Найти тему
Dean Devis

Структура власти в СССР на момент эпохи «перестройки». Или как мог развалиться мощный великий Союз?

Флаг и герб СССР
Флаг и герб СССР

Немного о структуре власти в СССР. На мой личный взгляд, это очень сложная, порой даже, где-то взаимоисключающая структура управления. Хотя, сложность - не только плохо, в государственном устройстве это, может, устойчивость, запас прочности, дополнительный контроль. Относится ли это к системе власти СССР?

Я не хочу критиковать в этой статье структуру управления, возможности СССР или граждан, проживавших в ней. Интересен сам факт существования такого управления. Попробуем его проанализировать.

Для человека, который являлся гражданином СССР, власть ощущалась от трёх различных органов: Верховный Совет СССР, Верховный Совет той советской федеративной социалистической республики, в которой проживал гражданин и ЦК КПСС.

Эти три структуры управления, как бы, занимались хозяйством в государстве одновременно. Это удивительно, но это было. На мой взгляд, этим могла обеспечиваться отказоустойчивость в управлении целым, с одной стороны. Но с другой, это могло приводить к коллизиям в управлении. Почему я так решил и что имею в виду? Рассмотрим подробнее.

Выборы в Верховный Совет СССР были своими отдельными от выборов в Верховный Совет союзной республики, т.е. это разные люди. В Верховном Совете СССР заседают одни, а в Верховном Совете республики другие депутаты. Не могу сказать, что это хорошо или плохо, но это странно. И могло послужить одной из причин развала всей страны. Однако сам Верховный Совет - более устойчивый к воздействию, к объективному принятию решений орган, он коллегиальный, в отличие от президента страны, который, по сути, выполняет ту же роль, что и Верховный Совет. В разное время в Верховном Совете СССР заседало от 1143 до 1500 депутатов, а в Верховном Совете республик, разумеется, меньше, там места распределялись по количеству областей, округов и населения в них. Представьте себе президента, сочетающего в себе возможности, ресурсы и знания 1500 человек. Разумеется, у него есть советники, но проблему я вижу в том, что его легко "убрать", подкупить или отговорить.

ЦК КПСС являлся неофициальным органом управления, официальными были высшие органы управления - Верховные Советы. Но КПСС фактически управляла всем Союзом ССР, во власти КПСС были и органы Верховных Советов страны. Как так получилось? Возможно, это нечто историческое, хотя, смысл в этом есть и политический, потому что Коммунистическая партия была единственной главенствующей партией со времён основания СССР, государство было неотделимо от неё. Это легко понять, если вспомнить то, что целью СССР был коммунизм, который так и не был достигнут. То есть, КПСС это стержень всего Союза, его идеология и направляющая сила.

Итак, КПСС - закулисный орган управления. Не знаю, можно ли сравнить с духовенством, разве что в силе идеологии обоих течений, но партия правила целым государством. Не секрет, что в её состав входила почти та же структура, что и в аппарат государства: международный отдел, отдел культуры, отдел информации, отдел машиностроения, отдел оборонной промышленности, отдел плановых и финансовых органов и пр. Таким образом, всё планирование, все законопроекты, все постановления, игравшие ключевую роль в функционировании СССР, издавались, постановлялись именно здесь, в ЦК КПСС, на съездах и пленумах партии. Ещё очень важный момент, подчеркивающий важность её влияния на судьбу государства - Президиум (Политбюро) ЦК КПСС. Это был один из немногих органов ЦК КПСС, который управлял страной, т.е. СССР, но управлял непрерывно, в перерывах между съездами и пленумами ЦК партии. В Политбюро ЦК КПСС входили от 8 до 25 членов партии (от Генсека ЦК КПСС до Министра обороны СССР и председателя КГБ СССР), все высокопоставленные лица. Представьте себе все ветви власти в одном этом Политбюро, который почти никем не контролировался, хотя предусмотрена Комиссия партийного контроля. Мне кажется, и я считаю, что этот небольшой по численности, но огромный по возможностям, неофициальный орган управления, мог быть запросто завербован или вполне логично было бы пытаться это сделать именно на этом уровне.

Не трудно предположить, что если устранить деятельность ЦК, повлиять на неё, то вся страна рассыпется на куски, потеряет управление, основу и будущее. Так и случилось во времена "перестройки" и "демократизации". То, что Верховный Совет СССР развалил страну, внеся 1 декабря 1988 года поправки в Конституцию СССР 1977 г. - это то, что бросается в глаза. Но ведь именно это было предложено ещё летом 1988 года, на XIX Всесоюзной конференции КПСС, генеральным секретарём ЦК, Горбачёвым М.С. Поэтому не государство развалилось, а партия вместе с государством, в ней начала преобладать тяга к демократии. Следовательно, возникает вопрос: как развалили партию? когда начался развал и с чего? кто проникал в их ряды? Потому что Горбачёв, сам по себе, он конечно был лицом партии, но ведь его могли убрать в любой момент с должности с помощью Пленума ЦК КПСС путём голосования, но не сделали этого. Следовательно, поддержка Горбачёва была в большинстве и таких как он думал, таких было большинство в партии, иначе стоило предположить, что люди в ЦК все разом потеряли разум.

Таким образом, я вижу общую проблему в том, что управление не идеально, хотя мне нравится Верховный Совет как коллегиальный орган вместо Президента. Но органы переплетены друг с другом беспорядочным образом: то ли подчиняться Генеральному секретарю, то ли Председателю Президиума Верховного Совета СССР, то ли Председателю Президиума Верховного Совета своей республики. Не удивительно, что союзные республики так легко вышли из СССР. Причём, здесь же, интересный факт: Генеральный секретарь ЦК КПСС со времён Брежнева занимал так же должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР, то есть был во главе партии и во главе СССР. То есть, здесь я вижу проблему ту же, что и с президентом, а именно, исключается отказоустойчивость, право на ошибку управления, с одной стороны, но с другой, конечно, делает лёгким управление. И что теперь у Генерального секретаря ЦК КПСС на уме, то у Председателя Президиума Верховного Совета СССР на деле — так как это один и тот же человек. Конечно, Горбачёв этим воспользовался. Но всё же, не без позволения партии.

Думая в этом ключе, становятся более логичными и понятными действия некоторых членов Правительства СССР, которые сопротивлялись и сдавались в ненужный для этого момент. Я имею в виду уже времена "глубокой перестройки", т.е. 1990 - 1993 года: августовский путч, ГКЧП и пр. Словно незримая мощная сила охватила весь ЦК КПСС в 1985 г., заставила порушить до основания всё государство, вместе с его историей, людьми и благами, создававшимися долгие-долгие годы.

Это нужно непременно изучить, потому что строить государство на основе той же модели - обречь её на гибель снова.

-----------------------------------------------------------------------

Ниже приведены примерные схемы структуры власти в СССР и высших органов управления. Следует отметить, что состав и названия органов на всём протяжении существования Союза менялись. Поэтому, в данном случае, упор был сделан скорее на то, чтобы отразить иерархию, основные наименования, а также их зависимость друг от друга.

СССР
2461 интересуется