В наше время можно найти много разновидностей проводов и материалов для электропроводки но какие из них можно применить в автомобиле это большой вопрос. Мало кто уделяет этому большое внимание при ремонте, замене или модернизации электропроводки в своей машине и попросту используют то что есть под рукой или в ближайшем магазинчике торгующим электротоварами. Последствия таких действий зачастую бывают очень плачевными.
Так что же выбрать для ремонта, замены или модернизации электропроводки в своей любимой машине? Какие провода подойдут?
Магазины торгующие электротоварами предлагают большой выбор проводок разных марок и из разных материалов, здесь и медь и алюминий, резина и верил, провода распространяющие горение и нет, выбор очень богат. Но как бы то не было парадоксально почти всё что продаётся в таких магазинах не подходит для эксплуатации в автомобиле.
Каковы основные характеристики материалов и предъявляемые к ним требования для применения их в электропроводки автомобиля?
Самое первое и пожалуй основе требование это бензо и масло стойкость материала, стойкость к солям, щелочам и растворителям. Следуещее требование это высокая износостойкость, также важно электрическое сопротивление материала минимальное для проводника и максимальное для изолятора. Не мало важным пораметром является стойкость материала к изменению своих свойств, старению и разрушению при воздействии положительных и отрицательных температур и ультрафиолетового излучения, а также важен срок эксплуатации.
Так какие же провода и материалы соответствуют этим требованиям и обладают такими характеристиками?
В советском союзе была марка проводов (ПГВА)
она обладала бензо и масло стойкостью, температурными характеристиками от -50 до +70° с, сроком службы 10 лет, также стоит отметить что этот провод специально разработан для сетей с напряжением 48В. Но эта марка провода почти ничем не отличается от провода для чайника (марки ПВС). Изоляция таких проводов со временем высыхает трескается и разрушается что в свою очередь может перевести к короткому замыканию и пожару. Ко всему прочему изоляция очень толстая и коса получится очень толстой. Провода данной марки можно найти и в наше время но лучше их не использовать.
На наше счастье в нашей стране разработан аналог зарубежных проводов провод под маркой (ПВАМ),
он также обладает бензо и масло стойкостью, сроком службы 10 лет, рабочим напряжением 48В. Но вот температурные характеристики намного лучше от -50 до +105°с. Изоляция провода тоньше но при этом её характеристики лучше, она более пластична и термостойкая да и коса получится более компактной.
Идём далее. С маркой провода мы определились но каким бы он золотым не был его нужно защищать от механических воздействий а для этого нам понадобится гофрированный кабель канал или как он называется в простонародье гофра. Гофра которую можно купить в магазине электротоваров изготовлена из полиэтилена низкого давления (ПНД). Данный материал разрушается при тепературе +80°с. Гофра которая применяется в автомобилестроении изготовлена из полипропилена этот материал более термостойкий до 140°с не изменяя своих свойств.
Стоит отметить тот факт что категорически нельзя применять в автомобильной электропроводке алюминиевые провода, следует использовать только медные.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Очень часто под видом провода марки (ПВАМ) продают алюминиевый омеднённый монтажный провод. Такой провод не отвечает требованиям автомобилестроения.
Также нельзя применять провода в резиновой изоляции так как резина очень быстро развивается под действием положительных температур и ультрафиолета.
Что касается медных наконечников для силовых проводов то по цене в магазине электротоваров они оказались дешевле чем в автомобильном магазине.
Теперь вы знаете какие провода и материалы нужно использовать для автомобильной электропроводки.