Каждый день более 2,5 миллионов человек пользуется Петербургским метрополитеном, что выдвигает его на 4 позицию в Европе по загруженности. Примерно 10% от этих 2,5 млн человек пользуется пересадочным узлом "Сенная площадь" – "Спасская" – "Садовая" . И ещё меньшая часть обращает внимание на архитектуру нашего метро и интересуется его историей.
При этом, наверняка каждый из нас задавался вопросом: "а что там, за той дверью?" Или: "есть ли те самые секретные лаборатории по выводу каких-нибудь крыс-мутантов?" И сегодня я приоткрою вам эту завесу тайн.
История.
Я неслучайно сделал акцент на переходе "Сенная" – "Спасская" – "Садовая". Ещё в далёкие 80-ые года, когда станции плодились как грибы, а экономика Советского Союза "показывала всем Кузькину мать", проектировщики задавались вопросом: как удобнее всего построить эту пересадку? Ведь помимо того, что тут надо впихнуть две станции, хорошо бы удлинить центральный зал станции "Сенная Площадь", который тогда был в 2 раза короче, чем сейчас.
То пространство, что сейчас стало доступно пассажирам (между переходом на "Садовую" и переходом на "Спасскую") в своё время принадлежало всякого рода служебным помещениям, недоступным простым обывателям. И эти помещения надо было куда-то перенести. А куда именно – мы сейчас узнаем!
Катакомбы Петербургского метро.
Для этого перенесёмся непосредственно в переход "Сенная" – "Садовая". Как-то необычно, что потолок (а правильнее свод) перед эскалаторами на "Садовую" (на фото ниже) такой пологий и низкий. Ведь в других местах этой пересадки он более «округлый»! А тут почти плоский. А на него, между прочим, «давит» всё то, что находится сверху: десятки метров земли и многотонные исторические здания, в которые вы обычно стремитесь!
И тут возник вопрос: как и массу такую сдержать, и помещения служебные перенести, и переход построить? Ответ на загадку проектировщиков мне удалось узнать спустя много лет долгого изучения темы метро в целом.
А разгадка кроется в строящихся в то время станциях метро.
В то время активно строились односводчатые станции глубокого заложения, которые были удобны тем, что под одним сводом можно было уместить всё, что обычно нужно станциям метро, всё, для чего раньше (да и сейчас) строились отдельные выработки и тратилось дополнительное время. Именно эту технологию и применили в том самом переходе. За стенами из кирпича и пола из бетона и естественного камня спрятался целый участок станции "Садовая"!
На фотографии выше изображен фронтальный вид (грубо говоря "вид спереди") конструкции перехода, чтобы вы могли понять масштабы выполненных работ. Поэтому в следующий раз, когда будете делать пересадку с "Сенной" на "Садовую" или же в обратном направлении попробуйте представить, сколько всего скрыто за стенами и под полом этого перехода! А если представить вам не удаётся, то просто взгляните на фотографию Площади Мужества ниже или найдите время, чтобы посетить один из "Ленинградских односводов", чтобы понять объёмы выкопанного грунта:
Причём конструкция перехода соответствует именно конструкции станции "Площадь Мужества" в плане ширины пролёта свода: то есть она меньше, чем на той же самой "Садовой", что нисколько не уменьшает масштабы такого сооружения. Думаю, подробно разбирать, чем именно различаются конструкции этих станций вам не нужно. Или любопытство всё-таки съедает и очень хочется окунуться в море технических терминов? Пишите в комментариях, расскажу! Но перед этим личное мнение будет о конструкции немного другого пересадочного узла)