Как я писала ранее, будущая тёща Льва Толстого была строгой мамой и детей редко баловала. Но вот наступают перемены:
"Строгость мамы поколебалась, она как будто устала от воспитания двух старших и совершенно изменилась ко мне: стала нежна, снисходительна," - пишет Татьяна.
Соня была младше Лизы, но добивалась, чтобы ее ни в чем не ущемляли в правах, как младшую, хотя Татьяне таких поблажек не было. Если Лизе шилось платье, то Соне непременно нужно было такое же, Татьяне же перешивали из старых платьев сестер. Испокон века шло, что старшую надо одевать лучше сестер, чтобы выдать замуж первой.
Но мать не соблюдала этого правила. Может, потому, что Соня добивалась покровительства у старших: "Когда кто-либо вступался за нее, она делала кроткое лицо, опускала глаза и была еще милее; мы называли ее в те минуты "угнетенною невинностью".
Люба учила своих дочек: "Назначение женщины - семья".
Ее огорчало, что старшая Лиза жаждала образования и с легким презрением относилась к семейным будничным заботам. Соня, напротив, часто сидела в детской и помогала матери в ее хозяйственных заботах.
Частые посещения Льва Николаевича вызывали у знакомых разговоры, что он женится на Лизе. Передавались слова его, сказанные сестре Марии: "Семья Берс мне особенно симпатична, и, если бы я когда-нибудь женился, то только в их семье". Он очень любил гостить в этом доме, Лизе поручил написать два рассказа и даже издал их в книжке.
Соня в это время серьезно увлеклась молодым человеком - Поливановым Митрофаном Андреевичем, который также запросто бывал у них в доме. При появлении Льва Николаевича Лиза старалась всегда быть рядом с ним. "Она говорила тихим ненатуральным голосом, что всегда бывало, когда она хотела нравиться или бывала чем-нибудь довольна", - замечала младшая сестра.
Любовь Александровна с глубокой симпатией относилась ко Льву Николаевичу и считала брак старшей дочери делом решенным. Каково же было ее изумление, когда Лев Николаевич попросил руки...Сони.
Смятение ее и мужа можно было понять. Издавна было принято отдавать старшую дочь первой замуж, порой младших, даже погодок, не выпускали в свет, пока не выйдет замуж старшая. Но поскольку дело Льва с Лизой казалось решенным, мама не удерживала вторую дочь, ей также покупались наряды и украшения, как и старшей.
А причина несчастий Лизы, мне кажется, кроется в юности самой матери - молоденькой Любочки, когда ее старшие сестры вышли замуж, она осталась в семье одна и чувствовала себя несчастной. Тогда еще она сильно заболела, чуть не умерла. Видимо, свой образ у нее был связан с образом Сони, и она никак не хотела повторения судьбы, когда старшая выйдет замуж, а младшая будет страдать. Но страх этот был очень глубоко загнан в подсознании, и теща Льва Николаевича, сама того не ведая, решила его судьбу и судьбу своей старшей дочери.
А что вы думаете о такой судьбе? Подписывайтесь на мой канал и пишите в комментариях.