Найти тему
VIKENT.RU

Появление аномалий «нормальной науки» по Томасу Куну

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Методология науки

1. Изображение Niek Verlaan с сайта Pixabay
1. Изображение Niek Verlaan с сайта Pixabay

В какой-то момент развития научного направления – используя терминологию Томаса Куна – возникает аномалия (кризис): ограничения старой парадигмы не позволяют решать новые сложные научные проблемы.

«Столкнувшись с аномалией или кризисом, учёные занимают различные позиции по отношению к существующим парадигмам, а соответственно этому изменяется и природа их исследования. Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо ещё, выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений - всё это симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному. Именно на существование этих симптомов в большей мере, чем на революции, опирается понятие нормальной науки».

Томас Кун, Структура научных революций, М., «Аст»; «Ермак», 2003 г., с. 143.

2. Портрет А. Л. Лавуазье работы литографа Delpech
2. Портрет А. Л. Лавуазье работы литографа Delpech

ПРИМЕРЫ научных аномалий. «…до экспериментов с красной окисью ртути Лавуазье проводил эксперименты, которые не подтверждали предсказания с точки зрения флогистонной парадигмы. Открытие Рентгена началось с обнаружения свечения экрана, когда этого нельзя было ожидать. В обоих случаях осознание аномалии, то есть явления, к восприятию которого парадигма не подготовила исследователя, сыграло главную роль в подготовке почвы для понимания новшества. Но опять-таки в обоих случаях ощущение того, что не все идет, как задумано, было лишь прелюдией к открытию...»

Томас Кун, Структура научных революций, М., «Аст»; «Ермак», 2003 г., с. 96.

3. Коперник. Беседа с Богом. Картина Яна Матейко, 1872
3. Коперник. Беседа с Богом. Картина Яна Матейко, 1872

Субъективно научную аномалию учёные могут переживать так:

«Когда ситуация становится острой, она так или иначе осознаётся причастными к ней учёными. Коперник жаловался на то, что современные ему астрономы были так «непоследовательны в своих астрономических исследованиях... что не могли даже объяснить или наблюдать постоянную продолжительность годового периода». «С ними, - писал далее Коперник, - происходит нечто подобное тому, когда скульптор собирает руки, ноги, голову и другие элементы для своей скульптуры из различных моделей; каждая часть превосходно вылеплена, но не относится к одному и тому же телу, и потому они не могут быть согласованы между собой, в результате получится скорее чудовище, чем человек». Эйнштейн, живший в эпоху, для которой был характерен менее красочный язык, выразился так: «Ощущение было такое, как если бы из-под ног ушла земля, и нигде не было видно твердой почвы, на которой можно было бы строить».

Томас Кун, Структура научных революций, М., «Аст»; «Ермак», 2003 г., с. 133.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные возможности

Начало IX-го сезона бесплатных воскресных online-лекций VIKENT.RU о творческих Личностях и принятии креативных решений – 26 января 2020 года в 19:59 (мск)

Изображения в статье

  1. Изображение Niek Verlaan с сайта Pixabay
  2. Портрет А. Л. Лавуазье работы литографа Delpech, François Séraphin (1778-1825), Автор: David Pinoct - Delpech, François Séraphin, 1778-1825, lithographer., Общественное достояние
  3. Коперник. Беседа с Богом. Картина Яна Матейко, 1872, Автор: Ян Матейко, Общественное достояние
Наука
7 млн интересуются