Найти тему
Древности нашей ойкумены

Кто хозяин дома: имена на стенах Помпей не имеют никакого отношения к домовладельцам

Как известно, в древних Помпеях на стенах найдено 10 с лишним тысяч надписей – как граффити, так и дипинти. Жители города не считали зазорным писать на стенах все, что придет в голову. Эти надписи уже пару сотен лет являются объектом исследований их содержания.

В то же время очень часто, представляя какой-нибудь помпейский дом, мы используем его современное название, например, Дом Фавна или Дом Кабана. У некоторых домов в Помпеях есть и хозяева – Дом Веттиев, Дом Пансы, Дом Юлия Полибия. Каким же образом археологи могли узнать имя владельца дома?

Самым, пожалуй, распространенным вариантом определения принадлежности дома и, соответственно, ответом на вопрос, кажутся именно надписи на внешних его стенах с указаниями имен.

Как ни странно, надписей "Здесь живет имярек" на домах Помпей нет. Имена содержатся, в первую очередь, в избирательных надписях и в меньшей степени – в надписях бытового и задиристо-оскорбительного характера. Самое небольшое количество надписей – рекламные.

Избирательные призывы действительно содержат имена – имена кандидатов, баллотирующихся в местные магистраты. При этом часто надпись называет только номен – родовое имя. Например: "Гавия, прошу, выберите", «Мария эдилом прошу выбрать» или вообще «Попидия», «Лоллия».

Иногда перед номеном стоит преномен – личное имя или его первая буква. Это неудивительно: личных имен у римлян было десятка полтора-два, и по первой букве было ясно, какое конкретно имя имеется в виду. Примеров много: «Л. Альбуция эдилом», «Квинта Цецилия квестором, хорошего человека, прошу, выберите» и т.д.

Иногда заказчик надписи расщедривался на полное именование кандидата – преномен, номен и когномен (прозвище, вошедшее в имя). Примеры: «Гая Юлия Полибия дуумвиром…» или «Гая Куспия Пансу эдилом…».

Казалось бы, эти данные вполне могут служить определителем владельца дома, на стене которого они написаны. И в первое время по таким объявлениям домам в Помпеях и давали названия: Дом Марка Лукреция Фронтона или Дом Юлия Полибия. Вряд ли, казалось в XIX-XX веках, владелец дома разрешит писать на его стене о ком-то другом.

Но на самом деле писать это воззвание на стене того, за кого призываешь голосовать, – бессмысленно!

-2

В XXI веке стали популярны статистические исследования всего подряд в Помпеях. В число «всего подряд» вошли и надписи. Оказалось, что подавляющее большинство надписей занимали фасады улиц, входивших в проходные маршруты города. Тупиковые улицы практически свободны от надписей, особенно от избирательных. Таким образом выяснилось, что объявления, предлагающие кандидатов, размещались в местах наибольшего людского траффика, но в том округе, от которого баллотировался кандидат.

Стало понятно, что богатые помпейцы не были склонны к созданию анклавов и не препятствовали размещению на фасадах своих домов каких бы то ни было надписей. Город был вообще свободен от жесткого деления на «районы для бедных» и «районы для богатых». Район на северо-западе города – VI – можно условно назвать «аристократическим»: там много старых домов с прекрасной и дорогой отделкой, но, скорее всего, так вышло некоторым образом «случайно», в первые века разрастания Помпей.

-3

В дальнейшем работала только одна схема – фасады приличных богатых домов обычно выходят на приличные улицы, а вот задние двери владений могут вполне соседствовать хоть с борделем, хоть с попиной или термополием самого низкого пошиба. Призыв к избирателям размещали на приличных улицах, где была выше проходимость – чем больше человек увидят, тем лучше.

Поэтому – увы! – избирательные призывы не могут точно сообщить имя владельца дома, на фасаде которого они были размещены. Даже не факт, что владелец дома поддерживает указанную на его стене кандидатуру.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.