Имя Альбрехта Дюрера вот уже столько веков входит в пресловутую сотню самых гениальных людей в истории человечества. Часто Дюрера называют "Северным Леонардо", сравнивая его талант с величайшим талантом Леонардо де Винчи. Он был великолепным мастером графики, непревзойденным живописцем своего времени, теоретиком искусства, а еще ученым, исследовавшим теории перспективы и геометрии, которые актуальны и на сегодняшний день.
Но сегодня я буду говорить не о таланте Дюрера, а о его жене, о которой известно не так уж много. А ведь она, Агнес Дюрер, сыграла в его жизни (и в творческой, в том числе) немалую роль.
Агнес, урожденная Фрей, была дочерью Ганса Фрея, друга отца художника. Родилась она в 1475 году и была на четыре года младше Альбрехта Дюрера. Жила в том же городе, что и он, в Нюрнберге.
Неизвестно, были они знакомы в детстве и как складывались их отношения. Но судя по всему, о браке молодых договорились их родители в то время, когда молодой художник совершал "учебное" путешествие по Европе.
В 1494 году Альбрехт Дюрер возвратился в Нюрнберг, и в том же году сочетался браком с Агнес Фрей.
Свадьба эта скорее нужна была художнику. Семья жены была более богатая, более уважаемая. В "Семейной хронике", составленной в конце жизни самим Дюрером, приведены условия брачного соглашения, в том числе отмечено, что приданое Агнес составило 200 флоринов. По тем временам это было значительное приданное. К тому же, мать Агнес происходила из патрицианской семьи Руммелей, что сразу же повысило статус Дюрера.
Испытывали ли молодые любовь к друг другу? Это навсегда осталось тайной, Даже в своей автобиографии Дюрер ничего об этом не говорит. Да и вообще, в ней он мало что говорил о жене.
Но один из набросков, на котором молодой Дюрер изобразил жену, назван очень тепло - "Моя Агнес".
А вот дальнейшая их семейная жизнь совсем не напоминает романтическую историю любви. Известно письмо Дюрера другу, где он отпускает грубые шутки в адрес своей жены и называет её "старой вороной".
Да и друзья Дюрера обвиняли жену художника в том, что она своими упрёками, а также тем, что заставляла его, уже больного, работать, ускорила его смерть.
А ведь Агнес для своего мужа сделала очень много. Она занималась сбытом гравюр мужа. Регулярно посещала большие ярмарки, но обычно продавала оттиски на еженедельном рынке в Нюрнберге, где стояла рядом с торговцами фруктами и овощами. Задокументированы её поездки на большие ярмарки в Лейпциге и Франкфурте.
Когда Альбрехт уезжал (а он путешествовал много), Агнес сама работала в мастерской и даже обучала учеников. Порой и сама выступала в качестве моделей. Но нельзя сказать, что очень часто. Супруг не считал ее хорошей моделью.
Одна из картин, где Дюрер изобразил свою жену, это полотно "Богоматерь с младенцем и святой Анной".
Свою жену Агнес он изобразил в образе Святой Анны, одетой в белые одежды.
Какое одухотворенное, влюбленное лицо! А вот в семье Дюреров детей не было. Причину сейчас не узнать. Возможно, сама Агнес была бездетна. Возможно, причина в Дюрере. Ведь известно. что ни один из братьев (а их у Дюрера было два), не оставили потомства.
Исследователи считают, что Агнес Дюрер изобразил и на знаменитом Мариинском алтаре в Дрездене, датируемый 1496—1497 годами.
В 1521 году, на двадцать седьмую годовщину свадьбы, Альбрехт Дюрер сделал металлизированный точечный рисунок жены.
В последние годы жизни Альбрехт Дюрер был очень болен: предположительно, малярией, которую он подхватил во время поездки в Голландию. Жена добилась разрешения устроить дома отхожее место при кухне, так как больному было тяжело каждый раз спускаться во двор, чтобы справить естественную нужду.
Альбрехт Дюрер умер в 1528 году, в возрасте 56 лет. После смерти своего мужа (она была единственным наследником), Агнес Дюрер продолжала продавать его работы.
Пережила Агнес своего мужа на одиннадцать лет, и умерла в 1539 году в Нюрнберге. Супруги Дюреры похоронены рядом в семейном склепе Фреев.