Найти в Дзене
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Великий путешественник. "Mарко Поло."

Создание единого Итальянского королевства добавило динамизма военно-морскому соперничеству на Средиземного море. Итальянцы не имели никаких серьезных амбиций за его пределами,но "маре нострум" не обсуждалось. Однако после длительного перерыва традиции венецианских и генуэзских мореходов ничем не могли помочь своим потомкам.В стране отсутствовала современная промышленность,да к тому же итальянский флот еще при своем рождении получил тяжелейшую психологическую травму-в битве при Лиссе 1866 года австрийцы нанесли ему позорное поражение.

Итальянцы не избежали этапа заказа кораблей за границей,но курс был взят на создание полного кораблестроительного цикла в самой Италии.Как и позднее японцам,помощь итальянцам оказала Британия. Верная своей традиции воевать чужими руками,"владычица морей" с энтузиазмом принялась создавать соперника своему старому недругу-Франции.В короткий период на территории Италии открылись филиалы ведущих английских военно-промышленных компаний-Армстронг в Поццуоли открыл филиал артиллерийского подразделения,английские инвестиции и технологии получила "Ансальдо","Виккерс" вложился в заводы "Терни".Основные же судостроительные мощности первоначально развивались на казенных верфях.

В результате итальянское судостроение не только полностью обеспечивало потребности своего флота,вошедшего в начале 20-го века в пятерку ведущих флотов мира,но и стало крупным игроком в экспорте боевых кораблей.

Быстро растущие производственные возможности и многовековые традиции творчества позволили итальянцам создать самобытную школу кораблестроения. Особенности закрытого средиземноморского театра и ограниченные ресурсы довольно бедной страны заставили итальянцев искать свои нестандартные пути в создании флота.

Одной из особенностей итальянских кораблей стал универсализм и уникальность. Практически не обращая внимания на мировую классификацию,итальянцы с увлечением создавали гигантские скоростные броненосцы,броненосцы-крейсера и прочие гибриды.

Появление первого итальянского броненосного крейсера было во многом случайностью. Продолжая линию развития эльсвикских крейсеров("Джованни Бозан",тип "Этна","Пьемонт"),итальянцы запланировали постройку очередного крейсера,с увеличением боевых возможностей и водоизмещения.Проект создавал итальянский инженер Карло Винья. Логика создания более крупного и лучше защищенного корабля привела к появлению на крейсере броневого пояса.

При этом водоизмещение оставалось весьма скромным для этого класса -4820 тонн,зато и по вооружению конкурировать с одноклассниками ему было нечем- всего 6 152 мм и 10 120 мм пушек.Заданной скорости на увеличенном корабле тоже добиться не удалось-вместо ожидаемых 19 получилось всего 17,8.А вот бронированная "кольчужка" была узковата и коротковата. Итальянскому бюджету крейсер обошелся в 344 400 ф.ст.

Имя крейсер получил в честь знаменитого итальянского путешественника 14-го века,прославившегося своими записками о восточных странах.

Ма́рко По́ло (Marco Polo; 15 сентября 1254, Венеция — 8 января 1324, там же) — итальянский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемые с момента её появления и вплоть до настоящего времени, она служит ценным источником знаний по географии, этнографии, истории Армении, Ирана, Китая, Казахстана, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века.

Фактически "Марко Поло" представлял собой утяжеленный за счет небольшого броневого пояса и более мощных машин "Пьемонт" Ф. Уоттса. За счет увеличенных полубака и полуюта выросла мореходность.Артиллерийская мощь добавилась в размере всего 4-х 120 мм орудий,зато скорость оказалась гораздо ниже(17,8 вместо 22 узлов).

Строительство крейсера официально шло с 1890 по 1894 год ,но испытания и устранение недостатков продолжались до 1896 года.

Опыт создания и эксплуатации своеобразного "малого броненосного крейсера" позволил итальянским конструкторам строить в дальнейшем более удачные корабли. Промышленность также приобретала опыт использования современных технологий. После броненосных крейсеров типа "Карло Альберто"на свет появилось многочисленное семейство "Джузеппе Гарибальди",которые заказчики просто выхватывали со стапелей.

-2
Рисунки с изображением правого рельефа и плана палубы из Морского ежегодника Брасси 1902
Рисунки с изображением правого рельефа и плана палубы из Морского ежегодника Брасси 1902

"Марко Поло" RN “Marco Polo” Regio Cantieri di Castellammare di Stabia.Заложен 7 января (по др. данным 1 июля )1890 г. Спущен на воду 27 октября 1892 г. Введён в эксплуатацию 21 июля 1894 г.

Переоборудован в войсковой транспорт,переименован в Cortellazzo 4 апреля 1918 г .Переименован в Europa 1 октября 1920 г., переименован в Volta 16 января 1921 г.

Списан 5 января 1922 г. Продан на металлолом в 1922 г.

Водоизмещение норм./полн. 4583 (4511) /4900( 4820) тонн . Длина 99,65 /106,05 м. Ширина 14,67 м. Осадка 5,88 м.
Бронирование-пояс — 100 мм ,верхний пояс(каземат) 100 мм,траверсы 80 мм
палуба — 25 мм ,скосы 51 мм
орудийные щиты — 51 мм
боевая рубка — 51 мм
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 4 шотландских морских котла ,проектная 10000  л.с. ,на испытаниях 10 633 л. с.Движитель 2 винта. Скорость проектная 19 узлов ,на испытаниях 17,8 узла. Дальность 5800  миль при 10 узлах. Экипаж 315—402(394) человек.
Вооружение-6 × 1 — 152-мм/40, 10 × 1 — 120-мм/40, 9 — 57-мм/40 Hotchkiss , 2 — 37-мм/25 Hotchkiss , 2 пулемёта. Минно-торпедное вооружение 5 × 1 — 457-мм торпедных аппарата
с 1911 года- 6-152 мм/40, 4-120 мм/40, 6-57 мм /40 , 2-37/25 мм, 1 пул. 4 ТА 457 мм

"Марко Поло" был перевооружен в 1911 году, и его вооружение было уменьшено до шести 152-мм, четырех 120-мм, шести 57-мм и двух 37-мм пушек. Одна торпедная труба была также удалена во время этого ремонта.

-4

Две дымовые трубы на миделе и две мачты ,отсутствие ярко выраженного тарана-силуэт первого броненосного крейсера Региа Марина чрезвычайно напоминал крейсер "Пьемонт".Экипаж состоял из 22 офицеров и 372 военнослужащих.

Силовая установка из двух вертикальных паровых машин тройного расширения,работающих на 2 вала,четырех шотландских морских котлов имела проектную мощность 10 000 л.с. Расчетная скорость должна была составить 19 узлов,но на испытаниях крейсер показал лишь 17,8 узла при 10 663 л.с. На экономичной скорости 10 узлов корабль мог пройти 5800 миль.

Броневой пояс никелевой стали 100 мм длиной 65,7 метра и высотой 2,26 метра(над ватерлинией 1,1 метра)защищал только центральную часть корабля.Верхний пояс,выполняющий функцию защиты каземата, длиной около 50 метров высотой 2,2 метра,тоже 100 мм толщины, также прикрывал середину корпуса-до верхней палубы.Бронированная двухслойная палуба ,всего 25 мм ,со скосами в 51 мм, и 51 мм защита боевой рубки и орудийных щитов дополняли бронирование корабля.

Основное вооружение крейсера- шесть 40 калиберных 152 мм орудий в одиночных установках. По одному орудию размещалось в носу и корме и четыре- по углам центральной цитадели.Вспомогательная артиллерия-десять 40 калиберных 120 мм пушек ,в том числе четыре-в носовых и кормовых спонсонах,а шесть на верхней палубе за орудийными щитами вдоль бортов.

Противоминную защиту обеспечивали 9 скорострельных Гочкисов 57 мм и 2 скорострельных 37 мм Гочкиса.

Кроме того корабль имел 5 457 мм торпедных аппаратов-носовой подводный и 4 надводных.

RN_Marco_Polo_incrociatore__Taranto
RN_Marco_Polo_incrociatore__Taranto

RN_Marco_Polo_1892_ariete_corazzato_alla_fonda_Spezia_1897
RN_Marco_Polo_1892_ariete_corazzato_alla_fonda_Spezia_1897

Первый итальянский крейсер весь пошел в своего великого тезку.Едва вступив в строй,он отправился путешествовать.В мае 1897 он посетил Кандию на Крите и Пирей. Время было неспокойное,был разгар Критского кризиса. Европейские державы,в т.ч. и Италия,как могли,гасили религиозно-этнические столкновения на турецком тогда острове Крит.

26 января 1898 года крейсер,по следам тезки,отправили на Дальний Восток,в мае он посетил Нанкин и Ханькоу,а в июле-Шанхай.С августа по ноябрь "Марко Поло" изучал Японию. Когда европейские державы начали отрывать куски от ослабевшей Цинской империи,свой кусок попыталась откусить и Италия.

По примеру старших товарищей ( Германская империя в 1898 году произвела "самозахват" бухты Киачоу(будущий Циндао),Россия "приватизировала" Квантунский полуостров) адмирал Каневаро приказал "Марко Поло" и крейсеру "Эльба" занять китайскую бухту Саньмен(залив Сан-Мун для итальянцев),чтобы затем также стребовать с китайского правительства долгосрочную аренду этой территории под итальянскую базу.Но получив окрик из Лондона итальянцы убрались восвояси."Не по чину берешь!"Несолоно хлебавши,"Марко Поло" 27 августа 1899 года покинул Шанхай и 20 октября прибыл в Неаполь.

Следующее путешествие в Китай крейсер совершил с октября 1901 до февраля 1903 года. Третье дежурство на Китайской станции "великий путешественник" провел с марта 1904 до 14 января 1907 года.

-7

В июне 1904 года в корейском порту Чемульпо на борту крейсера произошел пожар, вызванный возгоранием орудийного заряда, в результате которого погибли три моряка.Это происходило во время-русско-японской войны,в том самом Чемульпо,где "Марко Поло" продолжал нести службу стационера.

На обратном пути крейсер посетил Занзибар и итальянские колонии в Восточной Африке-Сомалиленд и Эритрею.В Таранто "Марко Поло" пришвартовался 26 апреля 1907 года.

Бимальские старейшины и бимальский султан на борту Марко Поло обсуждают вопросы с итальянскими деятелями
Бимальские старейшины и бимальский султан на борту Марко Поло обсуждают вопросы с итальянскими деятелями

В начавшейся 29 сентября 1911 года итало-турецкой войне крейсер определили во 2-ю дивизию 1-й эскадры Средиземноморского флота.Однако вскоре он перешел под командование контр-адмирала принца Луиджи Амедео, герцога Абруцци ,командовавшего миноносцами на Адриатике.Итальянцы блокировали османское тогда побережье. 5 октября "Марко Поло" и два эсминца перехватили австро-венгерский пароход в албанской бухте в Сан-Джованни-ди-Медуа. Когда призовая партия отправилась к пароходу,по шлюпке открыла огонь турецкая артиллерия.Итальянцы 45 минут ответным огнем накрывали албанские скалы и ,потратив почти весь боекомплект, смогли все-таки подавить турецкую батарею.

Однако после решительного протеста Австро-Венгрии,итальянцы свернули операции на Адриатике и крейсер вернули к основным силам-в 4-ю дивизию 2-й эскадры у Ливийского побережья.

-9

17 октября в составе группы захвата(броненосец "Бенедетто Брин",броненосный крейсер "Варезе") он подошел к ливийскому портовому городу Хомс,но турецкий комендант от капитуляции отказался и "Марко Поло" начал обстрел города.Лишь 21 октября погода позволила итальянцам высадиться и занять город.

В начале апреля вместе с броненосным крейсером "Карло Альберто" он бомбардировал город Зуара,пока итальянский десант высаживался в 40 км от города .

Через несколько дней вместе с основными силами Королевского флота крейсер ушел в Эгейское море-с целью уничтожения османского флота.Однако несмотря на демонстрационные обстрелы дарданелльских укреплений, выманить на бой дряхлый флот Блистательной Порты не удалось,все-таки не 16-й и даже не 19-й век на дворе, силы у турок уже были не те.

Пришлось флоту возвращаться в Ливию и продолжить постепенный захват побережья. "Марко Поло" в июне помог армии овладеть Мисуратой. 16 июля 1912 года крейсер вернулся на родину.В результате войны Итальянское королевство расширилось за счет Ливии и островов в Эгейском море.

25 февраля 1913 года "Марко Поло" вышел из Таранто в четвертое путешествие на Дальний Восток. Первую мировую войну он встретил в японском Кобе.2 августа Итальянское королевство(союзник Германии и Австро-Венгрии по Тройственному союзу) объявило о своем нейтралитете. 7 декабря крейсер покинул Шанхай и 4 марта 1915 года достиг Неаполя. Последняя китайская вахта была закончена.

Старый крейсер не представлял никакой боевой ценности, когда в мае 1915 года Италия все-таки решилась вступить в войну,правда уже на стороне Антанты.

Он находился в Венеции и использовался как плавказарма ,в том числе для экипажей британских подлодок,развернутых в Адриатике с октября 1915 по май 1917 года.

-10

Здесь же,в Венецианском арсенале ,в 1917 году крейсер был переоборудован в десантный войсковой транспорт,снята броня,вооружение заменено на 4 76 мм пушки,также упоминаются две гаубицы и две траншейные мортиры(именуемые тяжелыми минометами).Судя по всему готовили его для планируемого десанта в Полу(главную австрийскую морскую базу на Адриатике).

4 апреля 1918 года транспорту присвоено новое имя- "Кортеллацо" . 12 сентября 1919 года,вместе с еще несколькими кораблями Королевского флота,нарушив приказ, бывший крейсер перешел на сторону Республики Фиуме,созданной Габриэле д'Аннунцио . 1 октября 1920 года там его переименовали в "Европу". Но кокаиновый трэш и угар свободной республики длился недолго,на рождественский сочельник 1920 года итальянские правительственные войска взяли Фиуме штурмом.

После возвращения в Италию 16 января 1921 года корабль разоружили и в тот же день переименовали в "Вольта" .

5 января 1922 года корабль был списан и продан на металлолом.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.