В начале 1809 года Орест Кипренский был откомандирован Академией художеств на двадцать восемь дней в Москву для помощи скульптору И. П. Мартосу в его работе над памятником Минину и Пожарскому.
В Москве художник прожил три года, и это было время расцвета его творчества.
Он познакомился с семейством Давыдовых, отца и дядюшки знаменитого впоследствии партизана, гостил в их имении Аксинино Тульской губернии, выполнил там несколько превосходных карандашных портретов.
В Москве было создано одно из самых блистательных произведений Кипренского — портрет Е. В. Давыдова (1809).
Молодой красавец-гусар стоит в небрежно-свободной позе, гордо подбоченясь и положив руку на эфес сабли. Во всём его облике видны удаль, смелость, презрение к опасности.
Ловко сидит на нём нарядная гусарская форма — белые чакчиры и надетый «в рукава» алый ментик, который чаще носили накинутым на одно плечо. Давыдова украшают гордость гусара — усы, носить которые разрешалось только в лёгкой кавалерии.
Чёрные кудри оттеняют смугловатую бледность лица, тёмные глаза полны жизни, страсти и отваги, но в них затаились и мечтательность, и безотчётная грусть. Давыдов у Кипренского — пылкий, мужественный воин и романтический мечтатель.
Романтическое начало подчёркивается и тёмным фоном, и грозовым пейзажем, и тревожной игрой света и тени. В то же время яркие и нарядные цветовые сочетания предают портрету парадность и ту бравурность, которые отвечают образу отважного воина.
Ни в одном портрете той поры так ярко не запечатлён образ героя Аустерлица и Бородина, когда воинская доблесть, боевая слава и горячая любовь к отечеству увлекали русских людей.
Именно в эти годы в обществе начинает складываться тот образ «гусара», который потом становится примером для восхищения и подражания. Это — буян и дуэлянт, храбрец и мечтатель, человек благородный и отважный до безрассудства.
В русской истории и поэзии этот тип воплотил знаменитый герой-партизан 1812 года Денис Давыдов, и не случайно около ста лет картина Кипренского считалась его изображением.
Между тем в действительности Кипренский изобразил на портрете не Дениса Васильевича Давыдова, а его двоюродного брата Евграфа Владимировича Давыдова (1775-1823).
Доказательства этого оставил сам художник. В 1940-х годах русские исследователи, изучая в архиве составленный Кипренским «реестр» его картин, обратили внимание на собственноручную запись художника:
«Портрет Ев. В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, почти в целый рост картина, писана в 1809 году, в Москве».
Инициалы «Ев. В.» заставили искать в семье Давыдовых молодого гусара, которому бы они подошли. Им оказался двоюродный брат Дениса — Евграф Владимирович Давыдов (его родной брат Евдоким никогда не служил в гусарах, а был кавалергардом).
Евграф Давыдов не был так знаменит, как Денис, но его послужной список говорит о том, что и он был героем. Вступив в службу шестнадцати лет, он с 1807 года уже имел чин полковника лейб-гвардии гусарского полка.
Он воевал с Наполеоном, принимал участие в битве под Аустерлицем, храбро сражался в Отечественной войне 1812 года, несколько раз был ранен.
В 1813 году Евграф Давыдов был награждён золотым оружием с надписью «за храбрость», а в августе того же года в «битве народов» под Лейпцигом лишился левой ноги и правой руки.
Уволенный в отставку и почти неспособный двигаться, он ещё десять лет прожил в своём имении Аксинино, ежечасно ожидая смерти, но находя в себе мужество шутить.
И пусть Евграф Давыдов не так знаменит, как Денис, Кипренский прославил его как героя грозного и прекрасного времени в русской истории.
Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!