На протяжении многих столетий, начиная с первых наскальный рисунков, человек совершенствовал свое мастерство в изображении окружающей действительности. В эпоху Возрождения XV - XVI вв. художники достигли невероятных высот в воспроизведении реальности на холсте, но творцы не хотели останавливаться на этом. Люди, причастные к живописи, начали поиски нового языка искусства, понемногу отходя все дальше и дальше от художественных законов. Живописцы желали отбросить в своих картинах всё лишнее и поймать в череде общественных возмущений и переворотов ускользающую гармонию.
Помимо общественных процессов, технический прогресс тоже не стоит на месте. Человек изобретает фотоаппарат. В результате этого события необходимость изображения реальных объектов на картинной плоскости просто напросто отпадает. Появляется беспредметная живопись, в частности - абстракционизм, представители которого ставили перед собой различные задачи.
Известный представитель абстракционизма Казимир Малевич вместо изображения гармонии избрал путь познания "чистого творчества", освобожденного от всех излишеств. Он пишет "Чёрный квадрат" и вешает его на выставке как икону в красном углу. Своим творением художник как глухим экраном закрыл все произведения живописи, созданные до него, замазал их черной краской, ввел новую точку отсчета, новый ноль в искусстве.
"Черный квадрат - зародыш всех возможностей - принимает при своем развитии страшную силу. Он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи."
Казимир Малевич
Картину "Чёрный квадрат" можно расценивать как бунт в искусстве, даровавший абсолютную свободу художникам, в чем и заключалась, по мнению Малевича, суть чистого акта творения.
Понравилась статья? Читайте также: