Солдатский быт можно разделить на несколько категорий, связанных с тем, где располагалась та или иная часть. Самые большие тяготы выпали людям, находящимся на передовой линии, - там не было никакого привычного умывания, бритья, завтрака, обеда или ужина. При входе в населенные пункты выделялась баня-вошебойка, в лесу — землянка. В целях ликвидации заболевания командирам подразделений полков были даны указания производить ежедневный осмотр солдат на вшивость. Обнаружение вшивости считалось чрезвычайным происшествием. Больных приказано было подвергать тщательной санитарной обработке. Она заключалась в мытье в бане, с обязательным прожариванием всего обмундирования, и стрижке волос.
Конечно, мытье в бане происходило, когда солдаты находились во втором эшелоне и не принимали непосредственного участия в боях. Причем мытье в бане чаще всего приурочивалось к холодному времени года. Летом бойцы имели возможность купаться в реках, ручьях, собирать дождевую воду. Зимой же не всегда была возможность не только найти уже готовую баню, сооруженную местным населением, но и построить самим — временную. Передислокации частей иногда были настолько частыми, что не только военные укрепления, но и бытовые помещения часто оставлялись вскоре после их постройки. Например, утром в бане мылись немцы, а вечером — советские воины. Санитарная служба обязана была, вместе со старшим врачом полка, обеспечить для бойцов смену белья не реже чем один раз в 10 дней, обеспечивая их бельем и мылом.
На начальном этапе войны солдаты носили гимнастерку без погон с откладным воротником, со специальными накладками в районе локтей. Обычно эти накладки делались из брезента. Гимнастерка носилась со штанами-галифе, имеющими такие же брезентовые накладки в районе колен. Верхняя одежда одевалась на нательное бельё, состоящее из рубахи и широких штанов из хлопчатобумажной ткани. И хотелось бы поговорить именно на тему того, что происходило в ту войну именно тогда, когда затихали бои. Еда, сон, тепло и баня — вот что нужно было бойцу. Но, несмотря на тяжелые условия, люди читали книги и газеты, ходили в кино, занимались художественной самодеятельностью, пели, танцевали под гармошку, слушали радио и отдыхали. Правда, в основном во втором эшелоне и по праздникам. «Кормить вшей на фронте» — эту расхожую фразу слышал, наверное, каждый. Судя по архивным документам, масштабы распространения педикулёза в войсках во время Великой Отечественной войны достигали катастрофических размеров, а для борьбы с вшами была даже создана целая санитарная армада, в которой было свыше сотни спецпоездов и дезинфекционных подразделений.
Баня для солдата на фронте – праздник. Пахнет вениками и деревом. Парок! Чистота! Бодрость! Еще великий полководец Александр Суворов отмечал: «Чистое белье для воина и баня — тоже оружие, и не менее сильное, чем владение штыком».
Со временем потребность Вооруженных сил в банно-прачечных составах только возрастала. Если до начала Великой Отечественной в Советской Армии их было всего 9, то в начальный период войны (1941-1942 гг.) количество взлетело до 100. Обычно эти составы располагались в районах распределительных железнодорожных станций фронтов, где придавались санитарно-пропускным пунктам.
По сравнению со своими предшественниками несколько видоизменилась и их структура. Кроме банно-дезинфекционного отделения и прачечной, состав обзавелся вспомогательными вагонами. В результате он заметно удлинился. Так, банно-дезинфекционное отделение включало 4 вагона: раздевалка, душевая, дезкамера, одевальня. Один из вагонов был оборудован двумя паро-формалиновыми дезкамерами на 60 комплектов обмундирования. В четырех вагонах-прачечных было установлено механическое оборудование. Во вспомогательные вошли две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состав поезда. В результате его производительность заметно увеличилась. За час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек. Сейчас про банно-прачечные отряды можно узнать очень много абсурдной информации, которая выдается в качестве уточняющих подробностей по Великой Отечественной. Так, очень популярна версия о том, что задача женщин из таких отрядов заключалась в том, чтобы развлекать молодых и здоровых мужчин, которым во время военных действий очень не хватало женской ласки. Поговаривали, что план по организации таких подразделений обсуждался на тайном совещании у Сталина. Будучи прекрасно оборудованы, эти поезда имели значительную суточную производительность. Поезда, как правило, состояли из 5—6 вагонов. В отдельных вагонах устраивались прачечные, дезинфекционные камеры и бани. Последние придавались к поезду для обслуживания личного состава поезда и войсковых частей, расположенных в районе остановок. Поезда - прачечные работали в районе железнодорожных линий, забирая из армейских складов грязные вещи и снабжая их чистыми. Циркулируя по линиям железных дорог, поезда самостоятельно производили очистку вещей от грязи и имели большое значение в борьбе с распространением эпидемических заболеваний в период военных действий. Расположение пароформалиновых или вакуум-пароформалиновых камер производилось в вагоне, с устройством в камерах выдвижных тележек - для удобства загрузки и выгрузки дезинфицируемых вещей. Из дезинфекционной камеры нижнее белье и портянки поступали в прачечную, оснащенную стиральными машинами, сушильными и гладильными аппаратами.
Для успешного выполнения поставленных задач солдат должен быть не только сыт, но и чист. Для этого нужна баня. Кстати, в годы Великой Отечественной войны передвижная баня была самой желанной добычей немцев, которых просто загрызали вши. В бане можно и самому попариться и одежду пожарить как следует. Немцы привыкли использовать бани, которые были в деревнях, но советские войска, прознав об этом, разбирали их по бревнышку, и борьба с паразитами сводилась к нулю.