Продолжаем историю про поселок Агинское и переходим к главной достопримечательности — дацану.
Итак, нам нужно попасть из центра Агинского в дацан. Как это сделать? Элементарно. Нужно сесть на автобус №1 и ехать! Неважно даже в какую сторону он идет — ну постоит лишние 10 минут на конечной вместе с вами, зато будет время для разговора с кондуктором. Радость человеческого общения, что может быть лучше этого? Мне почему-то попадались исключительно здравомыслящие, умные и адекватные люди, которых не грех послушать. Почему? Не знаю.
Нужно знать, что дацан расположен в соседнем поселке - Амитхаша. Это, так сказать, поселок-спутник. Конечно, при неплохой подготовке можно дойти и пешком, но нужно знать в какую сторону идти. Так что я советую автобус. Мимо вы не проедете, ибо желтые крыши видны издалека.
Граница поселков трудноразличима на местности и определяется только по дорожному знаку.
Входные ворота на территорию комплекса. Рядом с входом солидная автостоянка. Не пустует.
Территория культового комплекса делится на 4 разноразмерные части:
1) Старая (еще советская) территория. Старый Цокчен-дуган (соборный храм) и другие постройки.
2) Новая территория. Новый Цокчен-дуган, ступа, хурдэ (молитвенные барабаны)
3) Территория Мэйдари-Сумэ (Будды-который-придет).
4) Общая площадь.
От общего входа поворачиваем налево и видим вход на старую территорию. Очень аутентичный, потертый, намоленый вид и рядом (вне территории) скромная лавка с сувенирами. Скажу сразу —в смысле сувениров Ага место не очень. Но кое что есть.
История:
Место под храм было определено бурятским тайшой (родовым вождем, русский титул «князь») Галсаном Мардаевым в 1811 г. Строили его, кстати, русские мастера. Несмотря на традиционную форму, связь с русской градостроительной традицией была заметна. Сдан в 1816 г., освящен под именем «Даши Лхундублинг» и носит его до сих пор. Закрыт только в 1938 г. (на территории размещена военная часть), но уже в 1946 г. открыт заново. И до 1991 г. наряду с Иволгинским дацаном Бурятии оставался единственным буддистским культовым сооружением в СССР.
Проходим в калиточку:
Слева в ряд стоят белые ступы (их еще называют субурганами), посвященные восьми основным событиям жизни Будды.
Сооружения справа — Дом дерева Бодхи. А на самом деле это такая мини-оранжерея. Дело в том, что Гаутама достиг просветления под деревом баньян (бодхи) и поэтому в любом монастыре стараются иметь его ростки. В наших широтах дикорастущим его оставлять нельзя, поэтому делают такую оранжерейку. Еще называют деревом мудрости.
Парадный вид ступ, если можно так сказать. Все они внешне похожи, но несут совершенно разную символику. Знающие люди сразу понимают о каком событии в жизни Просветленного идет речь. А мы нет. Мы любуемся красотой.
Старый Цогчен-Дуган (Соборный Храм). Очень тяжело его снять хорошо, у меня вот не получилось.
Изображение Цагана Убугена — «Белого старца».
И на воротах и на коньках крыш зданий принято вешать колокольчики. Поскольку ветер в степи есть всегда, то на территории монастыря не бывает тишины. Но не могу сказать, что это веселые звуки. Скорее даже несколько тревожные. О жизненной суете задумываешься, вот что.
Зулын-Сумэ. Храм посвященный конкретному божеству. Слева виден край так называемого «Домика Далай-Ламы». Это будет его резиденцией если он вздумает вдруг посетить Агинский дацан. Стоит пустым и будет стоять столько сколько необходимо.
Храм посвященный Сахюсанам, то есть защитникам учения.
Еще раз окинем взглядом территорию. Прихожан немного, но они есть. Как и у нас, основные духовные нужды связаны с рождениями, похоронами и тому подобными вещами. Дома на заднем плане жилые. Там живут ламы и послушники-хувараки.
Перейдем к новой части.
Ремарка. Если на старой территории люди еще хоть иногда встречались, то на новой я прогуливался и снимал абсолютно один. Не было вообще никого.
Новый Цогчен-Дуган издалека.
Подойдем поближе Тут бывают явно очень большие скопления народа, но сейчас — никого.
Справа ступа «Юнден-Чоден» — «Побуждающая к примирению». Высота 22 метра.
Молитвенные барабаны «Хурдэ» — полые цилиндры с нанесенными на них молитвами. Поэтому вращая барабан ты, соответственно, возносишь молитву. Будда понимает древнетибетский язык, а из живущих людей его уже мало кто знает. Поэтому процесс как бы механизирован. Вот так просто. Еще принято класть у барабана мелкие монетки. Это отголосок старых, языческих и шаманских ритуалов.
Символ Калачакры на стене.
Цогчен-Дуган — вид сзади.
Навершие ступы «Юнден-Чоден». Опять обращаю внимание на колокольчики.
Мэйдари-Сумэ — стоящий несколько в стороне храм в честь Мэйдари (Будды, который придет, Будды грядущего).
Итак, мы получили представление о самой территории дацана. В следующем посте мы немножко отойдем от территории, поднимемся в гору.