Найти тему

Как определить проблему художественного текста? Задание 27 ЕГЭ по русскому языку

Универсальный путь – идти от фактуальной информации (что, где, когда, с кем, как произошло) к концептуально (почему это произошло, зачем нам об этом рассказывают).

Шаг 1. Читаем текст и отвечаем на вопросы:

  • От лица кого ведётся повествование? (позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать)
  • Где и когда происходят события?
  • Какие герои участвуют в событиях?
  • Что герои говорят, думают, делают?
  • Как относятся к герою(-ям) окружающие?
  • Как сказываются поступки героя на других персонажах?
  • Что хотел подчеркнуть автор, показывая речь, мысли героя.

Шаг 2. Обобщаем информацию шага 1 и отвечаем на вопрос:

  • Какие положительные или отрицательные качества проявляются в поступках героев?

Шаг 3. Определяем ключевое слово.

  • Подберите наиболее общее слово (морально-этическое понятие), которое соответствуем качествам, определенным в шаге 2.

Шаг 4. Формулируем проблему, используя ключевое слово.

Проанализируем по этой схеме рассказа А.П. Чехова «Орден» 

Два учителям прогимназии пришла в одно и то же время мысль украсить свою грудь, не принадлежащим ей орденом и с этим украшением отправиться на званый обед. Положение обоих самозванцев, неожиданно очутившихся друг против друга, вызывает улыбку.

Шаг 1.

Герои, поступки: Лев Николаевич Пустяков, учитель военной прогимназии, коллежский регистратор. Пустяков решил одолжить у поручика Леденцова орден Станислава, поскольку купец Спичкин, к которому он приглашён на обед, «страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице». Получив орден, он поехал к купцу. У купца за столом Пустяков увидал своего товарища по службе, учителя французского языка Трамбляна. Пустяков боится показать товарищу чужой орден на своей груди, он прикрывает его правой рукой.

Трамблян Юлий Августович, француз, учитель французского языка тоже ведёт себя неестественно.

Пустякова просят передать бутылку, и он вынужден показать орден. Но тут и Юлия Августовича попросили передать бутылочку. Когда Трамблян потянулся правой рукой к бутылке, то Пустяков увидал на его груди орден, Анны 3-й степени. После этого учителя повеселели, а Пустяков пожалел, что не «нацепил» Владимира.

Речь: «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!» Поручик Леденцов заслужил орден, а Пустяков взял его на время, чтобы покрасоваться перед купцом.  Орден Станислава для Пустякова – «маленькая штучка», пустяк (обращаем внимание на фамилию героя).

Мысли: «Знай я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. Эх, не догадался!» Пустяков переживает лишь о том, что надел не очень статусный орден.

Шаг 2.

Качества героев: желание покрасоваться, произвести впечатление, прекрасно выглядеть в глазах окружающих. Больше всего Пустяков боится «обесславиться».

И Пустяков, и Трамблян испытывают потребность в пустых почестях, показывают свои ордена барышням, беседуют о них с купцом Спичкиным.

Шаг 3.

Подбираем ключевое слово:  тщеславие и пошлость – ключевые качества героев.

Шаг 4.

Формулируем проблему:

Что такое тщеславие? Как оно проявляется в жизни? Какого человека можно назвать тщеславным?

Список ключевых слов

Внимательно изучите ответы к 27-му заданию в сборниках  ЕГЭ и вы легко убедитесь, что в центре любой проблемы  всегда человек, в формулировке проблемы есть 1-2 ключевых слова, и слова эти повторяются в разных текстах.

В публицистических текстах  ключевые слова обнаруживаются просто. Автор сам их неоднократно употребляет. Чтобы сформулировать проблему художественного текста, нужно самостоятельно подобрать такое слово.

·        Человек – нравственные категории

Бесчестие

Великодушие

Верность

Воля

Гордость

Гордыня

Гуманность

Добро и зло

Добродетель

Доброта

Долг

Достоинство

Жестокость

Измена

Искренность

Месть

Милосердие

Мораль

Мужество

Неискренность

Неравнодушие

Нравственный выбор

Подлость

Порядочность

Пошлость

Преданность

Предательство

Прощение

Равнодушие

Раскаяние

Самоотверженность

Самопожертвование

Сила духа

Слабость

Смелость

Совесть

Справедливость

Страх

Трусость

Тщеславие

Черствость

Честность

Честь

·        Человек – общество – взаимоотношения

Благодарность

Близкие люди

Богатство

Внимание

Воспитание: отцы, родители, дети

Вражда

Грубость

Дружба

Забота

Любовь

Материнская любовь

Непонимание

Отзывчивость

Отношения (какие?)

 Поколения (отцы и дети)

Понимание

Привязанность

Равнодушие

Семья

Уважение

Хамство

·        Человек – жизненный путь

Жизнь

Опыт

Испытания

Жизненные трудности

Ошибки

Уроки

Победа

Поражение

Мудрость

Детство

Молодость

Старость

Смерть

·        Человек – культура – искусство

Вдохновение

Великие люди

Выдающиеся личности

Гениальность

Гении

Дар

Живопись

Искусство

Книги

Культура речи

Литература

Люди науки

Музыка

Писательство

Поэзия

Поэты и обыватели

Ремесло

Слава

Судьба языка

Талант

Творчество

Театр

Художник, творец

Чистота языка

Шедевр

Язык речь

·        Человек – работа – смысл жизни

Дело

Жизненный  путь

Мечта

Наука

Педагог

Поиск

Предназначение

Призвание

Прогресс

Профессия

Работа

Самореализация

Смысл жизни

Судьба

Судьба женщины

Судьба русских деревень

Труд

Учитель

Цель в жизни

Цель и средства

·        Человек – судьба родины – история

Альтруизм

Великие люди

Верность

Война

Героизм

Гражданская война

Деревня

Дети войны

Долг

Дом

Женщины на войне

История эпоха

Корни

Культура

Народ

Население

Национальная гордость

Национальный характер

Отвага

Памятники

Память

Патриотизм

Подвиг

Преданность

Прошлое

Революция

Родина

Самоотверженность

Самопожертвование

Связь поколений

Смелость

Сплочение

Традиции

·        Человек и природа

Природа

Красота природы

Животные

Растительный мир

Экология

Земля

·        Человек – становление личности – внутренний мир – характер

Взросление

Внешний облик и внутренний мир

Гармония

Достоинство

Духовный рост

Душа

Жадность

Корысть

Красота (внешняя, внутренняя)

Лень

Мировоззрение

Наглость

Ответственность

Отношение к деньгам

Поведение

Развитие личности

Разум

Самопознание

Самоуважение

Скромность

Трудолюбие

Уверенность в себе

Ум

Упорство

Халатность

Целеустремленность

Ценности (истинные, ложные, материальные)

Честолюбие

Честь

Чувство

Щедрость

·        Отдельные философские категории

Вера

Истина

Личность

Ложь

Наука

Независимость

Общество

Одиночество

Правда

Прогресс

Свобода

Счастье