Колядуют в Липецкой области дважды – под под Рождество, 6 января, и "старый" Новый год – 13 января.
Сегодня в Липецке колядки. Уже, увы, не везде. В пригородных селах и поселках традиция еще сохранилась. Например, на Соколе. На Рождество стали ходить колядовать совсем мало. Иной год и нет никого. Святочные колядки отличаются от староновогодних главной песней и некоторыми обрядами. Под Рождество «сеют-посевают, с Рождеством поздравляют», жгут сено, солому, «греют ножки родившемуся Христу». Под старый Новый год где-то жгут старые вещи, разводят костер прямо у дома и кидают в него ненужный "секонд-хенд". Где-то ходят по дворам ряженые с песнями. В основном дети. Как у нас.
Сегодня первыми постучали в окно две молодые девушки. Затем - девочки помоложе, третьими пожаловали детки с папой. Кличут Авсеня. Это такая обрядовая песня.
Стих примерно одинаков, с различными незначительными вариациями:
Авсень-дуда
Иде была («где была», прим. автора) была?
Коней стерегла
Иде кони?
За ворота ушли
Иде ворота?
Вода унесла
Иде вода
Быки попили
Иде быки?
В тростник ушли
Иде тростник?
Девки выломали
Иде девки
Замуж вышли
Идее мужья
На покосе сидят
Соломату едят и приговаривают:
«Бабка, бабка
Доставай сундучок
Вынимай пятачок!»
Раньше пели нараспев, сейчас в основном читают как рэп. Тем, что повзрослее петь – лень. Такие колядовщики – халтурщики. Быстро оттарабанили, получили свой «пятачок» и пошли дальше. А вот дети искренние. Поют - как положено, с желанием, не халтурят.
Калядки «Авсень-дуда» проводились в деревнях и селениях Руси еще в дохристианское время. До настоящего времени среди учёных нет единого мнения о том, кто такой Авсень (Овсень). Одни связывают его имя с овсом, которым обсевали избы на счастье, другие с древним названием января – Просинец, третьи считают его олицетворением весны и рассвета, отцом вечерней и утренней зари, покровителем свиней. Несомненно, что Авсень в действительности был связан с плодородием. Также можно встретить в интернете информацию, что Авсень - в дохристианской Руси языческое божество. «Авсень фигурирует в песнях колядочного типа, распеваемых во время праздника на стыке Старого и Нового года, также называемого Авсень. Празднества носили карнавальный характер».