Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера.Драгоценности Его Величества. «Джем».

Начало 20-го века Британская империя встретила на пике своего могущества. В империи никогда не заходило солнце,а сотни миллионов индусов,китайцев и прочих негров неустанно работали на благо Великой Британии. Раскинувшаяся на треть мира империя нуждалась в огромном количестве колониальных крейсеров-для стационерной службы. В Королевском флоте эту обязанность возлагали на бронепалубные крейсера 3-го ранга-небольшие быстроходные корабли, в 1,5-3 тыс.т. водоизмещения с пушками в 102-119 мм ,подходящие и для посыльной службы и для запугивания всяких непокорных зусулов. “Британский крейсер, был порожден нуждами Британской империи, чьи жизненно важные коммуникации он защищал на протяжении двух великих войн.” — писал английский военно-морской специалист С. Пуле. Англия нуждалась в огромном количестве крейсеров с большой автономностью для защиты протяженных морских коммуникаций и для обслуживания броненосных эскадр. Кроме того, возникала все большая необходимость в быстрых крейсерах для ведения разведки посыльной и стационарной службе, а также защите эсминцев.

Когда у империи появились реальные угрозы,дополнительными требованиями стала большая скорость и возможность использования в качестве легких разведчиков при эскадре. Под эти требования появился в английском флоте и новый подкласс крейсеров-скауты.

Их непосредственными предшественниками,а заодно последними британскими бронепалубными крейсерами 3-го ранга стали крейсера типа "Джем"( Gem ,самоцвет,драгоценный камень).4 корабля построенных в 1902-1905 годах получили наименования в честь драгоценных и полудрагоценных камней- "Топаз","Аметист","Сапфир" и "Даймонд".Иногда их называют крейсерами типа "Топаз".

"Топазы" были созданы на базе предшествующей серии типа Pelorus .Основное внимание было уделено повышению скорости и мореходности. На новых крейсерах была изменена форма носовой части и установлены более мощные силовые установки. Они были больше,быстрее, вооруженнее и бронированнее всех своих предшественников .

Более того,именно один из "Топазов" стал первым британским крейсером с турбинной установкой. На эсминцах их уже применяли,но опыт эксплуатации был неоднозначным. Турбины были раза в три дороже,по экономичности заметно уступали уже доведенным до совершенства паровым машинам,но были мощнее и теоретически надежнее . В крупных флотах,имеющих такие возможности,ставили турбины на один из однотипных кораблей и сравнивали результат с систершипом для оценки результата.

Турбины Парсонс были установлены на "Аметисте"-дальность плавания на 10 узлах уменьшилась на 1500 миль,зато на 20 узлах он мог пройти на 1000 миль больше систершипов. В британском флоте были проведены обширные сравнительные испытания паровых машин и турбин, на основе сравнения двух однотипных крейсеров. Оказалось, что на ходу до 15 узлов расход ниже у машин, свыше 15 у турбин . HMS Amethyst, оборудованный турбинами, полностью оправдал ожидания, развив в ходе испытаний максимальную скорость 23,4 узла, превзойдя аналогичные корабли с паровыми машинами на один узел. В целом результат был признан положительным и даже была запланирована постройка еще 4-х крейсеров типа "Топаз" с силовой установкой как у "Аметиста".Но в итоге флот заказал вместо них первые крейсера-скауты.

Заказ на новые 21½-22-узловые бронепалубные крейсера , вооруженные десятью 4 дюймовыми орудиями нового образца и восемью 3-фунтовыми противоминными пушками разместили в апреле 1901 . Для облегчения снабжения боеприпасами и управления стрельбой был выбран единый оптимальный калибр. По количеству орудий и скорости новые крейсера должны были превзойти германские "Нимфы". Для улучшения мореходных качеств увеличили высоту бака,для размещения более многочисленного вооружения удлинили корпус примерно на 10 метров. Помимо новых 102 мм пушек крейсера получили и новые 450 мм торпедные аппараты(вместо 356 мм на предшественниках) с соответствующим уменьшением боекомплекта торпед с 5 до 4.

HMS Topaze и HMS Amethyst были построены в рамках программы модернизации флота 1902-1903 годов, HMS Sapphire и HMS Diamond - по программа 1903-1904. Постройка еще 4 кораблей данного типа была отменена еще до закладки.

Перед началом мировой войны корабли серии были переклассифици­рованы в легкие крейсера и служили лидерами фло­тилий эсминцев. «Diamond» в 1918 был переобору­дован в носитель 40-футовых торпедных катеров (шесть единиц, устанавливались на палубе).

Все крейсера типа "Топаз" были списаны в 1920-1921.

Построено 4 крейсера: «Топаз» (Topaze), «Аметист» ( Amethyst), «Дайамонд» (Алмаз, Diamond), «Сапфир» ( Sapphire).

«Топаз» HMS«Topaze» заложен 14.08.1902 («Laird Brothers», Биркенхед), спущен 23.07.1903, в строю с ноября 1904. сдан на слом 22 сентября 1921

«Аметист» HMS «Amethyst» — заводской номер 735 . заложен 7.01.1903 ( Elswick Naval Works, Армстронг Уитворт и Ко ), спущен 5.11.1903, в строю с 17.03.1905. сдан на слом 1 октября 1920

«Дайамонд» HMS «Diamond»заложен 24.03.1903 («Laird Brothers», Биркенхед), спущен 6.01.1904. в строю с 01.1905. сдан на слом 9 мая 1921

«Сапфир» HMS «Sapphire» - заложен 30.03.1903 («Palmer», Ярроу), спущен 17.03.1904, в строю с 7.02.1905. сдан на слом 9 мая 1921

Водоизмещение 3048 т. Длина 113,92 м. Ширина 12,19 м. Осадка 4,42 м. Бронирование-палуба: 20—25 мм (скосы 25—51 мм) ,щиты орудий: 25 мм ,рубка: 76 мм. Двигатели-2 паровые машины тройного расширения (на «Аметисте» 3 паровых турбины) , 10 паровых котлов «Лэйрд-Норман» («Amethyst» Ярроу, «Sapphire» Рида) ,9800—10 200 л. с. (на «Аметисте» 12  000 л. с.). Движитель-2 винта (на «Аметисте» 3 винта). Скорость хода 21,75 узла («Аметист» — 22,5 узла,максимальная 23,4 узла.). Дальность плавания 7000 миль на 10 узлах («Аметист» — 5500 миль).Экипаж 296 человек. Вооружение-12 × 1 — 102-мм 4"/40 QF Mk III, 8 × 1 — 47-мм QF 3-pounder Hotchkiss , 2 пулемета . Минно-торпедное вооружение- 2 × 1 — 457-мм надводных торпедных аппарат RGF Mark VI Fiume Mark III.

HMS Diamond в 1919 году был переоборудован в плавбазу для шести 40-футовых торпедных катеров.

-3

Крейсера имели трехтрубный силуэт с двумя мачтами ,носовой надстройкой,полубаком и полуютом.Для улучшения мореходности при свежем ветре впервые носовая часть была спроектирована с ярко выраженными скулами.

Силовая установка у трех кораблей состояла из 10 паровых котлов Laird-Normand ( на «Сапфир»- котлы Рида) и 4-х цилиндровых паровых машин тройного расширения. У HMS Amethyst - из 10 котлов Yarrow и паровой турбины Parsons. Это было сделано для сравнительных испытаний на однотипных кораблях и в результате их турбина показала значительно более высокие показатели, за исключением экономичности на малых скоростях. В крейсерском режиме на 10 узлах турбинная установка обеспечивала дальность плавания 5500 миль, а обычная паровая машина — 7000. На 20 узлах дальность плавания составляла 3000 и 2000 миль соответственно. На ходовых испытаниях HMS Amethyst показал 23,4 узла при мощности 14200 л.с, а остальные корабли с паровыми машинами - 20-22,3 узла при 9900-10000 л.с. Экипаж кораблей составлял 296 человек.

Бронированная палуба в горизонтальной части имела толщину 25 мм, скосы у машинного и котлового отделений увеличенной до 51 мм толщины, в районе носовой и кормовой части - 19 и 25 мм. Орудия были снабжены 25мм бронещитами, боевая рубка имела бронирование 76 мм.

В качестве орудий главного калибра было установлено 12 102-мм пушек типа 4"/40 QF Mk III с унитарным заряжанием на бронированных 25-мм станках PI. Пушки были более рационально расположены, и в бортовом залпе могли принимать участие семь орудий вместо четырёх на предыдущем типе. По одному орудию были установлено на полубаке и полуюте, остальные вдоль бортов на верхней палубе, передние и задние орудия - в спонсонах. Орудия при скорострельности 8 - 10 выстрелов в минуту обеспечивали дальность стрельбы 8,78 км. Вертикальные углы наводки составляли -10 / +20 градусов, горизонтальные - 360. Заряжание и наведение орудий осуществлялось только в ручном режиме. Правда 25-фунтовый снаряд (11,34 кг) оказался недостаточно мощным. В 1907 году был разработан новый 31-фунтовый(14,06 кг) снаряд с начальной скоростью 712 м / с .

В качестве вспомогательной артиллерии было установлено восемь 47-мм скорострельных пушек QF 3-pounder Hotchkiss, установленные попарно на полубаке, полуюте и на шкафуте.Торпедное вооружение состояло из двух торпедных аппаратов, заряжаемых торпедами 457-мм RGF Mark VI Fiume Mark III 1906 с максимальной дальностью стрельбы 3,658 км при скорости 21 узел. максимальная скорость торпеды достигала 35 узлов.

Впервые на небольших крейсерах была установлена система телефонной связи командной башни и орудийных расчетов Graham Telaupad. Комплекты, состоящие из головных телефонов и угольного микрофона были установлены в командной рубке и у каждого орудия главного калибра. Кроме того, на орудиях были установлены электромеханические звонки. Выбор абонента производился из рубки с помощью цилиндрических переключателей.

HMS_Topaze_
HMS_Topaze_

HMS Amethyst начал первую мировую войну в качестве флагмана в Дальнем патруле. Он участвовал в Гелиголандской битве. Затем он был переведен в Средиземном море, где принял участие в военно-морской кампании в районе Дарданелл и в первой высадке в Галлиполи.

Аметист принимал участие в операции по прикрытию траления мин в Дарданеллах, 1 марта и 4 марта 1915 года он обстреливал турецкие форты. Вечером 4 марта ,приняв на борт раненных солдат из десанта, доставил их в госпиталь . По ночам с 6 по 11 марта прикрывал тральщики ,подавляя форты,полевые батареи и прожектора турок . 14 марта в 04:10 был обстрелян полевой артиллерией и потерял 22 человека убитыми. Еще 38 человек были ранены, из которых четверо скончались. Несмотря на обилие мин, Аметист зашел в глубь простреливаемого с берегов пролива дальше всех английских надводных кораблей, потеряв от вражеского огня в общей сложности 27 человек убитыми и 45 ранеными.

Аметист и Сапфир высадили солдат на пляже Y на северо-западном берегу полуострова Галлиполи рано утром 25 апреля. Они поддерживала британские войска на берегу огнем до 27 апреля. К середине утра 27 апреля, когда ситуация на пляже стала «отчаянной»(по британскому рапорту), Аметист принял на борт остатки десанта более 250 офицеров и солдат, многие из которых были ранены. 18 мая при перестрелке с турецкой батареей получил попадание, потеряв 1 убитым и 4 ранеными.

27 сентября 1915,когда "Аметист" стоял в Бриндизи,недалеко от него взорвался итальянский линкор Бенедетто Брин ,английский крейсер принял участие в спасении выживших.

Далее Аметист был назначен на службу в Южную Америку и покинул Гибралтар 8 мая 1916 года.

-6

Основным занятием англичан на южноамериканских станциях была борьба с немецкими рейдерами.В декабре 1916 года Аметисту ,совместно с двумя вспомогательными крейсерами , HMS  Macedonia и HMS  Orama , и двумя угольщиками , было приказано найти немецкий рейдер SMS  Möwe . Однако 9 января именно Мёве удалось потопить угольщик " Минью" , разминувшийся с британской эскадрой . Еще одна попытка найти Мёве была предпринята 24 января, когда к Аметисту присоединился крейсер HMS  Glasgow , но тоже безуспешно. Патрули для поиска немецких рейдеров у бразильского побережья выходили также в апреле и мае 1917 года.

После Первой мировой войны корабль прошел ремонт и был вновь введен в эксплуатацию 20 ноября 1918 г., по пути в Гибралтар остановился в Лиссабоне ,приняв участие в похоронах президента Португалии Сидонио Паиса 21 декабря. Последний визит на Мальту крейсер совершил 10 февраля 1919 года , а уже 1 октября 1920 года был продан на металлолом.В ноябре на буксире по дороге к пункту разбора в Милфорд-Хейвене буксир во время шторма оторвался от корабля , спасательная шлюпка береговой охраны сняла семь из восьми членов экипажа Аметиста ; капитан был снят только через два дня во время продолжающейся бури спасательной шлюпкой из города Аберистуит .

-7

HMS Diamond провел большую часть первой мировой войны в составе Флота Канала, выполняя задачи во взаимодействии с линкорами, затем в 1915-1918 годах вошел в состав Гранд Флита. В 1918 году был отправлен ​​в Средиземном море, где был переоборудован в плавбазу для торпедных катеров.

-8

HMS Sapphire был зачислен в состав Флота Канала . В 1914 он работал с Южной группой, а затем в составе Дуврского патруля. С февраля по май 1915 г. принял участие в военно-морской кампании в районе Дарданелл, а затем был переведен в район Италии. В 1916 году был передан в ведение Восточно-Индийской станции, где и оставался до конца войны.

HMS Topaze входил в состав Боевой эскадры Флота Канала. С 1915 по 1917 находился в Адриатическом море, в 1915 году был передан в ведение Восточно-Индийской станции , где и оставался до конца войны.

HMS_Diamond_aerial_1918
HMS_Diamond_aerial_1918

Основная роль,которую сыграли крейсера типа "Топаз" в британском кораблестроении-площадка для экспериментов. На "Аметисте" испытали возможности турбин при использовании на крупных кораблях.Благодаря успешному результату строительство крейсеров 3-го ранга в Британии прекратилось,а их обязанности перешли к крейсерам-скаутам- с турбинной силовой установкой,высокой скоростью и мощным вооружением единого главного калибра.

В историю крейсер "Аметист" вошел как первый турбинный крейсер британского флота,с рекордной для того времени скоростью.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам