Австро-венгерский флот в начале 1895 года определился с нужными в ближайшее время типами боевых кораблей. В частности для разведки, защиты эскадры от атак миноносцев, прикрытия броненосцев, поддержки своих миноносцев, а также стационерской службы на дальних станциях предполагалось иметь небольшие крейсера порядка 1700 тонн водоизмещения. Главным конструктором проекта был назначен чешский инженер Йозеф Кучинка.
В итоге водоизмещение проекта достигло 2300 тонн, скорость ожидалась 21 узел, дальность 3800 миль, а вооружение предполагалось в 8 120 мм и 16 47 мм орудий. Для достижения максимальной скорости и экономии веса были выбраны паровые котлы "Ярроу" (они были легче на 56 длинных тонн), а паровые машины размещены «вверх ногами», с цилиндром низкого давления перед цилиндрами высокого давления. Для повышения автономности на дальних станциях кораблю сохранили парусное вооружение. От броневого пояса окончательно отказались, сделав ставку на скорость.
Головной корабль, под кодовым названием «Kreuzer A» был заложен 8 августа 1896 года в Арсенале города Пола, хотя проект окончательно утвердили лишь в середине 1897 года. По контракту он служил заменой авизо "Гриф", списываемого по старости (Ersatz Greif). Через год, 18 августа 1897 года, в день рождения кайзера Франца Иосифа I, крейсер спустили на воду, его крестной матерью стала мать будущего и последнего императора Карла, эрцгерцогиня Мария Саксонская. После достройки, 28 мая 1899 года крейсер был принят флотом.
Вступление крейсера в строй задержалось из-за нехватки 120 мм пушек главного калибра. Чехи с завода "Шкода", вообще-то, вовремя изготовили заказ, но четыре пушки из заказа были 11 июля переданы братской Испании, которой они были нужнее ( она в это время подавляла кубинских повстанцев). На замену была заказана дополнительная партия , которая была готова 22 апреля 1899 года.
Всего по проекту было построено три крейсера, все в Арсенале в городе Пола. Стоимость головного крейсера составила 4,2 миллиона крон.
Крейсера получили имена в честь выдающихся побед австрийской армии-«Зента» ( Zenta, иногда "Сента" или "Цента"), «Асперн» ( Aspern) и «Жигетвар» ( Szigetvár , иногда "Сигетвар" ).
Битва при Зенте — сражение, состоявшееся 11 сентября 1697 года у реки Тисы, в котором австрийская армия под предводительством принца Евгения Савойского одержала победу над турками. Около 50 тысяч австрийцев остановили продвижение турок на север, разбив 80-тысячную турецкую армию. Примерно 25 тысяч турок погибло, в то время как потери австрийцев составили лишь 429 человек убитыми и 1598 человек ранеными.
Асперн-Эсслингская битва — сражение, в котором Наполеон сделал попытку переправиться через Дунай и остаться незамеченным противником. Но ему это не удалось. Эрцгерцог Карл атаковал переправляющихся солдат наполеоновской армии.
Сигетварская битва (Sigetska bitka, Zigetvar Savaşı) — осада небольшой крепости Сигетвар в Венгрии в период с 6 августа по 8 сентября 1566 года. Крепость Габсбургской империи обороняли хорваты и венгры во главе с баном Хорватии Миклошем Зриньи (Николаем Зринским, Zrínyi Miklós, Nikola Zrinski), а осаждала его армия Османской империи под командованием султана Сулеймана I.
Второй крейсер этого типа, «Kreuzer B»(Ersatz Helgoland, замена старого шлюпа), названный "Асперн", получил экспериментальную обшивку тиковым деревом и медными листами, для защиты от обрастания моллюсками в теплых морях. Водоизмещение вследствие этого увеличилось до 2456/2625 тонн. Стоимость составила 4,5 миллиона крон.
Третьим крейсером стал Ersatz Fasana , впоследствии нареченный "Жигетваром". 29 октября 1900 года он сошел на воду без пышной церемонии, но под присмотром контр-адмирала Иоганна фон Хинке. Название было выбрано для удовлетворения амбиций венгерской части империи из списка побед венгерско-хорватских войск.Стоимость составила те же 4,5 миллиона крон.
«Зента» SMS“Zenta” Военно-морской арсенал Пола. Заложен 8 августа 1896 года. Спущен на воду 18 августа 1897 года. Вступил в строй 15(28) мая 1899 года. потоплен огнём французских линкоров 16 августа 1914 года близ порта Антивари
«Асперн» SMS “Aspern” Военно-морской арсенал Пола. Заложен 4 октября 1897 год . Спущен на воду 3 мая 1899 года. Вступил в строй 29 мая 1900 года.Списан 14 марта 1918 года. 19 сентября 1920 года передан Великобритании и продан на слом в Италию
«Жигетвар» SMS“Szigetvar”Военно-морской арсенал Пола. Заложен 25 мая 1899 года . Спущен на воду 29 октября 1900 года . Вступил в строй 30 сентября 1901 года. В 1920 году передан Великобритании и продан на слом в Италию
«Зента»-Водоизмещение 2313 длинных тонн (2350 т ) (нормальное), 2503 длинных тонны (2543 т) ( полная нагрузка ). Длина 96,88 м . Ширина 11,73 м. Осадка 4,24 м .
«Асперн»-Водоизмещение нормальное 2417 длинных тонн (2456 т), 2522 длинных тонны (2562 т)( полная нагрузка ). Длина:97,47 м .Ширина 11,93 м. Осадка 4,5 м.
«Жигетвар»-Водоизмещение нормальное 2313 длинных тонн ( 2350 т). 2561 длинная тонна(2602 т)( полная нагрузка ). Длина 97,88 м .Ширина 11,93 м. Осадка 4,25 м
Двигатели- 2 × паровые машины тройного расширения , 8 котлов "Ярроу",расчетная 7200 л.с., форсированная 8160 л.с. Движители -2 винта. Скорость 20 узлов, максимальная 21,87 узла .Запас 469-500 тонн угля. Дальность 3200-3800 миль при 12 узлах . Экипаж 308 человек .
Вооружение- 8 × 12 см орудий L / 40 Škoda, 8 × 47-мм орудия Škoda L / 44, 2 × 47-мм пушки Гочкиса L / 33, 2 × 8-мм пулемета, 2 × 45 см торпедных аппарата Бронирование- Палуба 25–50 мм .Боевая рубка 50 мм. Казематы 35 мм
В 1917 г. на два оставшихся корабля установили по одному 66-мм зенитному орудию L / 45. В марте. 1918 г. оба исключены из боевого состава и переоборудованы в плавказармы.
Крейсера имели гладкопалубный корпус с двумя мачтами. двумя дымовыми трубами и парусным вооружением. Экипаж насчитывал 308 офицеров и рядовых.
Силовая установка состояла из двух паровых машин тройного расширения производства фирмы «Stabilimento Tecnico Triestino», работающих на два вала и 8 водотрубных котлов Ярроу. Расчетная мощность установки 7200 л.с.(8160 л.с. при форсировке), что обеспечивало 21 узловую максимальную скорость (правда "Жигетвар" и "Асперн" показали на испытаниях всего 20 узлов, зато "Зента" 21,87 узла при 8584 л.с.). Расчетная дальность плавания крейсеров 3800 миль на 12 узлах. Дополнительно корабли могли идти под парусами по типу бригантины площадью 585,8 кв. метров.
Хотя корабли строились на одной верфи по одному проекту, водоизмещение и размеры их несколько различались. "Зента" имел водоизмещение 2350 (2313 длинных) тонн нормальное и 2543 ( 2503 длинных) тонн полного. "Асперн" соответственно-2456 тонн (2417 длинных ) в нормальном режиме и 2562 тонны (2522 длинных тонны) при полной загрузке . "Жигетвар" 2350 тонн (2313 длинных тонн) в нормальном режиме и 2602 тонн (2561 длинных тонн) при полной загрузке .
По ширине "Асперн" и "Жигетвар" были шире на 20 см(11,93 м) , по осадке соответственно на 26 и 1 см больше. Длина "Зенты"-по ватерлинии 96 м, максимальная- 96,88, "Жигетвар" соответственно 96 и 97,88 метра, "Асперн"-96,4 и 97,47 метра.
Основу бронирования составляла броневая палуба из двух слоев стали толщиной по 12,5 мм в оконечностях и по 25 мм на миделе. Стены казематов были толщиной 35 мм, а рубку прикрывали два слоя 25 мм стальных листов. 120 мм орудия закрывались небольшими 45 мм щитами.
Артиллерия крейсеров была практически полностью поставлена компанией "Шкода". Основная батарея из восьми 120 мм 40 калиберных скорострельных пушек распределялась следующим образом- две на верхней палубе в носу и в корме, а шесть-в каземате. Еще восемь 47 мм "Шкоды" в 44 калибра и два 47 мм 33 калиберных Гочкиса обеспечивали противоминную защиту. Четыре скорострелки стояли в надстройке, а остальные-в каземате. На крейсере было и два пулемета 8 мм системы Salvator-Dormus M1893
Вооружение дополняли два надводных торпедных аппарата 450 мм.
В ходе модернизаций 1900, 1904(установлена радиостанция), 1912-1913 годов( установлена новая радиостанция), в частности, было демонтировано парусное вооружение.
Все три крейсера регулярно посещали Дальний Восток, где несли службу стационеров. К первой мировой войне устарели окончательно и находились в резерве, но были возвращены в строй.
"Зента" вскоре после вступления в строй в 1899 году был отправлен стационером в Восточную Азию, где принял участие в подавлении восстания боксеров в Китае в 1900 году. С него были выделены десантные отряды для охраны Посольского квартала в Пекине(33 человека) и штурма фортов Таку (77 человек), на нем эвакуировались австрийские дипломаты.
Командир корабля Эдуард Томанн Эдлер фон Монталмар, возглавивший отряд, отправленный для обороны посольства, и трое моряков погибли в боях, еще четверо позже скончались от ран.
На следующий год, после возвращения, корабль получил назначение в долгосрочный поход по портам Африки и Латинской Америки(где посетил Аргентину, Уругвай и Бразилию) в 1902-1903 годах. С 1904 года служил на родине, был лидером флотилии миноносцев. В основном находился в резерве, изредка привлекаясь для маневров, международных демонстраций и протокольных мероприятий.
Во время Балканской войны в составе международной эскадры блокировал черногорские войска, осаждающие албанский Шкодер.
1 апреля 1914 года с 240 кадетами на борту вместе с броненосцами береговой обороны « Монарх» и « Бабенбург» крейсер убыл в учебный поход. 10 апреля среди экипажа началась вспышка менингита. Заболевших перевели в госпитали, а корабль поставили на карантин.
С началом Первой мировой войны крейсер включили в 1-ю крейсерскую дивизию (броненосные крейсера « Санкт-Георг» , « Кайзер Карл VI» , « Кайзерин и Кенигин Мария Терезия» и два других крейсера типа « Зента») под командованием вице-адмирала Пауля Фидлера .
28 июля 1914 года крейсер был направлен вместе с шестью эсминцами в Которскую бухту для морской блокады Черногории. Уже 8-9 августа 1914 года "Зента" и "Жигетвар" обстреляли черногорскую радиостанцию в Антивари для нарушения управления союзными войсками.
16 августа "Зента" вместе с эсминцем "Улан" проводил рутинное патрулирование вдоль черногорского побережья. Однако в тот день ему кардинально не повезло. В это время 1-я эскадра (1er Armée Navale) французского флота под командованием адмирала Огюстена Буэ де Лапейрера вошла в южную Адриатику в поисках противника.
Около 8-30 утра стороны заметили дымы друг друга на горизонте. Французы устремились для преследования, а австрийцы попытались уйти вдоль берега.
Французы, нагнав беглецов, подняли сигнал с предложением сдачи и выпустили две торпеды перед носом австрийского крейсера. Однако командир крейсера капитан Пауль Пахнер сдаваться отказался.
В 9-03 французы с дистанции 10-12 километров открыли огонь по австрийским кораблям. "Зента" занял позицию для ответной стрельбы , а более быстроходный "Улан" на максимальной скорости ушел на север. Крейсер "Жюрьен де ла Гравиер" и французские эсминцы пытался его догнать, но австрийцу удалось укрыться в Каттаро. Более тихоходный крейсер союзники отрезали от базы.
Силы были несоизмеримы. 37 вымпелов (2 линкора, 10 броненосцев, 5 крейсеров и 20 эсминцев) союзной эскадры во главе с новейшими дредноутами "Курбе" и "Жан Бар" и маленький старый крейсер. Французы около 15 минут беспорядочно засыпали старый крейсер тяжелыми снарядами."Зента" отвечал из своих 120 мм пушек, но их снаряды падали с недолетом 300-400 метров. Уже к 9-12 крейсер потерял ход и загорелся. Один из первых снарядов попал в машинное отделение, выведя из строя машину и убив большую часть машинной команды.
В 9-20 де Лапейрер приказал прекратить огонь. "Зента" очень сильно горел и осел кормой. Еще через 10 минут нос корабля приподнялся на 45 градусов и крейсер кормой ушел в воду в пяти милях от побережья. Над кораблем продолжал развеваться австрийский флаг.
Пахнер успел выбросить секретные документы за борт и приказать команде покинуть корабль. Французы спасением выживших не занимались, доверив эту миссию штатным лодкам австрийского крейсера. Эскадра развернулась и, опасаясь атак подводных лодок, ушла. Французские дредноуты записали на свой счет единственную победу. Есть версия, что де Лапейрер якобы давал приказ о спасении тонущих, но из-за неразберихи с сигналами в союзном флоте его никто не понял. Достаточно неправдоподобная версия.
173 человека из экипажа погибли (многие в воде), 139 , включая командира, удалось добраться до берега. У раненых шансов спастись не было из-за сильного течения. Выживших спасали лодки местных рыбаков у Кастель Ластвы. По другим данным черногорцы спасли 6 офицеров и 130 матросов. А капитан Пахнер и несколько матросов пытались избежать сдачи в плен, уплыв к острову Света Неделя. Однако вскоре черногорцы обнаружили их и пленили.
Австрийские моряки содержались в тюрьме в Подгорице до начала 1916 года, когда австро-венгерская армия оккупировала Черногорию и освободила моряков. Впрочем, по свидетельству Пахнера, черногорцы обращались с австрийцами "чрезвычайно справедливо и в соответствии с Женевской конвенцией".
Гибель "Зента" поменяла распределение ролей в битве на Адриатике. Уже не австрийцы блокировали черногорское побережье, а союзники заперли австрийский флот в базах, откуда он мог выходить только в отчаянные вылазки.
Сражение основных сил французского флота с одним австрийским крейсером стало одним из самых популярных сюжетов в маринистике.
В благодарность за гуманное отношение и помощь раненым морякам крейсера после войны местному храму был пожертвован серебряный ларец с выгравированными именами, а в 1923 году на средства спасенных моряков на скале Света Неделя появилась каменная часовня Святой Доминики, где поминались в общей сложности 210 погибших членов экипажа корабля.
В начале века черногорские водолазы обнаружили крейсер на глубине 72-х метров. В 2005 году туда спускались чехи, а в 2006 году венгры.
Первым заданием для вступившего в строй “Асперна” стало направление в Китай вместе с крейсером "Кайзерин Элизабет", для усиления австрийской эскадры в составе "Альянса 8-ми наций" по подавлению боксерского восстания. К его прибытию восстание было в основном уже подавлено. 8 февраля 1901 года "Асперн" протаранил британский пароход "Македония", но не потопил купца, наоборот, у крейсера отвалился таран. Водолазам удалось найти и поднять таран, но пришлось срочно вставать в док на полуторамесячный ремонт. В 1904 году крейсер вернулся на родину, откуда его направили представлять Австро-Венгерскую империю на американской выставке в Джеймстауне в 1907 году вместе с броненосным крейсером “Санкт-Георг”. Торжество было организовано в честь 300 летия первого английского поселения в Новом Свете.
9 мая 1909 года большую часть экипажа отправили на празднование 100 летия битвы при Асперне и Эслинге, одной из первых почти побед над Наполеоном.
Затем он служил в восточном Средиземноморье, где европейским державам постоянно надо было вмешиваться в межконфессиональные и межнациональные кризисы на территории Османской империи, защищая христиан и европейских граждан. В 1913 году он входил в состав международной эскадры по блокаде Черногории во время осады ею албанского Шкодера во время Балканских войн.
В начале Первой мировой "Асперн" вошел в состав уже упоминавшейся крейсерской дивизии и принимал участие в боевых операциях, хотя в перестрелки ему вступить не довелось ни разу. Он в составе австрийской эскадры выходил на поддержку возвращавшихся из первого рейда на Дураццо в конце 1915 года. В январе 1916 года он обстреливал черногорскую гору Ловчен во время решающего штурма.
2 августа 1916 года "Асперн" одним своим видом отогнал английский и итальянский крейсера, преследующие австрийские эсминцы Warasdiner и Wildfang .
В Триесте 19 ноября 1917 года корабль посетил кайзер Карл I. 15 марта 1918 года окончательно устаревший корабль списали, разоружили и сделали плавказармой. По мирному соглашению достался англичанам и был продан ими в Италию на разделку в 1920 году.
"Жигетвар" стал третьим и последним крейсером типа "Зента". Первым событием в его истории стал визит в Северную Америку и Северную Европу с октября 1901 по октябрь 1902 года. Кроме США он посетил также Мексику, Кубу, Гаити, Барбадос и т.д. "Жигетвар" представлял империю на параде в августе 1902 года в Спитхеде , по случаю коронации короля Эдуарда VII . Во время дружественных визитов по северным портам на борту принимали германского кайзера Вильгельма II и русского царя Николая II. Шведский король Оскар II на борт подниматься не стал, но внимательно осмотрел крейсер со своей яхты Drot.
В ноябре 1903 года крейсер вместе с миноносцем « Магнит» сняли с мели на острове Карбар буксир «Гиппопотам». Возможно этот эпизод и лег в основу одной из строк стихотворения Корнея Чуковского "Телефон", где про болото и бегемота и про трудную работу.
Затем он служил в основной эскадре, принимая участие в регулярных маневрах и совершая визиты по региону. Чаще всего в Грецию и Турцию, где было неспокойно в это время. В 1905 году его привлекали для участия в международных силах по урегулированию беспорядков в Османской империи. Крейсер высаживал в Митилене отряд моряков для охраны местной станции телеграфа.
В 1907 и 1912 годах на крейсере доставлялись сменные экипажи для стационеров в Китае. На обратном пути в 1907 году он привез коллекцию экзотических птиц для Венского зоопарка (Тиргартен Шенбрунн).
Во время сараевского убийства крейсер находился в Турции. С началом войны вошел в ту же крейсерскую дивизию, что и систершипы. В первые месяцы задачей дивизии и "Жигетвара" была блокада и бомбардировка черногорского побережья. После присоединения Италии к Антанте в мае 1915 года крейсер прикрывал эскадру, атаковавшую итальянское побережье, при этом ночью 24 мая им был обстрелян итальянский дирижабль "Città di Ferrara".
Потом он еще несколько раз участвовал в налетах на итальянцев, но в июне 1917 года был поставлен брандвахтой в заливе Каттаро. В марте 1918 года вместе с "Асперном" выведен из боевого состава и стал плавказармой торпедной школы. Освободившиеся экипажи были использованы для укомплектования грузовых судов на Черном море, где австро-немцы активно грабили русские земли.
После войны достался англичанам и в 1920 году был разобран в Италии.
Три крейсера типа "Zenta" стали первыми крупными австро-венгерскими военными кораблями, с почти полностью отечественной артиллерией компании Škoda. Они стали первыми (и последними) классическими бронепалубными крейсерами Австро-Венгрии.
"Зенту" часто называют австрийским "Варягом". Он тоже вступил в бой со значительно превосходящими силами противника в битве при Антивари 16 августа 1914 года.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.