Найти тему

Традиционный ежегодный автопробег "Дорога Жизни". В этот раз проехали от Всеволожска до Осиновца

Оглавление

Автопробег "Дорога Жизни" проводится ежегодно ко Дню полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, в ближайшее к 27-му января выходные. В маршрут пробега стараются каждый раз включать новые объекты, но неизменным остается почитание памяти защитников и жителей блокадного города.

Эмблема автопробега "Дорога Жизни". Источник изображения - официальная группа В контакте https://vk.com/46avtoprobeg
Эмблема автопробега "Дорога Жизни". Источник изображения - официальная группа В контакте https://vk.com/46avtoprobeg

Мы уже принимали участие в автопробеге в 2014 году. Тогда мероприятие было масштабнее: около 60 машин мчались по мемориальной трассе, для нас даже ГИБДД в некоторых местах перекрывала движение на перпендикулярных улицах. Но тогда мы, насколько помню, просто доехали до "Разорванного кольца" и разъехались по домам.

В этом году автопробег был более камерным, если так можно выразиться. Из-за некоторых ограничений, связанных с обеспечением безопасности движения и вместимостью парковок у мемориалов, к участию было приглашено всего 32 экипажа. И мы были в их числе, что, конечно, большая честь. Маршрут был немного иным, чем в прошлый раз.

Источник изображения - официальная группа В контакте https://vk.com/46avtoprobeg
Источник изображения - официальная группа В контакте https://vk.com/46avtoprobeg

В каждом пункте со звездочкой делалась остановка, возлагались цветы.

Сбор

Место сбора было назначено у Румболовской горы во Всеволожске. В блокаду здесь располагался перевалочный пункт и медсанчасть для граждан, отправляющихся в эвакуацию и для защитников Дороги Жизни. В 1967 году тут появился мемориал, включенный в "Зеленый пояс Славы Ленинграда".

А в 2012 году был установлен памятник знаменитой "Полуторке" - труженице Дороги Жизни. В большей степени именно на таких автомобилях из города вывозили в эвакуацию жителей, везли на фронт боеприпасы, а в Ленинград доставляли продовольствие. Памятник выполнен из металла в масштабе 1:1.

Тут же неподалеку есть небольшое братское захоронение времен Великой Отечественной войны.

И монументы, посвященные другим трагическим событиям 20 и 21 веков: Чернобыльской катастрофе, Афганской войне, авиакатастрофе над Синайским полуостровом (комплекс называется "Сад памяти").

Начало. Памятник полуторке

Зарегистрированным участникам автопробега выдали вот такие комплекты. В них входили: две большие наклейки на боковые части машины, одна маленькая на лобовое стекло, брошюра с маршрутом и описанием посещаемых мемориалов, талоны на питание, ленточки и грамота за участие.

Автопробег начался с небольшого брифинга. Вспоминали о родоначальнике традиции автопробегов по Дороге Жизни, Владимире Ивановиче Чертилине (1934-2014). Он был руководителем Ленинградского клуба автомототуристов, основанного в 1959 году.

Рекомендую интересное интервью об автомотоклубе.

Самым активным участникам и помощникам организации предыдущих автопробегов были вручены дипломы.

-6

Конечно, почтили память защитников и жителей блокадного Ленинграда минутой молчания и возложением цветов.

-7
Почувствовать себя шофёром "Полуторки" на Дороге Жизни
Я ЛЮБЛЮ ЭТОТ ГОРОД26 января 2020
Музей "Дорога Жизни" в Кобоне - деревушке, через которую прошли сотни тысяч эвакуируемых ленинградцев
Я ЛЮБЛЮ ЭТОТ ГОРОД29 января 2021

Также был проведен инструктаж по правилам передвижения в колонне. И мы выдвинулись по запланированному маршруту. Первая остановка - кладбище в поселке Рахья.

Поселок Рахья

В этой местности на момент начала Великой Отечественной войны велась добыча торфа, который служил основным топливом для ленинградских теплоэлектростанций, котельных. Это был рабочий поселок.

В блокаду недалеко отсюда, в Борисовой Гриве, был развернут самый крупный эвакопункт Дороги Жизни. Сюда ленинградцев привозили машинами, обогревали, оценивали состояние здоровья и отправляли дальше, к ледовой трассе.

Но из-за недосмотра были смертельные случаи - люди съедали слишком много после длительного голода и погибали, не выдерживала пищеварительная система. Умирали и от истощения, холода, болезней, так и не добравшись до спасительной Ладоги всего несколько километров.

Хоронили их на кладбище в Рахье. Вот здесь, в братской могиле.

-8

Монумент небольшой. А ведь здесь покоятся тысячи человек. Кроме жителей блокадного города, еще советские воины, защищавшие Ленинград и Дорогу Жизни, погибшие в боях и умершие в госпиталях от ран. А также труженики предприятий и рабочих поселков по торфодобыче, обеспечивавших топливом теплоэлектростанции Ленинграда, пекарни и заводы. Люди, благодаря которым сердце города продолжало биться.

Недавно я была на показе фильма о трагедии на станции Лычково. В зале присутствовал очевидец тех событий, ему уже 94 года. И он очень горевал, что немцам разрешают устраивать мемориалы на нашей территории и что эти мемориалы краше и богаче, чем наши. Это и вправду обидно и странно, что память о тысячах жертв войны выглядит так скромно.

В Рахьинских болотах, кстати, погиб, защищая Дорогу Жизни, знаменитый летчик-истребитель Алексей Севастьянов. Его самолет и останки обнаружили спустя много лет. Но похоронен он не здесь, а на мемориальном кладбище у Чесменской церкви.

На Рахьинском кладбище тоже есть могила Героя Советского Союза. Здесь похоронен Гуржий Дмитрий Игнатьевич (1916-1941). Он был летчиком-истребителем, летал на самолете ЯК-1. Его сбили 13 ноября 1941 года. Погиб в 25 лет.

-9

К сожалению, наледь очень крепко пристыла к мрамору и её невозможно было очистить, поэтому фото такое.

У мемориала мы почтили память погибших, возложили цветы, дети читали замечательные стихи ленинградских поэтов.

-10

Далее путь лежал к "Разорванному кольцу".

Деревня Кокорево

Здесь мне удалось запечатлеть почти всю колонну экипажей целиком.

-11

Официально Дорога Жизни называлась ВАД-101 (Военная автодорога). Именно возле деревни Кокорево начинался ледовый её участок.

-12

Там, где в 1960-е годы был установлен мемориал "Разорванное кольцо", автомобили выезжали на лед Ладожского озера. Из-за снега плохо видно, но здесь специально выдавлены следы протекторов шин "Полуторки", уходящие в сторону озера.

-13

У Вечного огня также мы почтили память погибших, возложили цветы, слушали стихи в исполнении детей.

-14

Слово держал и Валерий Васильевич Хорохордин, соратник Владимира Ивановича Чертилина, родоначальника традиции автопробегов к Ленинградскому Дню Победы.

Напомню, что в начале статьи есть интересное видеоинтервью, в котором как раз Валерий Васильевич рассказывает об истории традиции.
-15

Остановка у Разорванного кольца в этот раз не была конечным пунктом программы. Далее мы направились в поселок Осиновец.

Поселок Осиновец

В конце маршрута приятно было отведать вкусной солдатской каши.

-16

Выдавали паёк по таким стилизованным талончикам.

-17

Греча и тушенка с горячим сладким чаем. На морозе. Пальчики оближешь.

-18

В Осиновце мы посетили музей "Дорога Жизни". Специально для участников автопробега дирекцией был организован показ документального фильма "Ладога", снятого именно здесь, на берегу Ладожского озера, в 1942-1943 годах!

Фильм, безусловно, своей целью имел поднятие морального духа воинов, поэму такой нарочито торжественный. На самом деле все было много страшнее и трагичнее.

Затем у нас было свободное время. Можно было познакомиться с экспозицией, послушать экскурсию или прокатиться на "Полуторке" по ледовой трассе Дороги Жизни.

Другие рассказы о войне и блокаде здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал . Благодарю за внимание!