Найти тему
17,8K подписчиков

Советский хард-рок. Часть 5. Осколки «Круиза»

7,7K прочитали

Обещанное продолжение истории советского харда от МЮ.

Продолжаем вспоминать историю советского тяжелого рока, основанную исключительно на собственных воспоминаниях автора, не претендующего на энциклопедичность своих знаний, безупречность формулировок и универсальность оценок. Сегодня речь пойдет о выступавших во второй половине 80-х годов «наследниках» легендарного первого «Круиза».

Группы ЭВМ, Альфа и Круиз. Фото взяты из свободного доступа яндекса. Коллаж БиС.
Группы ЭВМ, Альфа и Круиз. Фото взяты из свободного доступа яндекса. Коллаж БиС.

Первым от «материнской» супер-группы отпочковался Сергей Сарычев. В январе 1983 года в ДК Курчатовского института состоялся первый концерт его новой команды под названием «Альфа». Неизвестно, знал ли об этом сам Сарычев, но билеты-пригласительные на этот концерт в московской рок-тусовке распространялись как на некую группу «Альфа-Центавра». Про нее ходили самые разные слухи — главный из них, что новый проект объединил музыкантов из лучших на тот момент столичных команд «Круиз», «Рубиновая атака» и «Волшебные сумерки», был недалек от истины. Действительно, помимо Сарычева на сцене появились Виталий Дубинин и Владимир Холстинин из «волшебников», а место за ударными занял экс-«рубиновец» Сергей Сафонов. И ребята дали жару! Номера в концертной программе группы (и, соответственно, на первом альбоме «Альфа-1») были хороши все без исключения: вызывающая ассоциации с «круизовскими» «Стремлениями» мощная «открывашка» «Нет звезд на свете» с запоминающимся гитарным «хуком», хард-боевики «Гонка», «Шторм» с отличными клавишными соло и «Расклейщик афиш» с «качающим» ритмом, пронзительные фортепианные баллады «Бесконечность», «Покой» и «Зеркало-река», хитовый «Театр» с неожиданной рэггийной вставкой и, конечно же «гвоздь» в виде знаменитого потом «Гуляки»…

Увы, Сарычеву не удалось ни удержаться на достигнутом уровне, ни сохранить «золотой» состав, хотя и в дальнейшем в «Альфе» играли очень сильные музыканты. Достаточно вспомнить Виталия Бондарчука, Сергея Ефимова, Алика Грановского, Игоря Молчанова, Сергея Власова, Алексея Горбашова. С каждым новым альбомом музыка «Альфы» становилась проще, если не сказать примитивнее, все больше превращаясь в сольники Сарычева. Автора бросала от уклона в «новую волну», как на альбоме «Альфа-3», известном также как «Воробей», до банального ритмичного псевдометалла в «Альфе-4». В результате закономерным стал уход Сергея как из группы, так и на территорию «чистой попсы». В 1990 году Сарычев эмигрирует в США вместе с женой поп-певицей Мариной Журавлевой. Однако в истории отечественного рока он все равно остался навсегда как клавишник лучшего состава «Круиза» и лидер яркой, но быстро сгоревшей звезды«Альфа-Центавра». 

Видео канала DJRETRORUS

После официального расформирования в июне 1984 года «филармонического» «Круиза» бОльшая часть его тогдашнего состава во главе с Александром Мониным образовали группу «ЭВМ», которая в этом плане, а также стилистически и является прямым «наследником» «прародителя». (Правда несколько месяцев летом 1984 года ребята выступали под названием «Континент», но записей приличного качества под этим «лэйблом» не осталось) Первоначально основную часть репертуара новой группы составляли проверенные «круизовские» номера. Постепенно в него включались собственные вещи, которых за год набралось на первый магнитоальбом, вышедший в 1985 году под условным названием «Три дороги» (довольно символично, с учетом того, что «классический» «Круиз» как раз и разделился на три части, каждая из которых пошла своей дорогой...). Однако, по общему мнению, к которому присоединяюсь и я, альбом получился довольно слабым. Дело даже не в том, что на нем не было ни одного номера, который мог бы претендовать не звание хита. Просто на «тяжелой» сцене уже безраздельно царствовал Heavy Metal, и «старомодный» хард «ЭВМ» стал неактуален.

Ютуб канал МАГНИТОАЛЬБОМЫ

Это понимали и сами музыканты группы, которые постепенно стали «утяжелять» звучание, сокращая клавишные партии и «форсируя» гитары. Новый звук группы нашел отражение на двух последующих магнитоальбомах — «Серп и молот» и «Здравствуй, дурдом!», вышедших в 1988 и 1990 году соответственно. Однако они так и не принесли «ЭВМ» большого успеха, также как и участие а фестивалях «Рок-Панорама» 1986 и 87 годов, хотя несколько песен группы и вышло на виниле, выпущенном по итогам первого из них. С одной стороны территория жесткого «металла» уже была занята новыми героями, в числе которых был и «Круиз» Валерия Гаины, а с другой — Монин и Безуглый, хотя и были высочайшими профессионалами, способными с блеском исполнять любую музыку, все-таки тяготели к другому року, тому что олицетворял «старый» «Круиз». Поэтому, когда в начале 90-х сложились условия для его возрождения, оба музыканта немедленно с головой погрузились в новый-старый проект, а «ЭВМ» тихо прекратил свое существование, оставшись в памяти, в основном, лишь как «промежуточный этап» в творчестве Александра Монина (Светлая ему память...). 

Ютуб канал Александр Шершуков

Тем же летом 1984 года Валерий Гаина и сохранивший права на название «Круиз» Матвей Аничкин тоже пошли своим путем. Сначала у них был малоудачный проект «КиКоГаВВА» с вернувшимися участниками первого состава «Круиза» Всеволодом Королюком и Александром Кирницким. Дальше записи в начале 1985 года одного альбома дело не пошло, несмотря на попытки «задобрить» власти разработкой модной тогда антивоенной темы (пример — песни "Усталость" на стихи Роберта Рождественского и "Баллада") 

Просто пришло время другой музыки… 

И тогда Гаина и Аничкин делают решительный шаг — полностью порывают с «наследием» старого «Круиза» —  кардинально меняют музыкальный стиль на жесткий Heavy Metal и сочиняют полностью новый репертуар, в котором не было места прежним, даже самым успешным номерам. Символом разрыва с прошлым стал вышедший в 1986 году релиз «Рок навсегда», который, будучи выпущен на виниле фирмой «Мелодия» (правда без заглавного трека), получил знаковое название «Круиз -1». 

Видео канал ironbask

В 1987 году окончательно сложился состав пауэр-трио «Круиз» в лице Валерия Гаины, басиста Федора Васильева, пришедшего из полулюбительского тогда «Черного кофе», и барабанщика Сергея Ефимова — земляка и партнера Сергея Сарычева по «Альфе». Этой группе на ближайшие четыре года было суждено стать безусловным лидером отечественного «металла» и более чем достойно представить его за рубежом. 

Ютуб канал Zahar Zagadkin

На отечественной сцене этот состав вне всяких сомнения являлся супер-группой, объединяющей лучших на тот момент в своем амплуа инструменталистов. Однако для развития успеха на «мировом уровне» команде был необходим хорошо поющий по английски фронтмен-вокалист. Это хорошо понимал и сам Гаина, что и привело трио к закономерному финалу в конце десятилетия. Валерий, решивший продолжать карьеру на Западе, в 1990 году создает c певцом Владимиром Бажиным (экс «Тяжелый день) новый проект «Gain», полностью ориентированный на зарубежный, прежде всего американский музыкальный рынок. 

Видео канала Metalism Records

Но это уже совсем другая история...

В заключение напомню, что эта серия заметок посвящена советскому хард-року. Поэтому о том, что творилось с «Круизом» и вокруг него последние 30 лет, мы здесь писать не будем. Ограничусь упоминанием, что в июле 2016  года трио Гаина-Васильев-Ефимов триумфально выступило на «Ария-фесте» в Москве

Ютуб канал Леша К.

и с тех пор возобновило концертную деятельность на радость фанатам группы, а в 2019 году Григорий Безуглый записал «круизовские» песни 1981-82 годов в новой аранжировке. На мой взгляд, очень интересной.

Продолжение следует...

Начало истории Круиза