Найти в Дзене

Как "Мана-Мана" захватила мир

Оглавление

В апреле 1985 года, в "студенческом" выпуске популярнейшей советской юмористической программы "Вокруг Смеха" на экране впервые появился "одесский ансамбль пантомимы "Маски"" состоящий из Георгия Делиева и Александра Постоленко с номером "Вокальный Дуэт". После этого выступления, группа "Маски" получила известность на всю страну, а советский зритель, наконец,познакомился со всемирным мемом "Ма-на Ма-на" , которому, к тому времени исполнилось почти 17 лет. 

История (... "VIVA LA SAUNA SVEDESE")

 Все началось в июне 1968 года, очень жарким днем, проведенным по большей части в студии звукозаписи. Пьеро Умилиани (Piero Umiliani), известный итальянский композитор, джазовый пианист, автор музыки к десяткам кинокартин, завершал работу над саундтреком к "псевдодокументальному" фильму «Швеция, рай и ад» ("Svezia, inferno e paradiso") режиссера Луиджи Скаттини, который также присутствовал в студии вместе с музыкантами. 

Пьеро Умилиани
Пьеро Умилиани

Основные треки к фильму уже были записаны, осталось только придумать музыкальное оформление для нескольких коротких сцен. В одной из этих сцен группа девушек бежит в шубах по снегу, а затем входит в сауну, завернувшись в полотенца. Не более чем за минуту Маэстро импровизирует рефрен с тремя нотами, ритмичными и запоминающимися, которые он называет «Viva la Sauna Svedese». (Одно время в сети гулял слух , что фильм «Svezia, inferno e paradiso» - порнографический , а горячие шведы под эту мелодию предаются разнузданным оргиям. Однако, можете убедится сами: сцена вполне невинная, соответствующая несерьезному характеру музыки). 

 Вокальные партии в песне исполнили Алессандро Алессандрони (Alessandro Alessandroni) и его вокальная группа Кантори Модерни (I Cantori Moderni). (Про Алессандрони можно тоже написать целую статью, он не только певец, но и композитор и гитарист, принявший участие в работе над известнейшими итальянскими кинолентами 60-х.)   

Алессандро Алессандрони и Кантори Модерни
Алессандро Алессандрони и Кантори Модерни

В тот момент еще никто не понимал потенциал этой мелодии. Умилиани даже не включил ее в первую редакцию альбома с саундтреком к фильму, выпущенного на лейбле Omicron .

 Фильм вышел в итальянских кинотеатрах 4 сентября 1968 года и пользовался огромным успехом. Это было время культурных и социальных потрясений, и в Италии, все еще консервативной католической стране, миф о Швеции и ее шокирующей сексуальной свободе привлек большую аудиторию для просмотра фильма Скаттини. Впечатляющие сборы картины вызвали интерес у прокатчиков других стран, и после успеха в Японии и Франции, фильм готовится к выпуску на американский рынок с названием «Sweden Heaven and Hell»

-4

 5 октября 1968 года Пьеро Умилиани послал в компанию Edward B. Marx Music полный саундтрек к фильму, включая треки, не вошедшие в итальянский альбом. Через пару месяцев Джозеф Аусландер, художественный руководитель Marks Music, дал свое согласие, и 27 декабря Умилиани получил письмо с соглашением о переиздании его музыки для американского рынка. В сопроводительном письме был приведен список наиболее подходящих композиций, в котором, однако, также не была упомянута «Viva la Sauna Svedese».

 Но работа над окончательной редакцией не прекращалась . Среди 28 треков, охватывающих более девяноста минут записи, Аусландер и его сотрудники снова и снова переслушивали 106 секунд «Viva la Sauna Svedese», пораженные музыкальностью этой простой и блестящей мелодии. Они решили, что именно эта композиция должна стать главной темой фильма, которая будет опубликована и выпущена как сингл. Была одна проблема: название слишком  сложное. После мозгового штурма , группа не нашла ничего лучшего , чем незабываемое и бессмысленное : Ма-на Ма-на (Mah-Nà Mah-Nà).

Сингл"Mah Nà Mah Nà"был выпущен лейблом Ariel Records в летом 1969 года. Окончательная версия несколько отличалась от оригинала: американские редакторы удлинили композицию до 2:12 , подогнав ее под радио-формат, сократили инструментальный проигрыш в конце, а вокальную партию наоборот повторили, немного ее подрезав:

Песня попала в американские чарты–событие, которое происходит только с очень немногими итальянскими артистами, и 6 сентября 1969 года она достигает пика № 55 в чарте Billboard Hot 100 и № 44 в чарте CashBox, но лучшее еще впереди.

-5

Мелодия становится джинглом между шутками  в популярном телевизионном "Red Sceleton Show", что прибавило ей узнаваемости.

Кэрол Дэнелл, американская певица, которая работала с Умилиани ещё с начала 60-х, первой сообщила ему  замечательную новость.

 "Пьеро, вы знаете : здесь все поют Ма-На Ма-На. Это же Вы написали ее, не так ли?"

 Умилиани, не веря своему счастью связался с Джозефом Аусландером из Marks Music, который подтвердил неожиданный успех мелодии.

 Американский издатель организовал большую вечеринку, чтобы отпраздновать это событие. Всем гостям раздали персональные свистульки-казу и все вместе они весело приседенились к исполнению мелодии Пьеро Умилиани .

Когда композитор приехал в в Нью-Йорк через несколько месяцев, у входа в офис Marks Music он увидел большой рекламный щит , на котором написано:

”M" is our lucky letter: Manhattan, Malaguena, More and now… Mah-Nà Mah-Nà”.( «М" - нашa счастливая буква : Манхэттен, Малагуэна, Ещё и теперь… Ма-На Ма-На».

Песенка стала объектом многочисленных ремейков и переделок, вот только некоторые из них :

 Мана-Мана и Маппеты

Как-то раз продюсер детского шоу "Улица Сезам" Джоан Ганц Куни услышала по радио смешную мелодию , и предложила своему коллеге и соавтору - известному кукловоду и шоумену Джим Хенсону, использовать ее для нового скетча. 

Джим Хенсон
Джим Хенсон

Вечером 27 ноября 1969 года люди, смотрящие по телевизору 14 эпизод шоу «Улица Сезам», увидели странное представление: забавный мохнатый мужичок исполняет «Маh nа Маh nа» с двумя кукольными девочками. Для передачи песня была переозвучена: "Мана-Мана"- рычал теперь сам Хенсон, управлявший куклой-солистом.

Номер имел огромный успех , и Хенсон решает повторить его уже для взрослых. Три дня спустя(!), скетч появился на "Шоу Эда Салливана" но уже с новыми куклами .

За кулисами . Джим Хенсон и Фрэнк Оз  работают с куклами
За кулисами . Джим Хенсон и Фрэнк Оз работают с куклами

Эта версия номера и стала классической . В дальнейшем у персонажей появились имена : Bip Bippadotta (но иногда его называют просто Mahna-Mahna) и Snowths

Когда в 1976 году Джим Хенсон начинает делать уже полностью свое собственное «Маппет Шоу» («Muppet Show»), то включает в его первый выпуск старый добрый скетч "Mah-na Mah-na" , который снова запускает новый виток "Мана-мана -мании" .

Теперь песенка стала неразрывно связана в сознании зрителей с Маппетами, и многие считают, что она была написана специально для шоу. В 1977 году сингл с песней достиг 8 места в UK chart , а альбом с лучшими песнями из шоу , в который она вошла , добирается до первого места! 

-8

Вот таким образом "Мана-Мана" превратилась в мем, и поток многочисленных подражаний, пародий и цитирований не иссякает и по сей день.

Вот несколько наиболее интересных :

Сандра Буллок в гостях у Маппетов в 1996 году :

СиЛо Грин (CeeLo Green) попадает на рождественскую вечеринку к Маппетам:

А вот нашумевший в 2011 году шведский короткометражный фильм "Одна мелодия для двоих"  ( или "Мана-Мана-Киллер" , как ее прозвали в сети) , никак не связанный с Маппетами , снятый режиссером Гуннаром Ярстадом в характерной жестокой манере скандинавского нуара:

Поучаствовала песенка и в политической сатире : забавная пародия с участием самого Дональда Трампа :

Кстати , несмотря на то что , что композиция коротенькая, Пьеро Умилиани, как старый джазмен-импровизатор, умудрился вставить в нее целых четыре музыкальные цитаты из произведений :

Даже не верится , что самой песне, и персонажам ее представляющим , уже стукнуло 50 лет. Но они ещё не собираются на покой: достаточно зайти на Amazon и посмотреть, сколько там продается предметов с символикой песни: футболки, кружки , плюшевые и пластиковые фигурки , и даже костюмы для Хэллоуина.

#мана мана ; #mahna-mahna 0

-9

Также на канале вы можете прочитать :