Найти в Дзене
Eternity

Альбрехт Дюрер был величайшим мастером Северного Возрождения и одним из выдающихся художественных гениев всех времен.

Альбрехт Дюрер (21 мая 1471 г. – 6 апр. 1528 г.) — немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса.

Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии( вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры) , поднявшим её на уровень настоящего искусства.

Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном деле разработкой теории фортификации. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Самсон, раздирающий  пасть Льва.  1497–98 годы.
Самсон, раздирающий пасть Льва. 1497–98 годы.

Дюрер был ведущим представителем немецкого ренессансного искусства и главным сторонником новых идей в Северной Европе. Картина "Иисус среди врачей" была выполнена в Венеции во время его второго визита в Италию, где его приветствовали как непревзойденного художника, и была идентифицирована как картина, упомянутая в письме Дюрера своему другу Виллибальду Пиркхаймеру, Нюрнбергскому гуманисту.

Иисус среди врачей.
Иисус среди врачей.

Иисус среди врачей. Фрагмент. Кликните для увеличения.
Иисус среди врачей. Фрагмент. Кликните для увеличения.

В его использовании полудлинных фигур и расположении голов вокруг фокуса, образованного лицом и руками ребенка, композиция явно перекликается с современной итальянской живописью. Таким образом, немецкий художник умело смешивает два ренессансных мира Северной Европы и Италии. Панель датирована и подписана анаграммой Дюрера на клочке бумаги, торчащем из книги на переднем плане.

"Адам и Ева".Кликните для увеличения.
"Адам и Ева".Кликните для увеличения.

Дюрер был величайшим мастером Северного Возрождения и одним из выдающихся художественных гениев всех времен. Как и его итальянский Современник Леонардо да Винчи, он был художником и автором трактатов по измерению, пропорциям и художественной теории. В отличие от Леонардо, его слава покоится больше на его гравюрах, чем на его работах в других средствах массовой информации.

"Адам и Ева".
"Адам и Ева".

Великолепное впечатление от шедевра Дюрера "Адам и Ева"демонстрирует синтез Северного и итальянского стилей Ренессанса, который он осуществил после своей первой поездки в Италию в 1494 году. Экстраординарная способность Дюрера улавливать текстуру и детали, столь характерная для Северной Традиции, демонстрирует его наблюдательность и техническую виртуозность ювелира, в то время как его попытка создать идеальные человеческие пропорции отражает его изучение итальянского искусства. На значение этой таблички для Дюрера указывает, в частности, большое количество подготовительных рисунков, многие из которых сохранились, и тот факт, что это единственная табличка, на которой художник подписал свое полное имя.

Похищение Прозерпины на единороге. Гравюра на железе.
Похищение Прозерпины на единороге. Гравюра на железе.

Несмотря на большое усердие и ученость, никто до сих пор не дал полностью удовлетворительного объяснения глубинного смысла этой гравюры. Ученые тщетно искали литературный источник в классической мифологии и немецкой легенде.

Голый всадник с растрепанными волосами и бородой, очень похожий на самого Дюрера, хватает столь же голую женщину с высокой грудью и увозит ее на рогатом конеподобном существе, вероятно, одном из тех единорогов, о которых многие слышали, но никогда не видели.

1515. Носорог. Кликните для увеличения.
1515. Носорог. Кликните для увеличения.

"Результат симбиоза между искусством и мастерством: сбалансированное сочетание взаимного влияния и обмена, которое находит свое наибольшее выражение в мастерской эпохи Возрождения”

Поклонение волхвов. 1504 г.
Поклонение волхвов. 1504 г.

Картина, вероятно, была заказана курфюрстом Саксонии Фридрихом мудрым (1486-1525) для часовни в Виттенбергском замке. Завершенная Дюрером после его первого визита в Италию (1494-1495), эта панель являет собой пример слияния Северного внимания к деталям, типично итальянской перспективы и цветового чувства под влиянием венецианской живописи Мантеньи и Джованни Беллини. Он находится в Уффици с 1793 года после обмена с императорской галереей Вены.

Император Максимилиан.
Император Максимилиан.

Поклонение Троице (алтарь Ландауэра)
Поклонение Троице (алтарь Ландауэра)

В 1501 году Матиас Ландауэр, имевший процветающий бизнес по продаже продукции своей плавильной фабрики, основал в Нюрнберге Цвельфбрюдерхаус (“дом двенадцати братьев”). Это было заведение, предоставлявшее приют двенадцати нуждающимся ремесленникам в старости. В 1508 году основатель заказал алтарь для вновь возведенной часовни.

Год назад Дюрер вернулся в Нюрнберг из своей второй поездки в Венецию, которая стала для него откровением. Он выбрал более современную форму алтаря, а не позднеготический крылатый алтарь. Часовня была посвящена всем святым, и это привело к выбору им темы: Троица-Голубь Святого Духа, Бог Отец и Христос-находится в центре внимания. Поддерживаемая группой ангелов, представляющих инструменты Страстей Христовых, группа парит над толпой, расположенной полукругом вокруг них. Мария возглавляет группу святых женского пола, среди которых Варвара(чаша), Екатерина (колесо) и Агнесса (агнец): за Иоанном Крестителем справа находится сонм пророков и царей Ветхого Завета, включая Давида (Арфа) и Моисея (скрижали закона). Присутствие внизу группы членов священной и светской христианской общины – от папы до простого монаха, от императора до представителей крестьянства (молотилки) – не может быть объяснено иконографией Всех Святых. Их жизни уже были взвешены на Страшном Суде, изображенном на раме, и таким образом они являются членами “Царства Божьего”. Эта концепция основана на трудах Святого Августина (354-430 гг. н. э.). Сам Ландауэр, приглашенный кардиналом, находится в группе у левого края картины.

Поклонение Троице (алтарь Ландауэра).
Поклонение Троице (алтарь Ландауэра).

Хотя Дюрер жаловался на средневековое представление Германии о художниках, идеи итальянского Ренессанса впервые пришли на север мощным путем через него. Дюрер первоначально обучался в Нюрнберге как ювелир, живописец и дровосек. После посещения Венеции в 1495 году он интенсивно изучал математику, геометрию, латынь и гуманистическую литературу. Он выражал себя главным образом через гравюры; живопись была менее прибыльной, и лютеранские церковные реформаторы презирали большинство религиозных произведений. Картины Дюрера немногочисленны и более традиционны, чем его гравюры и гравюры на дереве. В 1498 году он опубликовал первую книгу, полностью созданную художником, "Апокалипсис", которая включала четырнадцать гравюр на дереве, иллюстрирующих Книгу Откровения. Его яркая образность, виртуозное рисование и сложная иконография создали ему репутацию. Вновь посетив Италию в период с 1505 по 1507 год, искусство Дюрера усвоило принципы Ренессанса. Несмотря на впечатляющий размах своей мастерской, Дюрер не оставил прямых преемников, хотя его легко переносимые гравюры были влиятельны по всей Европе.

Рыцарь, Смерть и Дьявол. Гравюра. Дюрер 1513.
Рыцарь, Смерть и Дьявол. Гравюра. Дюрер 1513.

В 1498 году он опубликовал первую книгу, полностью созданную художником, "Апокалипсис", которая включала четырнадцать гравюр на дереве, иллюстрирующих Книгу Откровения. Его яркая образность, виртуозное рисование и сложная иконография создали ему репутацию. Вновь посетив Италию в период с 1505 по 1507 год, искусство Дюрера усвоило принципы Ренессанса. Несмотря на впечатляющий размах своей мастерской, Дюрер не оставил прямых преемников, хотя его легко переносимые гравюры были влиятельны по всей Европе.

Подписывайтесь на канал, комментируйте, ставьте "нравится" .