Найти тему
Everyday Past

Как в Раннем Средневековье церковь боролась с распущенностью и что из этого вышло

Оглавление

Основоположники христианской церкви были безоговорочно против секса. Идеалом для них было полное воздержание. Тем более, что в ближайшее время все ждали конца света. И размножаться в таких условиях казалось странным.

Других причин для интимных супружеских отношений отцы церкви не видели. Так что, если бы возник идеальный мир идеальных христиан, люди на Западе вымерли бы с распространением христианства по Римской империи.

Увы, идеал был далеко и недостижим. Как и любой идеал. И довольно быстро в этом нашли виноватых. Конечно же, в сексуальной распущенности были виноваты женщины.

Они были злыми искусительницами, а мужчины... Что ж, мужчины просто не могли перед ними устоять. Плоть, как говорится, слаба. Что ж поделать.

Почитаемой и исключительной категорией становились девственницы и целомудренные мужчины. Простые же смертные, рожденные в первородном грехе, могли вступать в брак, считавшийся просто сносным способом избежать худших последствий удовлетворения сексуальных потребностей.

Плотская любовь не просто отодвигалась на задний план – она отвергалась. Идеальными отношениями для супругов были отношения целомудренные. У совокупления была только одна цель - производство потомства.

Борьба с грехом

Одним из результатов внедрения в сознание религиозных людей чувства вины стал грандиозный всплеск всякого рода практик умерщвления плоти, которые носили весьма... неоднозначный характер. Самобичевание и ношение власяниц, молитвенные бдения...

Некоторые выделялись особо "интересными" способами борьбы с грешным телом и его желаниями.

Кристина Сен-Тро даже «привязывала себя к колесу, висела на дыбе, на виселице рядом с трупом. Не довольствуясь этим, она была частично погребена в могиле».

В Рейнской провинции и на другом краю Германии, в Богемии, культ флагеллантов обретал угрожающие масштабы.

«Зараза распространялась очень быстро. Днем и ночью длинные процессии представителей всех классов и возрастов, возглавляемые священниками с хоругвями и крестами, двойным строем двигались по улицам, распевая молитвы и до крови хлеща себя кожаными плетьми».

Подобные демонстрации тревожили церковь, но она не отменяла запрета на эротическое наслаждение. Для супружеских пар придумали ханжескую ночную рубашку, плотную, с единственной прорехой, через которую муж мог совокупиться с женой при минимально возможном контакте и удовольствии.

Монахинь готовили к огромным жертвам ради сохранения девственности. Святая Эбба, настоятельница Колдрингемского монастыря в Шотландии, отрезала себе нос и убеждала сестер-монахинь последовать ее примеру, дабы их красота не манила датчан-язычников.

Обращаясь в новую религию, мужчины преисполнялись чересчур рьяной веры и порой для того, чтобы секс наверняка никогда не осквернил их тела, независимо от происходящего в сознании, сами себя оскопляли.

Тысячи юношей искалечили себя таким образом – количество безусловно достаточное для исполнения обещания Апокалипсиса об уготованном целомудренному мужчине на небесах месте рядом со Спасителем.

-2

Институт брака и регламентация супружеской жизни

Большинству мужчин, не способных или не желавших жить и умереть в целомудрии, христианство предъявило в Европе другое требование – сохранять моногамию.

Если раньше в варварской Европе полигамные отношения казались вполне нормальными, то теперь считалось, что у мужа должна быть одна жена. А у жены, соответственно, - один муж. Но от римской терпимости по отношению к разводу отказались. Новшество вводилось постепенно. Сначала разрешались один-два развода, но при императоре Константине развод для тех, кто женился с соблюдением христианской религиозной церемонии, стал практически невозможным.

Грехом считалось соитие в дневные часы, перед ужином и после завтрака (этому правилу подсознательно следует большинство современных супружеских пар), нельзя было заниматься любовью на Страстной неделе, по постным дням, во время Великого поста, во время беременности и в течение определенного периода после родов, в ночь перед и в ночь после посещения церкви, за час до и через час после молитвы, пения псалмов, чтения Писания.

Некоторые священники вносили дополнения в эти правила, в том числе, одно весьма странное, требовавшее сексуального воздержания три дня и три ночи после свадьбы. В итоге пара, решившая соблюдать все заповеди насчет сексуальных запретов и регулярного посещения церкви, вообще никогда не вступила бы в физическую близость.

-3

Некоторым парам удавалось вести блаженную, по их мнению, жизнь: они вместе жили и спали, совсем не занимаясь любовью.

Теоретическое обоснование этого фантастического отношения к сексу, якобы благословленному брачным союзом, заключалось не только в глубоком убеждении в дьявольской природе секса, но и в вере, что Святой Дух в момент совокупления покидает человеческое тело и его хозяин на время остается животным.

Утверждали, что дух начинает слабеть, как только мысли обращаются к сексу, – отсюда заявления о греховности предвкушения приближающегося сексуального наслаждения.

«Слишком пылко любящий свою жену – прелюбодей», – предупреждал Иероним, добавляя, что отправляться в церковь или на молитву до возвращения духа – богохульство.

Петр из Ледесмо настаивал, что

«каждый поцелуй, который муж дарит жене после брака, – смертный грех».

А епископ Клюнийский Одо изрекал:

«Если мы не способны дотронуться до гнойника или до экскрементов даже кончиком пальца, как же можно обнять этот бурдюк, полный мерзости».

Впрочем, люди всегда остаются людьми. И, несмотря на все старания святых отцов, они продолжили плодиться, размножаться и любить друг друга, исправно каясь в собственных несовершенствах на исповеди, а потом возвращаясь к привычному образу жизни.

Вам может понравиться:

Откуда берутся дети: версия людей Средневековья
Долголетие по Дао: главное - больше жен
Проведи ночь с каждой девушкой государства и другие гейсы Ирландии