Найти тему
Понятное Прошлое

Покоренные народы не восставали против власти римлян. Почему?

Удивительно, но в результате завоеваний, которые часто сопровождались немалым кровопролитием, захваченные территории и их население крайне редко предпринимали впоследствии попытки восстановить свою независимость и сбросить иго завоевателей. Тут сразу надо обозначить два исключения – первым является Иудейское царство, которое с первых лет своего завоевания Помпеем Великим пребывало в состоянии тлеющей антиримской революции, вторым является период социально-политического кризиса Римской Империи III века, когда восстания, мятежи и сепаратизм стали нормой жизни государства.

Римские провинции и размещение легионов, II век н.э.
Римские провинции и размещение легионов, II век н.э.

Многие античные историки преподносили завоевания римлян как тотальное опустошение, оставлявшее после себя лишь пустыню – так писал и греческий историк Полибий во II веке до н.э., такие же соображения были и у римского историка Тацита в I веке н.э. Если посмотреть на карту Римского государства мы увидим колоссальные территории, где лишь немногие земли были созданы без какой-либо борьбы. Однако сомнительно предположить, что в своих завоеваниях римляне стремились утолить жажду убийства и безумств – как раз наоборот, римляне нуждались в мирных провинциях, где развивается торговля и исправно платятся налоги. Уничтожению подвергалась основная правящая верхушка и военная прослойка, остальные либо попадали в рабство, либо трудились на благо Рима по доброй воле.

Стычка римлян и галлов
Стычка римлян и галлов

Ответ лежит в понимании политики, проводимой Римом на покоренных территориях. Если в новые земли римляне приходили с оружием, то после завоевания в ход шла дипломатия и культурная обработка населения с целью их скорейшего и полного встраивания в римскую социально-культурную рамку. Возьмем в качестве примера Галлию - налоговый режим там был достаточно умеренным, знатным галлам и вождям даровали римское гражданство, рядовые галлы активно вербовались в легионы Рима на равных с другими солдатами условиях – т.е. имели стандартную для всех долю в добыче и привилегии. Знать подвергалась культурной обработке – вожди и их дети забирались на виллы римских аристократов, где могли проникнуться культурными и геополитическими достижениями Римского государства, изучали латынь, обычаи и традиции с тем, чтобы впоследствии культивировать все это на родной земле.

Считается, что эта «переработка» местного населения в римлян проводилась под неусыпным надзором римских легионов, но это не так. Армия пусть и была мощной и грозной силой, но ее численность никогда не доходила до таких значений, чтобы что называется держать все государство в «железном кулаке» - во II-III веках н.э. численность постоянных вооруженных сил Рима не превышала 400-600 тыс. человек при общей численности населения Империи в 40-60 млн. человек. Более того, в большинстве уголков Империи никогда не располагались сколько-нибудь значительные вооруженные силы – в той же Испании солдат было минимум, а в Галлии солдаты были сконцентрированы вдоль римско-германской границы.

Выступление в Римском Сенате
Выступление в Римском Сенате

Вторым фактором позитивного отношения к римской власти была ее политическая и религиозная толерантность. Местным общинам по большей части предоставляли самим решать свои дела – была общая рамка законов, сейчас бы их назвали «федеральными», которые определяли положение римских граждан, обязанности провинции и т.д., но остальное было в ведении местных советов. Местная аристократия не лишалась своих владений после завоевания римлянами – их земли облагались налогами и повинностями, но с другой стороны знать получала доступ к привилегиям и рынку огромной Империи, при желании особо активные аристократы выбивались до вершин Римского Сената.

-4

Римляне крайне толерантно относились к местным культам, верованиям и языкам, правда до тех пор, пока они не начинали носить антиримский характер – стоило какому-нибудь кельтскому друиду начать проповеди о необходимости свержения римского владычества, как самого друида и его священную рощу быстро уничтожали. Не было и принуждения изучать и говорить на латыни – наоборот, это была отличительная черта образованных и богатых людей, так как хорошее знание латыни было пропуском в верхние слои чиновничества и аристократии.

Таким образом Римская Империя являлась собранием, федерацией, большого количества самобытных и полуавтономных образований, где жители продолжали говорить на местных языках и верить в своих богов, но римская культура и достижения были стержнем, на котором держалось все это объединение – житель Сирии или Египта посещал точно такие же банные комплексы, амфитеатры и форумы, которые он мог бы встретить и в Британии, и в Северной Африке. Примечательно, что многие территории активно боролись за свою независимость в ходе экспансии Рима, но после этого не теряли своей самобытности и стремительно развивались - в этом и заключалась уникальная особенность римского завоевания.

Все изображения взяты из открытых источников и принадлежат их правообладателям.