Найти в Дзене
Всем балет!

Позы классического танца. Как устоять? Рефлексы и координация

Классический танец немыслим без позировок.
Каждая поза - исторически сложившаяся, отшлифованная школой классического танца. Она строга и непреклонна. Малейшее искажение приводит к нарушению осанки и художественности.

Поза - "речевая единица" классического танца. С первых дней обучения в балетной школе юные исполнители изучают позы классического танца как первооснову исполнительского мастерства.

"Лебединый" attitude effacee назад. Оксана Скорик
"Лебединый" attitude effacee назад. Оксана Скорик

В классическом танце 11 основных поз.

Построение позировки - это особый навык, который развивается всю творческую жизнь. Есть даже такое понятие - чувство позы (так говорят про артистов, чьи позировки максимально точны и безукоризненны).

В балетных школах учат
рефлекторному управлению движениями тела. Педагог на личном примере или на другом ученике может показать основную идею позы, то, к чему класс должен стремиться. Далее всё происходит как бы "от обратного": ученики пытаются исполнить, педагог делает замечания до тех пор, пока поза не станет идеальной. Ученику сложно оценить себя, глядя в зеркало, но чуткий глаз педагога "шлифует", отсекая лишнее. Ведь на сцене уже не будет зеркала, и единственное, что остается с артистом в этот момент - чувство позы, которую он довел до рефлекса на репетиции.

I arabesque. Оксана Скорик в "Шопениане"
I arabesque. Оксана Скорик в "Шопениане"

Сложность управления позой заключается в противодействии силам дыхания, сил инерции, разности напряжения в мышцах. Этот навык приходит постепенно, при многократном повторении движения, пока не выработается рефлекс позы. При этом педагог строго следит за соблюдением правил классической школы.

Для построения позы важна преднастройка: нужно мысленно представить другое положение и настроиться на него, так как меняется центр тяжести. Так, тело вспоминает все правила позировки, которые уже стали рефлексом, и переводит конечности и корпус в нужное положение. Процесс происходит в доли секунды, но неминуемо сначала мысль, затем-движение.
Едва ли артист балета в момент исполнения думает об этом, поскольку его мышечное и моральное напряжение на пределе. Но выучка хорошего артиста почти не дает сбоев: он безукоризненно следует за своей мыслью и телом, в которых уже записаны все переходы и постановка рук и корпуса.

A la seconde (относится к большим позам). Балет "Жизель"
A la seconde (относится к большим позам). Балет "Жизель"

В классическом танце позы условно разделяются на три вида:

  • малые (работающая нога на полу)
  • средние (работающая нога на высоте 45 градусов)
  • большие (работающая нога на 90 градусов)

Бессмысленно изучение больших поз на слабых ногах и со слабой техникой. Именно поэтому изучение поз начинается работающей ногой на полу. Ученики первых классов запоминают положение рук и корпуса, усваивается согласованность с поворотом головы (в каждой позе положения разные). Далее педагог выстраивает комбинации таким образом, чтобы одна поза переходила в другую. Это самый сложный процесс, потому что происходит закрепление совершенно нового движения. В этот момент важно, чтобы юный исполнитель "заучил" позировку правильно.

Attitude croisee вперед. Оксана Скорик в балете "Раймонда"
Attitude croisee вперед. Оксана Скорик в балете "Раймонда"

Читайте также:
Все ли могут сесть на поперечный шпагат?
Как и почему деформируются стопы балерин?
Откуда балерины берую энергию для работы?