мм, боевая рубка прикрывалась 50-90 мм листами, а башенные установки- 90 мм.

Вооружение состояло из двух 240 мм орудий KL / 35 Krupp в носовой и кормовой барбетных установках, шести 150 мм SK L / 35 Krupp в казематах на миделе, по три на борт. Обе пушки- модели 1886 года. 150 мм SK L / 35 имели 21 кг снаряды , угол возвышения 16 ° и дальность на уровне главного калибра. «Кайзерин Элизабет» отличалась отсутствием башенных колпаков на барбетах главного калибра, 240 мм орудия у него размещались на бронированной платформе.

Der Achtere Krupp-Geschütz 24 cm L  35 auf SMS Kaiserin Elisabeth (до 1906 г.)
Der Achtere Krupp-Geschütz 24 cm L 35 auf SMS Kaiserin Elisabeth (до 1906 г.)

-13

Для противоминной защиты служила внушительная батарея из 16 47 мм пушек SFK L / 44 . Дополнительно крейсер был вооружен четырьмя торпедными аппаратами-400-450 мм- в носу,в корме и два на миделе.

При модернизации 1905-1906 годах вместо 240 мм орудий были поставлены 150 мм SK L / 40 Škoda модель 1901 года в одноорудийных установках с поворотной платформой и бронированным башенным куполом. Вращение производилось с помощью дублированных паровых двигателей. Угол возвышения установки-до 13,5 °, допускающий и заряжание в таком положении, обеспечивал дальность полета 21,5 кг снаряда на 10 километров. Шесть короткоствольных 150 мм орудий модель 1901 были установлены на верхней палубе,а из казематов демонтированы старые орудия, т.к. в свежую погоду их использование было невозможно.

По некоторым данным состав мелкокалиберной артиллерии был следующим-5 × 4,7 см Hotchkiss L44 Rapid Firecannon (SFK), 4 × 4,7 см Hotchkiss L33 SFK, 2 × 3,7 см Hotchkiss L33 SFK, 2 × 66 мм (2,6 дюйма) / 18 десантных.

SMS_Kaiser_Franz_Joseph_I_Corvette
SMS_Kaiser_Franz_Joseph_I_Corvette

Самая короткая история получилась у "Кайзерин Элизабет". Служба у него началась с дальнего заграничного плаванья с наследником эрцгерцогом Францом Фердинандом (в 1914 году убитым в Сараево) на борту. Базу Пола корабль покинул 8 декабря 1892 года. Поход планировался кругосветным.

"Kaiserin Elisabeth" перед  отплытием в кругосветку  с эрцгерцогом Францем Фердинандом , 8 декабря 1892 г.
"Kaiserin Elisabeth" перед отплытием в кругосветку с эрцгерцогом Францем Фердинандом , 8 декабря 1892 г.

В составе экипажа крейсера в это время служил еще один Габсбург- эрцгерцог Леопольд Фердинанд Австрийский, принц Тосканский. Видимо двум Габсбургам на одном корабле стало тесно и конфликты двух эрцгерцогов достигли уровня, требующего высочайшего вмешательства. Император Франц Иосиф I приказал Леопольду Фердинанду немедленно вернуться на родину, во время пребывания в Сиднее в мае 1893 года, Леопольд был списан на берег и убыл на родину коммерческим рейсом. В дальнейшем служить ему довелось уже в пехотном полку, а вскоре,из-за женитьбы на проститутке, пришлось отказаться и от титула.

-16

Бронепалубный крейсер «Кайзерин Элизабет». 1906 год
Бронепалубный крейсер «Кайзерин Элизабет». 1906 год

Крейсер вскоре покинул и второй участник скандалов-Франц Фердинанд, он в Японии пересел на лайнер "Эмпресс оф Чайна" и через США вернулся в Австро-Венгрию. "Кайзерин Элизабет" несколько месяцев посещал азиатские порты, а потом тем же путем,через Суэц, убыл обратно. "Кайзерин Элизабет" стал после восстания боксеров первым стационером Австро-Венгрии в Тяньцзине. После возвращения на родину в 1906 году крейсер прошел ремонт, как у головного, получив шкодовские пушки вместо крупповских.

-18
-19

-20

Судьбы крейсера и эрцгерцога оказались некоторым образом связаны. Когда летом 1914 года Франц Фердинанд был застрелен Гаврилой Принципом, это стало поводом для начала мировой войны. Война застала крейсер снова в Азии, стационером в германской колонии Циндао, которая 25 августа 1914 года была осаждена англо-японскими войсками и флотом.

Tsingtau. - Deutsche Flußkanonenboot и SMS «Kaiserin Elisabeth
Tsingtau. - Deutsche Flußkanonenboot и SMS «Kaiserin Elisabeth
-22

-23

В Циндао кроме "Кайзерин Элизабет" находились германский крейсер « Корморан» , канонерские лодки Iltis , Jaguar , Tiger , Luchs и миноносец S 90 . Часть экипажа осталась на корабле,а часть сошла на берег для усиления гарнизона.

В самом начале осады крейсер вместе с канонеркой Jaguar организовали вылазку против осаждающих . 6 сентября 1914 года состоялся первая в истории воздушная атака корабля. Японский самолет Farman MF.11, запущенный с гидроавианосца Wakamiya, безуспешно атаковал "Кайзерин Элизабет" небольшими бомбами.

S.M.S. Kaiserin Elisabeth in Tsingtau
S.M.S. Kaiserin Elisabeth in Tsingtau

Прорваться через японскую блокаду у старого крейсера шансов не было. С корабля сняли артиллерию, которую использовали для создания батареи "Элизабет"из 150 мм и 47 мм орудий. Повторить подвиг Порт-Артура у Циндао не получилось. Cormoran , Iltis и Luchs были затоплены 28 сентября, S90 17 октября ,Tiger 29 октября.

За два дня до капитуляции "Кайзерин Элизабет" был взорван и затоплен экипажем. Последним на дно ушел " Jaguar ".

Осада Циндао, японская литография
Осада Циндао, японская литография

Мачты затопленных на фарватере Циндао кораблей
Мачты затопленных на фарватере Циндао кораблей

После проведения ходовых испытаний «Кайзер Франц-Йозеф I» 2 июля 1890 года был зачислен в австро-венгерский флот. В это время австрийцев пригласил для совместных учениях на Балтике кайзер Вильгельм II . Вскоре эскадра контр-адмирала Иоганна фон Хинке в составе «Кайзер Франц-Йозеф I», броненосцев «Кронпринц Эрцгерцог Рудольф» и «Кронпринцесса Эрцгерцогиня Стефания» отправилась на Северное море, по дороге посетила Гибралтар , британский Коус(где с австрийским флотом познакомилась королева Виктория), Копенгаген и Карлскруну. После совместных маневров австрийские корабли на обратном пути посетили порты Франции,Испании,Португалии и Мальту.

Среди дипломатических походов выделяется участие в церемонии открытия Кильского канала летом 1895 года,вместе с систершипом. 1897 год крейсер провел на Дальнем Востоке и в конце года был возвращен в Средиземноморье для участия в международной операции по урегулированию Критского кризиса. В 1898 году в Лиссабоне он отпраздновал торжественные мероприятия в честь Васко де Гама.

Благодаря участию австрийцев в подавлении восстания боксеров, в составе "Альянса Восьми наций", двуединая монархия в декабре 1902 года приобрела концессию в Тяньцзине. В 1905 году "Кайзер" получил новые шкодовские пушки и после этого сменил систершип на станции в Китае, где и находился до 1908 года. Затем был сменен "Кайзерин Элизабет". Крейсера успели еще несколько раз поменяться на китайской станции.

Кайзер Франц Иосиф I во время шторма у берегов Китая
Кайзер Франц Иосиф I во время шторма у берегов Китая

На долю «Кайзер Франц-Йозеф I» пришелся период Синьхайской революции в Китае 1911 года, крейсер защищал интересы Австро-Венгрии в Шанхае. В 1914 году крейсера поменялись в последний раз, «Кайзер Франц-Йозеф I» вернулся на родину.

Франция и Великобритания объявили войну Австро-Венгрии 11 и 12 августа соответственно, Италия объявила о нейтралитете, а французский флот адмирала де Лапейрера после битвы при Антивари фактически запер австрийцев в Адриатике по Отрантскому рубежу.

кайзер Франц Иосиф I на якоре
кайзер Франц Иосиф I на якоре

-30

В начале первой мировой войны устаревший крейсер определили в 5-ю дивизию вместе с тремя броненосцами береговой обороны типа «Монарх» и крейсером « Пантера» . Базирование- в Каттаро.

В сентябре 1914 года французский десант в составе 140 человек доставил черногорским войскам восемь тяжелых артиллерийских орудий на склоны горы Ловчен, где уже стояли черногорские пушки. Это позволило союзникам обстреливать выходы из австрийской базы в Каттаро. В сентябре-октябре 5-я австрийская дивизия и французско-черногорская артиллерия вели артиллерийские дуэли в борьбе за контроль над заливом. Только когда на помощь австрийцам подошли два броненосца типа "Радецкий" и подбили два французских орудия, союзники оттащили свои батареи за пределы досягаемости морских пушек австрийцев. В конце ноября эвакуировались и сами французы ,"подарив" черногорцам сломанные орудия.

-31
-32

В конце 1915 года австрийцы при помощи немцев сломили , наконец, сопротивление героической сербской армии. Сербия была оккупирована, а остатки армии перевезены союзниками на остров Корфу для переформирования. В январе 1916 года,когда австрийские войска вторглись в Черногорию и начали штурм злополучной горы Ловчен, «Кайзер Франц-Йозеф I» вместе с другими кораблями дивизии еще раз выходил на поддержку пехоты,за три дня обстрела подавив окончательно черногорские батареи и разрушив оборонительные укрепления.19-й корпус австрийцев 11 января захватил Ловчен . Цетинье(столица Черногории) пал 13 января , Черногория была оккупирована.

-33
-34

Затем корабль был поставлен брандвахтой в Каттаро. В 1917 году с него сняли вооружение и превратили в блокшив, на нем располагался штаб австрийской военно-морской базы.

1 февраля 1918 года в Каттаро началось восстание австрийских моряков. Первым начал броненосный крейсер "Санкт Георг",часть кораблей , включая «Кайзер Франц-Йозеф I» тоже подняла красные флаги, но не принимала активного участия. Под дулами орудий крейсеров "Санкт Георг" и "Кайзер Карл VI ",красный флаг подняли и на крейсерах "Новара" и "Гельголанд". Однако береговые батареи остались верны императору и "сомневающиеся" отошли под их защиту во внутреннюю гавань. У мятежников остались « Санкт-Георг» , несколько эсминцев и миноносцев. Прибывшие на следующий день линкоры подавили восстание.

После подавления мятежа назначение главнокомандующим австрийского флота получил Миклош Хорти.

Кайзер Франц Иосиф I на якоре в Каттаро во время Первой мировой войны
Кайзер Франц Иосиф I на якоре в Каттаро во время Первой мировой войны

В октябре 1918 года Австро-Венгрия распалась. 26 октября Австро-Венгрия объявила о прекращении союза с Германией. Последний император, Карл I, передал весь австрийский флот свежепоявившемуся Государству сербов,хорватов и словенцев, немедленно объявившему о своем нейтралитете. Адмиралом и командующим флота нового государства стал капитан Янко Вукович . Однако фокус не получился. Сохранение какого-либо сильного флота в Адриатике не входило в интересы ни Франции ни Италии.1 ноября 1918 года итальянские диверсанты взорвали в порту "югославский" дредноут "Югославия"(бывший "Вирибус Унитис"). 4 ноября 1918 года итальянские корабли вошли в порты Триест, Пола и Фиуме. 5 ноября итальянские войска заняли военно-морские базы в Пола, а союзный флот захватил в Каттаро стоявшие там австрийские корабли,включая старый крейсер-блокшив.

При разделе австрийского флота корабль достался Франции, был отправлен для разделки на металл. Попутно французы решили вывезти на нем большое количество боеприпасов. Небольшой, не освоивший корабль экипаж, открытые люки и большой груз боеприпасов на борту привели к тому, что почти сразу после выхода из порта, он затонул в Которском заливе при шторме в октябре 1919 года. В 1922 году голландская компания обнаружила корабль и подняла часть металла, хотя большая часть оставалась на дне. В 1967 году югославы подняли еще некоторые части корабля.

-36
-37
-38

-39
-40
-41
-43

Первые бронепалубные крейсера двуединой монархии стали подражанием модному тогда типу эльсвикского крейсера. Интересной особенностью стало наличие тонкого броневого пояса. Однако концепция таранных крейсеров устарела вскоре после вступления крейсеров в строй. Вместо "Молодой школы" доминирующей стала доктрина Мэхена, предусматривающая строительство мощных броненосцев.

Даже в неизбалованном современными кораблями австрийском флоте, крейсера получили довольно обидные прозвища- «консервные банки» и «ящики для сардин Стернека». Вскоре австрийский флот сделал акцент на развитие крупных броненосных кораблей.

Но и для "консервных банок" нашлась работа, они прослужили почти по 30 лет, даже приняв участие в мировой войне. Хотя основной службой стало дежурство по очереди на китайской станции. Даже не колониальной Австро-Венгрии были нужны стационеры в таком важном регионе мира.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам