Советское лунное вещество хранится в Москве в Институте геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) имени В.И. Вернадского. Там же лежат и контейнеры с небольшими порциями американского лунного грунта, доставленного «Аполлонами» и полученного нашей страной в соответствии с двусторонним соглашением от 21 января 1971 г.
10 июня 1971 г. в Москве директор Управления по исследованиям Луны NASA Ли Шерер передал вице-президенту Академии наук СССР А.П. Виноградову по три грамма грунта, доставленного «Аполлоном-11» и «Аполлоном-12», получив в обмен три грамма вещества, привезенного «Луной-16».
В рамках этого же соглашения по окончании 3-й лунной научной конференции в Хьюстоне 10–13 января 1972 г. советской делегации во главе с К.П. Флоренским было передано три грамма из вещества, доставленного «Аполлоном-14». Через три месяца, 13 апреля 1972 г., американцы привезли в Москву образцы «Аполлона-15» и получили свежий материал «Луны20». 16 марта 1973 г. Представители ГЕОХИ В.В. Щербина и Л.С. Тарасов приняли в Хьюстоне по три грамма грунта «Аполлона-16» и -17. Наконец, 16 декабря 1976 г. американская делегация покинула Москву, увозя несколько граммов вещества «Луны-24».
Советский лунный грунт передавался для исследований и в другие страны, а американский получали не только в рамках межгосударственного соглашения, но и по заказам отдельных исследовательских групп. По свидетельству заведующего Лабораторией космохимии и метеоритики ГЕОХИ М.А. Назарова, всего представители США передали в СССР 29.4 г лунного грунта «Аполлонов», а из нашей коллекции было выдано за рубеж 30.2 г лунного вещества.
Американцы не осуществляли программы автоматической доставки лунных образцов, сделав ее одной из основных задач пилотируемых экспедиций «Аполлонов». В 1969–1972 гг. шесть экипажей привезли 382 кг лунного материала разного типа и размера (камни и их фрагменты, песок, пыль, керны). Все это богатство находится в распоряжении Отдела приема и хранения астроматериалов в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне. Большая часть лунного материала сохраняется в специальных условиях в корпусе 31N, построенном в 1977–1979 гг. Около 15% лунных образцов, что составляет 52 кг, на всякий случая помещены в запасное хранилище на полигоне Уайт-Сэндз.
Огромная в сравнении с советским «запасом» масса образцов позволила развернуть весьма обширную программу исследований как силами NASA, так и сторонних специалистов.
Самая первая научная публикация по лунному грунту вышла в журнале Science 19 сентября 1969 г. Из 21.5 кг лунного материала, доставленного «Аполлоном-11», в том же сентябре примерно 7 кг распределили между 106 исследователями в США и 36 в восьми других странах (Австралия, Бельгия, Британия, Канада, Финляндия, ФРГ, Швейцария, Япония).
Часть доставленных камней была распилена или раздроблена, а грунт разделен на порции, так что сейчас в общей сложности насчитывается примерно 140000 фрагментов. Если в научной публикации вам встретится пятизначный номер образца, по первым цифрам можно сразу определить его происхождение: 10 – это «Аполлон-11», кодами 12, 14 и 15 зашифрованы соответствующие американские полеты, а 6 и 7 соответствуют «Аполлону-16» и -17. Сбой в нумерации объясняется просто: код 16 достался «Луне-16», а ее «сестры» получили обозначения 20 и 24. Да, если после пятизначного номера через точку идут дополнительные цифры, то это фрагмент первоначального цельного образца.
Понятно, что наибольший объем исследований был проведен «по горячим следам», в 1970-е годы, однако интересные работы выполнялись и в дальнейшем. К примеру, в 1990-е и в начале 2000-х годов группа Л.С. Тарасова, используя образцы из всех девяти районов Луны, изучала геохимию редких элементов в лунных породах путем микрорентгенофлуоресцентной спектроскопии на пучках синхротронного излучения в Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН в Новосибирске.
Уже в XXI веке из Хьюстона ежегодно выдается по заявкам специалистов от 150 до 450 образцов грунта. К марту 2011 г. в несколько сотен лабораторий было передано для исследований 10293 американских лунных образца, в том числе 8827 – американским ученым. Тем не менее свыше 80% доставленного лунного вещества до сих пор никогда не покидало стен корпуса 31N.
Дело в том, что хьюстонская часть коллекции изначально была разделена на доступную и неприкосновенную, предназначенную для длительного хранения и исследований в будущем, с использованием новых методов и приборов. В эту категорию входят три пробоотборника с грунтом, которые астронавты трех последних экспедиций привезли в гермоконтейнерах непосредственно с Луны, а также образцы, которые заморозили или поместили в атмосферу инертного газа сразу после доставки в Хьюстон.
И вот теперь, когда после первой высадки на Луну прошло полвека, часть этого неприкосновенного запаса будет передана в руки ученых. 11 марта 2019 г. объявлены девять научных групп, заявки которых удовлетворены. Им выделено 8 млн $ на исследования.
Вакуумированный керн «Аполлона-17» – трубку пробоотборника с 800 граммами лунного вещества – разделят две команды Центра космических полетов имени Годдарда, группа Исследовательского центра имени Эймса, ученые Университета Нью-Мексико и Университета Калифорнии в Беркли.