Найти в Дзене
Ленин в камне

«Замурованный» Ленин

В 1934 году по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица, путем реконструкции Андреевского и Александровского залов Московского Кремля был создан Зал заседаний Верховного Совета СССР. Молодое Советское государство нуждалось в помпезных помещениях для проведения заседаний высших органов власти. Собственно, Залом заседаний Верховного Совета СССР он стал только в 1936 году, когда, благодаря принятой Конституции нового государства и был создан этот высший орган управления страной. Но это, в данном случае, не важно.
Антураж нового Зала, разумеется, не мог обойтись без скульптуры Вождя мирового пролетариата. Скульптуру заказали авторитету монументальной Ленинианы тех лет – Ивану Шадру, которая и заняла в 1934 году свое почетное место – высокую белую нишу позади правительственных мест.
Мраморная скульптура Ленина была выполнена в стиле Шадра, то есть, максимально приближена к реальному, «прижизненному» образу Вождя. Он как будто вступает в зал заседаний: рука согнута в локте, пальцы привычно мнут край жилета; чуть заметный наклон вперед, острый прищур внимательных глаз...
Впрочем, Шадровский Ленин простоял в этой нише чуть менее пяти лет. Причина – скульптура не понравилась кому то «в верхах». Как пишет сайт «История пропаганды» : «Его (Шадра – прим. авт.) упрекали в том, что Ленин чересчур озабочен, что костюм у него не отутюжен и воротник поднят...». Заговорили о замене скульптуры.
Альтернативный проект был заказан С.Д. Меркурову, в те годы не меньшему авторитету в создании скульптурных образов советских вождей, и в первую очередь Ленина-Сталина.
Тот же источник пишет: «Попытка Шадра в середине 1930-х гг. вернуть психологический и пластический облик реальной исторической личности (В.И. Ленина – прим. авт.) потерпела неудачу. И это зависело не от мастерства скульптора. Изменился социальный заказ на интерпретацию образа вождя. Работы Шадра не выдержали конкуренции со стилизованной монументальностью скульптур С.Д. Меркурова».
Ну как бы там ни было, в 1939 году Ленин работы С.Д. Меркурова занял место в нише Зала заседаний Верховного Совета Союза (С.Д. Меркуров в 1941 году получил за эту работу Государственную премию), а Шадровского Ленина отправили в ссылку, правда, почетную. Скульптуру установили перед Большим домом (простите за тавтологию) дома-музея В.И. Ленина в Горках.
Со временем, под воздействием атмосферных осадков она стала разрушаться и в 1958 году скульптуру перевезли в Центральный музей В.И. Ленина, где экспонировалась постоянно до закрытия музея по распоряжению Президента РФ Б.Н. Ельцина от 12 ноября 1993 года № 731-рп.
Интересно, и даже где то символично, что Шадровский Ленин в Центральном музее В.И. Ленина экспонировался в специальной нише, по форме напоминавшей нишу из Зала заседаний Верховного Совета.
Творческий спор двух скульпторов разрешила история. 26 декабря 1991 года СССР не стало. Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования Союза. В одночасье оба памятника стали не то, чтобы символами прошедшей эпохи: они просто оказались не то время и не в том месте.
В зале Верховного Совета уже заседала новая власть, не желавшая даже намека на не политкорректный символизм, поэтому Меркуровского Ленина в нише наглухо задрапировали российским триколором (попробуем заглянуть за триколор в следующих постах). А вот Шадровского Ленина, после Ельцинского распоряжения о закрытии центрального музея В.И. Ленина, по данным сайта «История пропаганды» решили демонтировать: «Во время демонтажа экспозиции стало очевидно, что переместить ее в запасники без разрушения невозможно. Скульптуру закрыли в стенном проеме, тщательно упрятав от глаз новых хозяев здания».
Спешу сообщить читателю, что это не так. В ответ на наш запрос получен официальный ответ от заместителя директора по фондовой работе Государственного Исторического музея М.В. Чистяковой:
«Во время реконструкции здания бывшего музея В.И. Ленина, помещение, где экспонировалась эта скульптура, стало одним из запасников Государственного Исторического музея. Там она хранится в настоящее время. Следует сказать, что это произведение И.Д. Шадра всегда экспонировалось в декоративной нише и никогда специально не замуровывалось».

-2
-3
-4
-5