Найти тему
Ветер истории

ЧСЗ, заказ 106: ТАКР «Варяг»

Когда стапельный период постройки заказа 105 – тяжелого авианесущего крейсера «Леонид Брежнев» – подходил к завершению, на предстапельной плите Черноморского судостроительного завода уже находились несколько собранных блоков следующего корабля, заказа 106. В них уже были установлены главные турбозубчатые агрегаты и котлы.

«Варяг» на ЧСЗ, 90-е годы
«Варяг» на ЧСЗ, 90-е годы

В 1985 году никто в заводе, да и во всем тогда, казалось, нерушимом Советском Союзе, не мог предположить, что будущий авианосец станет отличным пополнением не советского, а китайского военно-морского флота. Но это произойдет позже. А пока что, полные трудового энтузиазма, работники одного из крупнейшего в стране судостроительного центра готовились к спуску «Леонида Брежнева», чтобы продолжить эстафету строительства авианесущих кораблей уже на новом этапе.

И снова «Рига»…

Решение о строительстве второго корабля по проекту 1143.5 было принято в 1983 г. От головного (переименованного вскоре после закладки в честь скончавшегося Генерального Секретаря ЦК КПСС в «Леонид Брежнев») новый крейсер получил по наследству название «Рига». Постройка «Риги» началась сразу же после освобождения стапеля номер «0», когда головной корабль проекта 1143.5 был отбуксирован к достроечной набережной Черноморского завода.

Поскольку завод получил заказ на постройку очередного авианесущего крейсера за два года до спуска «Леонида Брежнева», к началу строительства заказа 106 успели основательно подготовиться. На предприятие были своевременно доставлены главные турбозубчатые агрегаты Кировского завода. Используя собственные мощности, заранее изготовили 8 котлов. Заблаговременно были заготовлены другие материалы и оборудование. Все эти меры позволили смонтировать турбины и котлы на закладных днищевых секциях, которые ожидали своего часа на предстапельной плите.

Тяжелый авианесущий крейсер «Рига» был официально заложен на стапеле номер «0» Черноморского судостроительного завода 8 декабря 1985 года. В качестве закладных были установлены днищевые секции носового машинно-котельного отделения с двумя турбозубчатыми агрегатами и четырьмя котлами. Во время строительства заказа 106 в отличие от заказа 105 не было сделано ни одного технологического выреза в корпусе для загрузки механизмов – все монтировалось непосредственно в блоках.

Предполагалось, что «Рига» будет идентична «Леониду Брежневу», однако уже летом 1986 г. вышло постановление Совета Министров СССР об изменении ряда тактико-технических характеристик корабля. В первую очередь это касалось радиоэлектронного оборудования и средств радиоэлектронной борьбы. Вместо радиолокационного комплекса «Марс-Пассат» крейсер должен был получить более совершенный «Форум». Систему радиоэлектронного противодействия «Кантата-11435» было решено заменить новым ТК-146 «Созвездие-БР». Подобные рокировки потребовали перепланировки и переделки более 150 помещений корабля. В основном это касалось надстройки-острова.

Вынужденные переделки затянули стапельную фазу постройки «Риги» на 9 месяцев. К спуску корабль был готов уже с затянутыми в корпус магистральными кабелями – на этих работах были заняты несколько сот рабочих николаевского завода «Эра».

Во время строительства корпуса тяжелого авианесущего крейсера Черноморский завод впервые столкнулся с недостатком грузоподъемности двух кранов финского производства, которые вместе могли поднять конструкцию массой до 1400 тонн. Энергоотсеки №3 и №4 с установленным в них оборудованием превышали эту величину, и поэтому их пришлось формировать непосредственно на стапеле.

Корабль в целом был готов к спуску к ноябрю 1988 года. День церемонии был назначен на 25 ноября. На торжественном событии должны были присутствовать не только высокие флотские чины, но и представители многочисленных конструкторских бюро, в первую очередь Невского, Микояна и Сухого. В качестве гостей были приглашены летчики Герои Советского Союза Виктор Пугачев и Токтар Аубакиров.

Прибыла и делегация города Риги. По воспоминаниям главного строителя заказа 106 Алексея Ивановича Середина, гости из Прибалтики не могли понять, почему такой большой и мощный военный корабль получил название их города. Пришлось им объяснять, что подобный факт является давнишней флотской традицией: присваивать большим кораблям названия крупных населенных пунктов. Скорее всего, недоумение латышских гостей было вызвано не столько незнанием флотских традиций, а набирающим обороты процессом дестабилизации страны, названным «перестройкой».

ТАКР «Рига» (будущий «Варяг») сходит со стапеля
ТАКР «Рига» (будущий «Варяг») сходит со стапеля

Спуск «Риги» прошел штатно. Спусковая масса корабля достигала 40 тыс. тонн – на одну тысячу тонн больше, чем у предыдущего, 105 заказа. После спуска на воду крейсер был отбуксирован к достроечной стенке, где был подключен к береговым источникам энергоснабжения.

Достройка корабля продвигалась не без трудностей. Несмотря на своевременные по большей части поставки оборудования и материалов, ощущался дефицит рабочей силы. Первоочередной задачей перед заводом стояло скорейшее завершение работ на заказе 105, который готовился к испытаниям. Сдача флоту «Риги» планировалась на 1993 год, однако, к сожалению, этим планам не суждено было осуществиться.

Политические процессы разной степени разрушительности, но губительные в своей многочисленной совокупности, уже вовсю развивались в стране. Некогда один из самых благополучных в экономическом отношении регион СССР, Прибалтику, лихорадили страсти все более отчетливого националистического оттенка. В ночь на 11 марта 1990 г. Верховный Совет Латвии провозглашает государственную независимость республики и выход ее из состава СССР. Пока что, разумеется, в одностороннем порядке. Факт этот отразился в переименовании строящегося в Николаеве тяжелого авианесущего крейсера. 19 июня 1990 года приказом Главнокомандующего военно-морским флотом СССР он был переименован из «Риги» в «Варяг».

Экономическая ситуация в Советском Союзе стремительно ухудшалась – началась инфляция и все менее управляемый рост цен. Первоначальная себестоимость тяжелого авианесущего крейсера в 500 млн. рублей достигла в ценах на 1990 г. отметки в 1 миллиард и уверенно перешагнула ее. Начались трудности с финансированием, тем не менее работы продолжались достаточно интенсивно.

Летом 1991 г. сепаратистские ветры подули и в Киеве. В августе 1991 г. Украина провозгласила «независимость». Осенью того же года, накануне президентских выборов, основной претендент на этот пост, а в недавнем прошлом второй секретарь ЦК КПУ, Леонид Макарович Кравчук посетил Черноморский судостроительный завод. Увиденная промышленная мощь «впечатлила» киевских чиновников – Кравчук назвал ЧСЗ настоящей жемчужиной. Также Кравчук пообещал заводчанам, что строительство авианосцев будет продолжено: кроме достраивающегося «Варяга», на стапеле вовсю формировался корпус заказа 107, так и не состоявшегося атомного тяжелого авианесущего крейсера «Ульяновск».

Финансовая система расчетов военно-морского флота еще продолжала действовать в уже агонизирующем государстве, и за 1991 год все работы на «Варяге» были оплачены. Были полностью оплачены перевыполнение плана и дополнительно перечислена компенсация в связи с ростом цен – порядка 100 млн. рублей.

Неприкаянный

Наступил 1992 год. К этому времени, после Беловежского сговора, Советский Союз прекратил свое существование. Политики, считавшие себя победителями, приступили к дележу колоссального наследства распавшейся державы. Еще крутились маховики и шестеренки совсем недавно единого экономического организма, но их вращение неуклонно замедлялось. В январе 1992 г. директор Черноморского судостроительного завода Юрий Иванович Макаров начал слать шифротелеграммы в Киев и в Москву на предмет перезаключения договора о финансировании дальнейших работ на «Варяге», который к этому времени находился в достаточно высокой степени готовности – около 67%.

«Варяг» на ЧСЗ, 1995 г.
«Варяг» на ЧСЗ, 1995 г.

Ни главы правительств, ни оба президента, ни министерства обороны не давали четкого ответа. Либо вообще не удостаивали ответом. Разумеется, самостоятельно достроить такой большой и сложный корабль, в создании которого принимали участие многие сотни предприятий и учреждений всего Советского Союза, Черноморскому заводу было не под силу. Директор Юрий Иванович Макаров был вынужден принять нелегкое решение о прекращении работ на заказе 106 и временной, как тогда казалось, консервации.

Консервацию завод произвел исключительно за свой счет: в первую очередь были проведены соответствующие процедуры с котлами и главными механизмами. Позаботились и о защите корпуса. Дело в том, что перед государственными испытаниями предыдущий корабль «Адмирал Кузнецов» был поставлен в док для осмотра и очистки днища. Во время этой процедуры была отмечена коррозия подводной части корпуса, особенно в кормовой части. Чтобы избежать подобного на «Варяге», была смонтирована специальная защита – весь крейсер был окантован поясом из тросов, к которым были подвешены цинковые протекторы.

Впоследствии уже в Китае была отмечена хорошая сохранность корпуса «Варяга», несмотря на многолетнюю стоянку у стенки завода и отсутствие докования. Судьба корабля оказалась под большим вопросом, решение которого по прошествии лет вызывало все большее сомнение. Экономическая обстановка на просторах бывшего СССР ухудшалась – ставшие независимыми, но так и не сумевшие разбогатеть, его республики были озабочены собственным выживанием больше, чем проектами создания авианосного флота.

Все еще остававшийся огромным судостроительным центром, Черноморский завод был вынужден изыскивать средства для поддержания собственного существования – вместо военных кораблей началась постройка танкеров для греческого заказчика. Заказ 107, так и не состоявшийся «Ульяновск», был спешно распилен на металлолом, и груды порезанной высококачественной корабельной стали еще долго лежали под открытым небом по всей территории предприятия.

«Варяг» у достроечной стенки
«Варяг» у достроечной стенки

Стоявший у достроечной стенки «Варяг» ожидал своей участи. В 1993 году Россия наконец предпринимает некоторые шаги в попытке определенно решить судьбу корабля. Возникает идея о создании некоего межгосударственного координационного центра по достройке тяжелого авианесущего крейсера. С целью оценить ситуацию на месте в Николаев прибыли премьер-министры России и Украины Виктор Черномырдин и Леонид Кучма. Их сопровождала целая делегация из представителей президентов: Сергея Шахрая и Ивана Плюща, многочисленных министров и их помощников. Среди прибывших был и тогдашний главнокомандующий ВМФ России Феликс Николаевич Громов. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» принадлежал к тому числу кораблей, которые никого из увидевших его не оставляли равнодушным. И прибывшие столичные гости не были исключением.

После осмотра завода и недостроенного корабля началось совместное заседание, на котором началось обсуждение условий передачи «Варяга» России. Вначале перед высоким и не очень международным начальством выступил тогдашний директор Черноморского судостроительного завода Юрий Иванович Макаров. Он доложил, что техническая готовность крейсера достигает почти 70%. Причем все эти проценты были уже оплачены советским военно-морским флотом, и деньги заводом получены. Следовательно, вопрос продажи Украиной крейсера России упирался в финансирование оставшихся недостроенными 30%.

«Высокая» делегация на «Варяге»
«Высокая» делегация на «Варяге»

Однако украинская сторона имела собственное мнение на этот счет. Она считала, что Российская Федерация должна выплатить полную стоимость корабля – ветры рыночной экономики, столь настойчиво раздувавшиеся Горбачевым, к тому времени уже не нуждались в посторонней помощи. Переговорный процесс зашел в тупик, обстановка накалилась. Виктор Черномырдин задал вопрос Макарову: что необходимо для достройки корабля такого класса? Вспыльчивый и не склонный лезть в карман за крепким словом, директор Черноморского завода ответил премьер-министру, что для подобной операции нужен военно-промышленный комплекс, Госплан, девять министерств и Советский Союз.

Леонид Кучма был недоволен ответом, а Черномырдин похвалил Макарова за искренность. Некоторые, в частности представитель президента Украины Иван Плющ, в прошлом директор совхоза, а в недавнем прошлом – первый заместитель председателя Киевского облисполкома КПУ, начали поучать Макарова, под руководством которого было построено в общей сложности, около 500 кораблей и судов, как надо правильно достроить авианосец. При этом Плющ не преминул указать на то, что заводы военно-промышленного комплекса вообще легко жили и работать разучились.

Это было уже слишком. Макаров, чье состояние от подобных глупостей уже приближалось к температуре внутриядерных процессов, был вынужден оборвать стратегические размышления пана Плюща о роли ВПК угрозой мер физического воздействия. Переговоры зашли в тупик. Дело было не только в принципиально разнящихся взглядах на цену продажи корабля – было ясно, что в условиях тотального развала, губительных последствий развала Советского Союза достроить тяжелый авианесущий крейсер не получится. В одиночку это было тогда не по силам ни России, ни тем более Украине. Судьба корабля по-прежнему оставалась неопределенной.

Продолжение следует…

Предыдущие статьи серии «Черноморский судостроительный завод»:
«Тбилиси» – «Адмирал Кузнецов»: достройка и служба тяжелого авианесущего крейсера
ТАКР проекта 1143.5 «Рига» – «Леонид Брежнев»
Авианосцы и шпионаж: охота за секретами ЧСЗ
Ролкеры проекта «Атлантика» постройки ЧСЗ
Военные будни сухогрузов николаевской постройки
Реконструкция ЧСЗ и переход к крупноблочной сборке. ТАКР «Баку»
«Минск» и «Новороссийск»: развитие тяжелых авианесущих крейсеров на ЧСЗ
ЧСЗ строит ТАКР «Киев»
Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»
Противолодочные крейсеры «Москва» и «Ленинград»
Китобазы «Советская Украина» и «Советская Россия»
Черноморский судостроительный завод: годы оккупации и восстановление после войны
Предвоенное кораблестроение на ЧСЗ: подлодки типа «С», черноморские «семерки», крейсеры, линкоры и ледоколы
Лидеры эсминцев и подводные лодки. ЧСЗ в 30-е годы
Восстановление судостроения на ЧСЗ после Гражданской войны
Развитие ЧСЗ в первые годы Советской власти
Кораблестроение на ЧСЗ в начале XX века
Черноморский судостроительный завод: основание и первые корабли

Эта статья на Военном обозрении.