В начале двадцать первого века, когда природные материалы, включая, конечно же, и древесину, продолжают расти в цене, становятся более изощренными и способы их заготовки и обработки — что, в свою очередь, предъявляет новые требования к используемой для этого технике и оборудованию. Машины для лесозаготовительной отрасли должны быть максимально производительными и одновременно экономичными, при этом наносить минимум вреда окружающей среде, что требует от их создателей инновационного подхода к работе. К сожалению, отечественные предприятия не всегда способны справиться с этими вызовами, что приводит к увеличению числа импортных лесозаготовительных машин, работающих в нашей стране.
Несмотря на то, что российской техники на отечественном рынке машин для заготовки и транспортировки леса пока все-таки больше, компании — мировые лидеры, прежде всего из Северной Америки и отчасти — Европы, год от года наращивают свое присутствие в России — стране с колоссальными запасами леса. Лесозаготовительная техника производства таких компаний, как John Deere, Caterpillar, Tigercat, представлена в России большим числом типов и моделей лесозаготовительных машин. Пожалуй, единственным фактором, хоть как-то сдерживающим их стремление лидировать на российском рынке, остается сравнительно высокая для российских покупателей цена на производимую ими технику, несомненно, качественную, надежную в использовании и долговечную, к тому же имеющую большой выбор функций и дополнительных возможностей.
Несмотря на то, что противодействовать проникновению на российский рынок импортной лесозаготовительной техники отечественным производителям довольно сложно, предпринимаются попытки создавать собственные образцы машин мирового класса. Безусловно, можно считать событием года для отрасли начало реализации инвестиционного проекта «Амкодор-Онего» по созданию в столице Карелии — Петрозаводске — современного предприятия по производству лесозаготовительных машин. Реализацией проекта, как это ясно из его названия, занят белорусский холдинг «АМКОДОР», а говоря точнее — его управляющая компания.
По замыслу компании-инвестора, в Республике Карелия на базе Онежского тракторного завода на новых производственных мощностях будет налажен выпуск машин для лесозаготовки сортиментным способом — харвестеров и форвардеров, а также комплектующих к ним. Делать эту сравнительно новую для России технику будут около пятисот человек; общая стоимость проекта оценивается в сумму порядка восемнадцати миллиардов рублей. На первом этапе планируется наладить крупноузловую сборку техники, что потребует вложения пятисот миллионов рублей и создания пятидесяти рабочих мест. Далее, как предполагается, «Амкодор-Онего» выйдет на стадию производства узлов и комплектующих для лесозаготовительных машин, включая тандемные мосты, манипуляторы и харвестерные головки; кроме того, на базе нового предприятия будет создан собственный сервисный центр. При этом комплектующие, выпущенные «Амкодор-Онего», планируется не только использовать для машин собственного производства, но и поставлять другим производителям лесозаготовительной и дорожно-строительной техники, как в России, так и за рубежом. Продукция, выпускаемая предприятиями холдинга «АМКОДОР», обходится покупателям дешевле, чем аналогичная техника мировых лидеров производства машин для лесного дела, и при этом отличается весьма достойным качеством. Интересно отметить, что абсолютно все комплектующие для харвестеров и форвардеров, которые станет выпускать «Амкодор-Онего», будут российского либо белорусского производства — главным образом выпущенными предприятиями холдинга.
«Амкодор-Онего» будет выпускать машины, предназначенные для сортиментного способа заготовки леса, тогда как в России, как, скажем, и в Канаде, пока преобладает хлыстовой метод, при котором деревья целиком отправляются на склад, где подвергаются дальнейшей обработке. Имеют место и попытки сочетать лесозаготовку хлыстовым способом со скандинавской (сортиментной) технологией, согласно которой спиленные деревья на месте превращаются в лесоматериал установленного стандарта. Если некоторые производители с мировым именем, например Valme и Ponsse, предлагают главным образом технику для лесозаготовки сортиментным способом, то такие компании, как John Deere, Caterpillar, Tigercat, поставляют в Россиию машины на любой вкус. При этом часто они не поступают из-за рубежа «на заказ»: наиболее востребованные модели лесозаготовительных машин, узлы и агрегаты для них имеются на складах у российских дилеров североамериканских производителей.
В этом контексте нельзя пройти мимо другого события, которое может серьезно повлиять на расклад сил на российском рынке лесозаготовительной техники и оборудования в целом. Летом этого года российская компания «ЭкоНиваТехника-Холдинг» стала дилером канадского производителя Tigercat «в районах западной России и Сибири», то есть в регионах традиционной заготовки леса в нашей стране. Акцент в продвижении продукции североамериканского бренда делается на четырех направлениях: продажи, сервис, запчасти и комплектующие, а также спутниковый контроль.
Tigercat выпускает технику как для хлыстового, так и для сортиментного способа лесозаготовки. В Северной Америке компании принадлежит почти половина рынка валочно-пакетировочных машин; продажи по другим типам техники также впечатляют. Канадская техника вынослива, она предназначена для работы в тяжелых условиях, в том числе и климатических, и способна работать при температурах 30—40 градусов ниже нуля, что делает ее подходящей для эксплуатации в российских реалиях. Надежность, производительность, высокий коэффициент технической готовности и продолжительный срок службы — другие отличительные черты лесозаготовительных машин марки Tigercat. Ассортиментный ряд продуктов канадского производителя также впечатляет: компания выпускает разные модели валочно-пакетирующих машин, трелевочных тракторов, погрузчиков, процессоров, харвестеров, форвардеров, мульчеров, а также навесные агрегаты разного назначения.
Что касается российского дилера канадского производителя, компания «ЭкоНиваТехника-Холдинг» четверть века занимается поставками, продажей и сервисом спецтехники разного назначения, прежде всего — сельскохозяйственного, таких брендов, как John Deere, JCB и ряда других. По сути, дилерское соглашение с Tigercat стало для российской компании продолжением давно налаженного бизнеса. Компания уже представляет на российском рынке флагманские модели техники Tigercat для хлыстовой заготовки — гусеничные валочно-пакетирующие машины (ВПМ) Tigercat 845Е, Tigercat 855Е и скиддеры Tigercat 625Е, Tigercat 630Е. При этом наиболее востребованные модели и комплектации лесозаготовительных машин есть на складе дилера в наличии — покупателю не нужно ждать их доставки из-за рубежа. Для Сибири это, к примеру, валочно-пакетировочная машина 855Е и скиддер 620Е, а также ряд других моделей. Хотя и заказать индивидуальную комплектацию через дилера тоже можно.
Опыт накопленный в части, касающейся обслуживания сельхозтехники, «ЭкоНиваТехника-Холдинг» будет использовать и в новом направлении работы. Компания сперва открывает в регионах сервис-центры, укомплектованные штатом обученных сотрудников и оснащенные складом запчастей, и только после начинает продажи в том или ином регионе страны.
Точно так будет и в случае с лесозаготовительной техникой Tigercat. Около 90% запчастей, которые могут потребоваться, есть на складе компании — остальные 10% могут быть доставлены из любой точки планеты за неделю или полторы.
Интересно, что, хотя основу ассортимента Tigercat составляет техника для хлыстового способа лесозаготовки, по просьбе российского дилера канадский производитель увеличил объем поставок в Россию и своих машин для заготовки сортиментным способом. Это форвардеры грузоподъемностью 14, 20 и 25 тонн и харвестер массой 34 тонны. В будущем же, 2020 году Tigercat планирует вывести на рынок форвардеры меньшей грузоподъемности и харвестер меньшей массы.
Однако вернемся к российской лесозаготовительной технике. На сей день отечественные предприятия выпускают трелевочные трактора, лесопогрузчики, валочно-пакетирующие машины, другую технику. В отдельную группу можно выделить технику для транспортировки лесоматериалов — хлыстовозы, сортиментовозы, прицепы и полуприцепы для перевозки щепы. И в этом сегменте есть очень интересные образцы. В качестве примера можно рассмотреть поближе полуприцеп для перевозки щепы с кузовом рекордной вместимости, выпущенный в нынешнем году компанией Meusburger Новтрак из Великого Новгорода.
Щеповоз-полуприцеп SP-345 имеет кузов объемом 120 кубометров и рассчитан на грузоподъемность 29 тонн. Как и многие другие образцы прицепной техники именитого новгородского производителя, полуприцеп начинен рядом полезных систем и функций. Пожалуй, главная из них — технология автоматического сдвига пола Cargo Floor. С помощью системы подвижного пола разгрузка SP-345 происходит быстро и эффективно: нет необходимости в опрокидывании кузова, не требуется дополнительная рабочая сила, а кроме того, обеспечены большая рентабельность и, конечно же, безопасность. Дополнительно предусмотрен кабель для управления полом, который позволяет совершать манипуляции, находясь позади полуприцепа на расстоянии трех метров.
Профилированный кузов полуприцепа выполнен из алюминиевых сэндвич-панелей, которые обладают высокой механической прочностью. Щеповоз SP-345 оборудован сдвижным тентом, а также алюминиевыми дверями. Для удобства эксплуатации на него установлены фиксаторы дверей в открытом положении, съемные усиленные стяжки внутри кузова, выдвижная лестница с поручнем и площадка для расчехления тента. Все эти нюансы вместе делают модель весьма функциональной в использовании.
Заметим, что и в сегменте лесовозов Meusburger Новтрак регулярно представляет новые образцы прицепной техники, значительная часть которых выполняется по индивидуальному заказу. Яркий пример — обновленная модель полуприцепа-сортиментовоза АН-448, первые образцы которой были сделаны по заказу лесозаготовительного предприятия из Архангельской области.
Главная черта усовершенствованной модели сортиментовоза — коники нового образца. Внутренняя ширина коников составляет 2350 миллиметров, что позволяет грузить в сортиментовоз больше леса. Положение коников регулируется вдоль прицепа.
Работая в составе автопоезда вместе с седельным тягачом, восьмиметровый полуприцеп способен перевозить до 40 тонн сортимента. Его специальная усиленная стальная конструкция из продольных лонжеронов и поперечных балок выполнена из высокопрочной стали STRENX. На обновленный производителем сортиментовоз АН-448 установлены 12-тонные оси марки BPW в усиленном исполнении для сложных дорожных условий. Для отслеживания нагрузок на полуприцеп он оборудован четырьмя манометрами нагрузки на каждую ось.
Таким образом, интересные, функциональные машины для заготовки и транспортировки леса в России, несомненно, есть. Их главное достоинство, помимо конкурентоспособной цены, — в том, что разработаны они исходя из российских реалий эксплуатации, а порой и с учетом региональных особенностей местности, где им предстоит трудиться. Тем не менее во избежание возможного доминирования иностранной техники на российском рынке уже в обозримом будущем, российским производителям лесозаготовительных машин предстоит серьезно поработать над вопросами высокой производительности, долгосрочной эксплуатации и надежности своих моделей. А в перспективе — взять курс на следование мировым стандартам производства техники, удовлетворяющей требованиям заказчика как в России, так и в любой другой точке планеты, где ведется заготовка леса.