Найти тему

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ, И ПОНЯТИИ ТРАДИЦИИ - В КУЛЬТУРЕ


.

Культура портится , или становится скучной, даже, не когда забывается Пушкин, Рафаэль, или Достоевский, (хотя и от забывания своих классиков, культура портится тоже) , а когда забываются народные песни - сокровищницы народного коллективного опыта, народного бессознательного, народного мифа... Это когда собираются люди, за столом, или у костра, хотят что- то спеть, а на ум ничего не приходит кроме - детских , или школьных песен, песен в исполнении Аллы Пугачевой, Высоцкого, или шансона. Конечно, и такие песни людей роднят. Но по сравнению, со старыми, забытыми народными песнями, если даже песни Высоцкого людей и роднят, то неглубоко . Потому, что Высоцкий, это уже культура городская, более индивидуалистичная. Высоцкого хорошо слушать одному, (поскольку, Высоцкий воспринимается глубже, когда его слушаешь, а не когда поешь его песни.) Если и существует в искусстве традиция, то именно в народной песне, в народной культуре. В светской же культуре, говоря по большему счету , нет традиции, но есть, стандарты, каноны, авторитеты, наконец, идеалы.

Например , Пушкин это не традиция, это именно идеал. Почему? Потому, что Пушкин в чем -то нарушил традицию, хотя и развив ее, и пришел к идеалу, во многом тем, что ее "онароднил". С этой точки зрения, Янка Дягилева тем и отличается от Егора Летова, что Егор Летов нес городские архетипы, а Янка Дягилева - народные. Однако, если мы будем говорить о народной песне, о жанре народной сказки, в этом жанре, как раз и нет идеала, нет такого понятия как "идеальная народная песня", или "идеальная народная сказка", (все народные песни и сказки хороши, и наверное , чем они забытее, или архаичнее, тем они и лучше) , как нет в них и стандарта, или, даже, какого - либо, "канона".

Зато, в них есть именно традиция - в соборном понимании.