Неожиданная победа австрийского флота над итальянским в битве при Лиссе в 1866 году не только отправила развитие броненосных флотов всего мира специфическим путем(став почти за столетие единственным крупным столкновением линейных флотов и возведя стечение обстоятельств в новую тактическую Библию). Она привела к неизжитой родовой травме итальянского флота , а также к умеренному расцвету до того вполне незаметного в европейском масштабе флота Дунайской империи.
Адмирал Тегетгоф стал в неизбалованной победами Австро-Венгрии авторитетным флотоводцем, которому в управление выделили весь имперский флот. Ведь на суше в эту войну Австрия потерпела сокрушительное поражение от пруссаков. Тегетгоф разработал в 1867-58 годах обширную программу по строительству новых кораблей. Только с ее финансированием возникли проблемы. Австро-Венгрия с 1868 года стала двуединой монархией, связанной лишь личной унией. А для парламента Венгрии расходы на флот были лишь ненужными и непонятными . Адмиралам приходилось выкручиваться для поддержания боеспособности эскадры и тем более для постройки новых кораблей.
При этом у империи имелось все для передового кораблестроения-заводы "Шкода" освоили производство отличных орудий и броневых плит, в Фиуме появился первый торпедный завод, а в Поле и Триесте работали современные верфи.
13 ноября 1883 года император назначил главнокомандующим австрийским флотом вице-адмирала Максимилиана Даублебски фон Стернека , ветерана битвы при Лиссе и соратника Тегетгофа. Освоившись, фон Стернек начал лоббировать программу строительства новых кораблей по принципам "Молодой школы", с упором на крейсера и миноносцы.Эта стратегия официально стала государственной. Потенциальными противниками империи были Италия и Россия, рейдерские операции против которых бессмысленны. Поэтому для крейсеров основной задачей стала разведка в интересах эскадры и поддержка миноносцев при атаке .
Еще предшественник Стернека , Фридрих фон Пёк, пробил морскую программу 1881 года. Она предусматривала замену старых броненосцев "Кайзер"(исключен в 1875) и "Лисса"(в резерве с 1888). Идея построить вместо броненосцев более дешевые крейсера была благосклонно воспринята обоими парламентами.
Два крейсера «RamCruiser A» и «RamCruiser B» были профинансированы в рамках бюджетов 1888 и 1889 годов на сумму 5 360 000 гульденов (один броненосец "Kronprinz Erzherzog Rudolf ",1884 года закладки, обошелся казне в 5 440 000 гульденов).
Крейсера должны были возглавить атаку миноносцев на многочисленный броненосный флот Италии. Кроме того они стали ответом на итальянские эльсвикские крейсера "Giovanni Bausan" и "Etna". К концу 80-х годов Италия вышла на третье место в мире по мощи военного флота и хотя с 1882 года обе страны входили в Тройственный союз, но основным противником по-прежнему считали именно друг друга.
Стернек, используя итальянскую угрозу, получил увеличение финансирования на флот. Планировалось атаковать огромные итальянские броненосцы торпедными дивизиями из одного крейсера и 7 миноносцев. Сами будущие битвы виделись как аналог собачьей свалки при Лиссе, для чего большое значение придавалось таранам и концентрации огневой мощи в носовой части. Наличие тяжелых орудий позволило бы крейсерам "на равных" сражаться с итальянскими броненосцами, пробивая их броню.
Крейсера этой концепции Стернек называл "линкорами будущего". Официально в австрийском флоте они числились «торпедно-таранными» кораблями (Torpedo-Rammschiff). Иногда их называют таранными крейсерами( Rammkreuzer).
Хитрое , нестандартное и скромное название помогало лоббистам утверждать расходы на них через парламенты.По конструкции проект, созданный главным инженером Францом Фрайхерром Юптнером, был вариацией на тему эльсвикских крейсеров.
Головной корабль, «Ram Cruiser A», при спуске на воду был назван «Кайзер Франц-Иосиф I» ( SMS "Kaiser Franz Joseph I "), в честь правящего монарха.
Фра́нц Ио́сиф I ( Franz Joseph I., I. Ferenc József, František Josef I.; 18 августа 1830, дворец Шёнбрунн, Вена — 21 ноября 1916, дворец Шёнбрунн, Вена) — император Австрии и король Богемии со 2 декабря 1848 года, апостолический король Венгрии со 2 декабря 1848 по 14 апреля 1849 года (1-й раз) и с 13 августа 1849 (2-й раз). С 15 марта 1867 года — глава двуединого государства — Австро-Венгерской монархии. С 1 мая 1850 года по 24 августа 1866 года был также президентом Германского союза. Правление Франца Иосифа продолжалось 68 лет и стало одним из самых долгих в мировой истории
Второй крейсер, «Ram Cruiser B» , получил имя в честь его супруги, знаменитой императрицы Сисси- «Кайзерин Элизабет» ( SMS "Kaiserin Elisabeth")
герцогиня Амалия Евгения Елизавета Баварская (Elisabeth Amalie Eugenie, Herzogin in Bayern; 24 декабря 1837 года — 10 сентября1898 года) — баварская принцесса, супруга императора Франца Иосифа I. Императрица Австрии с 24 апреля 1854 года (дня заключения брака), королева-консорт Венгрии с 8 июня 1867 года (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии). Известна под уменьшительно-ласкательным именем Сиси ( Sisi), которым её называли родные и друзья (в художественной литературе и кино употребляется вариант написания Сисси).
Были выделены средства на третий корабль по бюджету 1890 года под шифром "Rammkreuzer C", но до закладки дело не дошло.
В 1908 году оба корабля были переклассифицированы в крейсера 2-го класса,а в 1911 году в малые крейсера.
«Кайзер Франц Йозеф I» SMS Kaiser Franz Joseph I Stabilimento Tecnico Triestino заложен 3 января 1888 года, спущен на воду 18 мая 1889 года, вступил в строй 2 июля 1890 года , исключен 1917, затонул во время шторма у Кумбора 17 октября 1919 г. в Которском заливе
«Кайзерин Элизабет» SMS Kaiserin Elisabeth Pola Navy Yard заложен июль 1888 года, спущен на воду 25 сентября 1890 года , вступил в строй 24 января 1892 года , затоплен экипажем 2 ноября 1914 года на рейде Циндао
Водоизмещение 3967 т (3904 длинных тонны; 4373 коротких тонны) (расчетно),4494 т (4423 длинных тонны; 4954 коротких тонны) (полная нагрузка). Длина: 97,9 /103,7–103,9 м . Ширина 14,75–14,8 м. Осадка 5,7 м
Двигатели-2 вала, 4 × цилиндрических двухсторонних котла, 2 × горизонтальных двигателя тройного расширения8,000–8,450 л.с. Запас топлива 584/ 709 т угля .Скорость:19,65–20,00 узлов Дальность 3200 морских миль при скорости 10 узлов .Экипаж 367 чел. (до 427–444)
Броня:Палуба 38 мм (1,5 дюйма),пояс 57 мм (2,2 дюйма), барбеты 90 мм (3,5 дюйма). Боевая рубка 50–90 мм (2,0–3,5 дюйма). Платформа пушки 24 см -40 мм
Вооружение:2 × 24 см (9,4 дюйма) пушки KL / 35 C86 , 6 × 15 см (5,9 дюйма) орудий SK L / 35 C86 , 16 × 47-мм (1,9 дюйма ) орудия SFK L / 44 , 4 торпедных аппарата × 40–45 см (16–18 дюймов) (1 носовой, 1 кормовой, 2 траверсных)
Вооружение (после модернизации) -
2 × 15 см (5,9 дюйма) орудия SK L / 40 Škoda , 6 × 15 см (5,9 дюйма) орудия SK L / 35 Krupp C86 , 14 × 47-мм (1,9 дюйма) орудия Škoda SFK L / 44, 2 × 4,7 см Škoda L33 SFK . 4 торпедных аппарата × 40–45 см (16–18 дюймов-по Грегеру-400мм,по Гарднеру-450 мм) (1 носовой, 1 кормовой, 2 траверсных )
С 1913- 5947 л.с., 16,9 узлов.
В 1905—1906 годах прошли модернизацию с заменой барбетных 240-мм орудий на 150-мм скорострельные орудия с длиной ствола 40 калибров. 150 мм пушки из каземата перемонтированы на верхнюю палубу.
Стальной корпус крейсера имел двойное дно и более 100 водонепроницаемых отсеков для улучшения непотопляемости. Котельные отделения с бортов были защищены угольными ямами, а на уровне ватерлинии располагался коффердам, заполненный целлюлозой, в случае получения пробоины размокшая целлюлоза должна была заполнять полученные повреждения.
Двухвальная силовая установка крейсера состояла из двух паровых машин тройного расширения с расчетной мощностью 8000-8450 л.с. и четырех цилиндрических двойных котлов. На испытаниях «Кайзер Франц Йозеф I» показал 19,65 узлов. Запас угля составлял 670 метрических тонн (660 длинных тонн; 740 коротких тонн), что позволяло пройти до 3200 миль на скорости 10 узлов.
Крейсер имел броневой пояс по ватерлинии в 57 мм, броневая палуба была толщиной 38 мм, боевая рубка прикрывалась 50-90 мм листами, а башенные установки- 90 мм.
Вооружение состояло из двух 240 мм орудий KL / 35 Krupp в носовой и кормовой барбетных установках, шести 150 мм SK L / 35 Krupp в казематах на миделе, по три на борт. Обе пушки- модели 1886 года. 150 мм SK L / 35 имели 21 кг снаряды , угол возвышения 16 ° и дальность на уровне главного калибра. «Кайзерин Элизабет» отличалась отсутствием башенных колпаков на барбетах главного калибра, 240 мм орудия у него размещались на бронированной платформе.
Для противоминной защиты служила внушительная батарея из 16 47 мм пушек SFK L / 44 . Дополнительно крейсер был вооружен четырьмя торпедными аппаратами-400-450 мм- в носу,в корме и два на миделе.
При модернизации 1905-1906 годах вместо 240 мм орудий были поставлены 150 мм SK L / 40 Škoda модель 1901 года в одноорудийных установках с поворотной платформой и бронированным башенным куполом. Вращение производилось с помощью дублированных паровых двигателей. Угол возвышения установки-до 13,5 °, допускающий и заряжание в таком положении, обеспечивал дальность полета 21,5 кг снаряда на 10 километров. Шесть короткоствольных 150 мм орудий модель 1901 были установлены на верхней палубе,а из казематов демонтированы старые орудия, т.к. в свежую погоду их использование было невозможно.
По некоторым данным состав мелкокалиберной артиллерии был следующим-5 × 4,7 см Hotchkiss L44 Rapid Firecannon (SFK), 4 × 4,7 см Hotchkiss L33 SFK, 2 × 3,7 см Hotchkiss L33 SFK, 2 × 66 мм (2,6 дюйма) / 18 десантных.
Самая короткая история получилась у "Кайзерин Элизабет". Служба у него началась с дальнего заграничного плаванья с наследником эрцгерцогом Францом Фердинандом (в 1914 году убитым в Сараево) на борту. Базу Пола корабль покинул 8 декабря 1892 года. Поход планировался кругосветным.
В составе экипажа крейсера в это время служил еще один Габсбург- эрцгерцог Леопольд Фердинанд Австрийский, принц Тосканский. Видимо двум Габсбургам на одном корабле стало тесно и конфликты двух эрцгерцогов достигли уровня, требующего высочайшего вмешательства. Император Франц Иосиф I приказал Леопольду Фердинанду немедленно вернуться на родину, во время пребывания в Сиднее в мае 1893 года, Леопольд был списан на берег и убыл на родину коммерческим рейсом. В дальнейшем служить ему довелось уже в пехотном полку, а вскоре,из-за женитьбы на проститутке, пришлось отказаться и от титула.
Крейсер вскоре покинул и второй участник скандалов-Франц Фердинанд, он в Японии пересел на лайнер "Эмпресс оф Чайна" и через США вернулся в Австро-Венгрию. "Кайзерин Элизабет" несколько месяцев посещал азиатские порты, а потом тем же путем,через Суэц, убыл обратно. "Кайзерин Элизабет" стал после восстания боксеров первым стационером Австро-Венгрии в Тяньцзине. После возвращения на родину в 1906 году крейсер прошел ремонт, как у головного, получив шкодовские пушки вместо крупповских.
Судьбы крейсера и эрцгерцога оказались некоторым образом связаны. Когда летом 1914 года Франц Фердинанд был застрелен Гаврилой Принципом, это стало поводом для начала мировой войны. Война застала крейсер снова в Азии, стационером в германской колонии Циндао, которая 25 августа 1914 года была осаждена англо-японскими войсками и флотом.
В Циндао кроме "Кайзерин Элизабет" находились германский крейсер « Корморан» , канонерские лодки Iltis , Jaguar , Tiger , Luchs и миноносец S 90 . Часть экипажа осталась на корабле,а часть сошла на берег для усиления гарнизона.
В самом начале осады крейсер вместе с канонеркой Jaguar организовали вылазку против осаждающих . 6 сентября 1914 года состоялся первая в истории воздушная атака корабля. Японский самолет Farman MF.11, запущенный с гидроавианосца Wakamiya, безуспешно атаковал "Кайзерин Элизабет" небольшими бомбами.
Прорваться через японскую блокаду у старого крейсера шансов не было. С корабля сняли артиллерию, которую использовали для создания батареи "Элизабет"из 150 мм и 47 мм орудий. Повторить подвиг Порт-Артура у Циндао не получилось. Cormoran , Iltis и Luchs были затоплены 28 сентября, S90 17 октября ,Tiger 29 октября.
За два дня до капитуляции "Кайзерин Элизабет" был взорван и затоплен экипажем. Последним на дно ушел " Jaguar ".
После проведения ходовых испытаний «Кайзер Франц-Йозеф I» 2 июля 1890 года был зачислен в австро-венгерский флот. В это время австрийцев пригласил для совместных учениях на Балтике кайзер Вильгельм II . Вскоре эскадра контр-адмирала Иоганна фон Хинке в составе «Кайзер Франц-Йозеф I», броненосцев «Кронпринц Эрцгерцог Рудольф» и «Кронпринцесса Эрцгерцогиня Стефания» отправилась на Северное море, по дороге посетила Гибралтар , британский Коус(где с австрийским флотом познакомилась королева Виктория), Копенгаген и Карлскруну. После совместных маневров австрийские корабли на обратном пути посетили порты Франции,Испании,Португалии и Мальту.
Среди дипломатических походов выделяется участие в церемонии открытия Кильского канала летом 1895 года,вместе с систершипом. 1897 год крейсер провел на Дальнем Востоке и в конце года был возвращен в Средиземноморье для участия в международной операции по урегулированию Критского кризиса. В 1898 году в Лиссабоне он отпраздновал торжественные мероприятия в честь Васко де Гама.
Благодаря участию австрийцев в подавлении восстания боксеров, в составе "Альянса Восьми наций", двуединая монархия в декабре 1902 года приобрела концессию в Тяньцзине. В 1905 году "Кайзер" получил новые шкодовские пушки и после этого сменил систершип на станции в Китае, где и находился до 1908 года. Затем был сменен "Кайзерин Элизабет". Крейсера успели еще несколько раз поменяться на китайской станции.
На долю «Кайзер Франц-Йозеф I» пришелся период Синьхайской революции в Китае 1911 года, крейсер защищал интересы Австро-Венгрии в Шанхае. В 1914 году крейсера поменялись в последний раз, «Кайзер Франц-Йозеф I» вернулся на родину.
Франция и Великобритания объявили войну Австро-Венгрии 11 и 12 августа соответственно, Италия объявила о нейтралитете, а французский флот адмирала де Лапейрера после битвы при Антивари фактически запер австрийцев в Адриатике по Отрантскому рубежу.
В начале первой мировой войны устаревший крейсер определили в 5-ю дивизию вместе с тремя броненосцами береговой обороны типа «Монарх» и крейсером « Пантера» . Базирование- в Каттаро.
В сентябре 1914 года французский десант в составе 140 человек доставил черногорским войскам восемь тяжелых артиллерийских орудий на склоны горы Ловчен, где уже стояли черногорские пушки. Это позволило союзникам обстреливать выходы из австрийской базы в Каттаро. В сентябре-октябре 5-я австрийская дивизия и французско-черногорская артиллерия вели артиллерийские дуэли в борьбе за контроль над заливом. Только когда на помощь австрийцам подошли два броненосца типа "Радецкий" и подбили два французских орудия, союзники оттащили свои батареи за пределы досягаемости морских пушек австрийцев. В конце ноября эвакуировались и сами французы ,"подарив" черногорцам сломанные орудия.
В конце 1915 года австрийцы при помощи немцев сломили , наконец, сопротивление героической сербской армии. Сербия была оккупирована, а остатки армии перевезены союзниками на остров Корфу для переформирования. В январе 1916 года,когда австрийские войска вторглись в Черногорию и начали штурм злополучной горы Ловчен, «Кайзер Франц-Йозеф I» вместе с другими кораблями дивизии еще раз выходил на поддержку пехоты,за три дня обстрела подавив окончательно черногорские батареи и разрушив оборонительные укрепления.19-й корпус австрийцев 11 января захватил Ловчен . Цетинье(столица Черногории) пал 13 января , Черногория была оккупирована.
Затем корабль был поставлен брандвахтой в Каттаро. В 1917 году с него сняли вооружение и превратили в блокшив, на нем располагался штаб австрийской военно-морской базы.
1 февраля 1918 года в Каттаро началось восстание австрийских моряков. Первым начал броненосный крейсер "Санкт Георг",часть кораблей , включая «Кайзер Франц-Йозеф I» тоже подняла красные флаги, но не принимала активного участия. Под дулами орудий крейсеров "Санкт Георг" и "Кайзер Карл VI ",красный флаг подняли и на крейсерах "Новара" и "Гельголанд". Однако береговые батареи остались верны императору и "сомневающиеся" отошли под их защиту во внутреннюю гавань. У мятежников остались « Санкт-Георг» , несколько эсминцев и миноносцев. Прибывшие на следующий день линкоры подавили восстание.
После подавления мятежа назначение главнокомандующим австрийского флота получил Миклош Хорти.
В октябре 1918 года Австро-Венгрия распалась. 26 октября Австро-Венгрия объявила о прекращении союза с Германией. Последний император, Карл I, передал весь австрийский флот свежепоявившемуся Государству сербов,хорватов и словенцев, немедленно объявившему о своем нейтралитете. Адмиралом и командующим флота нового государства стал капитан Янко Вукович . Однако фокус не получился. Сохранение какого-либо сильного флота в Адриатике не входило в интересы ни Франции ни Италии.1 ноября 1918 года итальянские диверсанты взорвали в порту "югославский" дредноут "Югославия"(бывший "Вирибус Унитис"). 4 ноября 1918 года итальянские корабли вошли в порты Триест, Пола и Фиуме. 5 ноября итальянские войска заняли военно-морские базы в Пола, а союзный флот захватил в Каттаро стоявшие там австрийские корабли,включая старый крейсер-блокшив.
При разделе австрийского флота корабль достался Франции, был отправлен для разделки на металл. Попутно французы решили вывезти на нем большое количество боеприпасов. Небольшой, не освоивший корабль экипаж, открытые люки и большой груз боеприпасов на борту привели к тому, что почти сразу после выхода из порта, он затонул в Которском заливе при шторме в октябре 1919 года. В 1922 году голландская компания обнаружила корабль и подняла часть металла, хотя большая часть оставалась на дне. В 1967 году югославы подняли еще некоторые части корабля.
Первые бронепалубные крейсера двуединой монархии стали подражанием модному тогда типу эльсвикского крейсера. Интересной особенностью стало наличие тонкого броневого пояса. Однако концепция таранных крейсеров устарела вскоре после вступления крейсеров в строй. Вместо "Молодой школы" доминирующей стала доктрина Мэхена, предусматривающая строительство мощных броненосцев.
Даже в неизбалованном современными кораблями австрийском флоте, крейсера получили довольно обидные прозвища- «консервные банки» и «ящики для сардин Стернека». Вскоре австрийский флот сделал акцент на развитие крупных броненосных кораблей.
Но и для "консервных банок" нашлась работа, они прослужили почти по 30 лет, даже приняв участие в мировой войне. Хотя основной службой стало дежурство по очереди на китайской станции. Даже не колониальной Австро-Венгрии были нужны стационеры в таком важном регионе мира.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам