В начале 1960 была сформирована историческая двадцатка, которой предстояло вскоре отправится в космос. К 1969 году в полёте побывало лишь двенадцать, остальные восемь так никогда и не были в космосе. Кто были эти космические первопроходцы и почему лишь шестьдесят процентов из них побывало в космосе, хотя в США этот показатель стремился к ста процентам?
План отбора и подготовки будущих космических летчиков был составлен ещё в июле 1959 группой ученых, инженеров и специалистов НИИ. Как и американские коллеги за океаном, ставку сделали на лётчиков-истребителей.
В СССР это была идея Королёва, он полагал, что «...лётчик-истребитель есть требуемый универсал ... и он кадровый военный, а значит обладает и такими ... качествами, как собранность, дисциплинированность и ... стремление к достижению цели».
В возрастном диапазоне брали до тридцати пяти лет, ростом до 175 сантиметров и весом до семидесяти пяти килограмм.
В США при отборе первых астронавтов брали не старше 40 лет, обязательным требованием было наличие высшего образования по инженерной специальности и не менее 1500 часов налёта. Под последние два условия едва ли подходил кто-то из гагаринского отряда: высшее образование многие получали уже после первого полёт в космос, а налёт такого уровня мог быть только у Владимира Комарова.
Сформировавшийся с весны по зиму 1960 список первых советских кандидатов состоял из двадцати претендентов. Все они прошли непростые испытания и тесты.
Но уже через год кандидатов в отряде стало меньше. Ещё летом 1960 года Валентин Варламов при купании в озере получил травму шейного позвонка. Надежд на полную годность к космическому полёту у медиков почти не было, поэтому в марте 1961 Валентина отчислили из отряда.
Похожая судьба была и у Анатолия Карташова. Летом 1960 при испытаниях на перегрузки медики нашли у него мелкие многочисленные кровоизлияния на коже. После дополнительных обследований статус бойца так и не был решён: его не списали, но и в списки второй группы отряда в начале 1961 не добавили. Не выдержав неопределенности, в апреле 1961 Карташов сам подал рапорт на отчисление.
В начале весны шестьдесят первого года по трагической случайности погиб при испытательных тестах в сурдобарокамере Валентин Бондаренко. Это случилось незадолго до финальной подготовки на Байконуре и омрачило для всего отряда первый полёт человека в космос.
Так из 20 кандидатов к апрелю 1961 года один побывал в полёте, а троих уже не было в строю.
Если перенестись в США, то там при несоответствии здоровья требуемым критериям кандидатов в астронавты не списывали, а оставляли на службе NASA с шансом будущего полета. Так Дик Слейтон, единственный не летавший по программе "Меркурий" астронавт, отправился в космос через 13 лет, в конце концов пройдя тест по здоровью.
А первый орбитальный астронавт Алан Шепард уже после полёта стал испытывать трудности с внутренним ухом, из-за чего был отстранен от подготовки по программе "Джемини". Однако он остался в отряде и смог опять побывать в космосе, в качестве командира миссии "Apollo-14", когда проблемы со здоровьем удалось решить.
В СССР в 1962 году гагаринский отряд понёс потери в лице Марса Рафикова. Кандидата в космонавты отчислил из отряда по официальной версии за несогласованную отлучку, хотя сам Рафиков считал, что его отчислили за попытку получить развод. В СССР это была в те годы табуированная тема.
Однако семейное положение было определяющим и для NASA. В США закрывали глаза на порой свободные представления астронавтов о нравах, когда они находились в Хьюстоне без своих жен. Однако официально разводиться было нельзя.
Жены и семьи составляли вместе с героическими историями астронавтов общую эпопею достижений страны. Хотя нести бремя медийной персоны и не иметь рядом мужа, который был на тренировках в NASA, усугубляло и без того непростые семейные отношения. Возможно, поэтому после ухода из отряда единомоментно распадались многие браки астронавтов.
В СССР апреле 1963 года случился инцидент, после которого отряд покинуло сразу 3 кандидата. За нарушение дисциплины были отчислены Григорий Нелюбов, Иван Аникеев, Валентин Филатьев.
За дебош в нетрезвом виде и вольности с патрулем трое кандидатов на партсобрании в ЦПК так и не были оправданы, и по инициативе Николая Каманина все трое были отчислены. При этом Григорий на тот момент был в числе лучших кандидатов: он входил в первую шестёрку космонавтов по приоритету подготовки.
Григорий Нелюбов спустя несколько лет погиб в железнодорожном инциденте. Это была вторая смерть в отряде, хотя и после отчисления.
В США, если брать первую семёрку и следующий набор (девять астронавтов), тоже не все доживали до космических полётов. Из 16 кандидатов в астронавты двое разбились во время полётов на реактивных самолётах.
В СССР к 1969 году в космос слетали почти все из 13 членов первого отряда, набранных в 1960 году. Оставался лишь Дмитрий Заикин. Он был дублером Павла Беляева на "Восходе-2", и в случае новых запусков "Восходов" претендовал на полёт, однако программу свернули раньше.
Заикин продолжал подготовку, однако найденная осенью 1969 язва не дала его полёту осуществиться: Дмитрий был отчислен из отряда, хотя и остался служить в ЦПК. Жаль, что опытного и прошедшего отбор кандидата из первого отряда не смогли вылечить и не решились отправить в космос.
Так в Советском Союзе из 20 набранных в 1960 году кандидатов в космонавты в полёт отправились лишь 12. В США из первой и второй групп подготовки – всего 16 человек – в космос слетало 14 астронавтов.
Читайте далее по теме:
Первые космонавты СССР и их судьбы
Секретность и шифрование первых космических запусков
Первый женский отряд космонавтов
Поддержите автора и выход новых статей на Патреоне. 🚀 Там будут публиковаться интересные материалы, не вошедшие в статьи блога, а у вас есть возможность получить космический подарок. 🚀
***
Ставьте лайк, если узнали новое для себя.
Подписывайтесь и делитесь публикациями: будет интересно!