Найти тему
Escapist

Социология как ритуал

Нынешняя социология, на самом деле, не слишком отличается от ритуалов древности - ее апологеты создают различные вопросы, стремясь охватить могучую и противоречивую волю народа, чтобы потом использовать ее в своих целях. Тем же некогда занимались и жрецы прошлого - через множество сложных ритуалов они пытались обнаружить некий рычаг, с помощью которого можно влиять на мир и направлять его сообразно своим желаниям. Далеко не все науки сегодня ушли от подобного мифотворчества.


Фрэзер в своей книге "Золотая ветвь" писал о двух разновидностях магии, которой пользовались древние - симпатической и контагиозной. Симпатическая магия действует, когда мы делаем одну вещь подобной другой и получаем контроль над этой самой вещью. Если сделать куклу вуду, можно получить власть над человеком, которого эта кукла изображает - это пример симпатической магии. Контагиозная магия действует, когда мы через малый предмет, контактировавший с большим предметом, получаем власть над большим предметом. Через волосы человека можно получить власть над человеком - тоже такой пример на поверхности.

Это я все к чему.

Все эти социологические опросы, количественные исследования, репрезентативность выборки и прочие радости являются прекрасным образцом контагиозной магии. Якобы приобщение к чужому мнению и калибровка этого мнения под себя дадут возможность безраздельно властвовать над думами. Будто бы жизнь отмерена, все известно наперед, а хаоса и пустоты в человеческих головах не существует. Чем не наивная вера древних в проверенный и освященный авторитетами ритуал?

А всякие программные тексты, колонки о "чаяниях народа" и прочие заклинания, с помощью которых желаемое выдается за действительное - суть чистый симпатический ритуал. Мы запускаем текст, слепленный по образу и подобию народной воли, и косвенным образом получаем власть над этой волей. Многие политики с охапкой своих тезисов вполне могут сойти за таких вот магов и повелителей дискурса.

Все меняется, но ничего не исчезает. И царство священного ужаса, судя по всему, куда ближе, чем всем нам кажется. А вот что с этим делать, как водится, решительно непонятно.