Концепция народовластия, или общинного самоуправления в Древней Руси, по всей видимости, сложилась еще в догосударственный период. В новгородских и псковских летописях эта концепция является основной концепцией власти, как на местном, так и на общегосударственном уровне.
Однако, есть все основания полагать, что народовластие было явлением повсеместным, присущим в той или иной степени всем государственным образованиям Древней Руси. Как пишет новгородский летописец «Новгородци бо изначала, и Смоляне, и Кыяне, и Полочане, и вся власти якож на думу на веча сходятся: на что старейшие сдумають, на том же пригороди стануть».
Источником и носителем власти при общинном самоуправлении была большая семья, живущая отдельной усадьбой, и, шире – род, как сообщество из нескольких таких связанных родственными узами семей. Функции главы рода выполнял самый старший в роду. Изначально, в силу того, что он самый сильный и боеспособный мужчина, вокруг которого и собирались остальные члены рода, а затем, в силу того, что он самый многоопытный из мужчин.
В большую семью, а значит и в род, входили как ближайшие родственники главы семьи, так и все живущие с ним в одой усадьбе: дальние родственники, свободные люди, принятые главой семьи под покровительство, а также рабы и слуги. Главе рода подчинялись как в силу родственных отношений, так и в силу того, что именно глава был основным их защитником, гарантом безопасности всех членов рода. Кроме того, как правило, глава был представителем рода перед всеми внешними силами – богами, чужестранцами, представителями других родов.
Характерным для архаичного народовластия был принцип адекватного воздаяния («кровь за кровь, глаз за глаз») и логично вытекающий из него обычай кровной мести. Неразрывно связан с ним и принцип коллективной ответственности – каждый из членов рода отвечает за весь род, и весь род отвечает за каждого из своих членов. Эти принципы зафиксированы во многих архаичных источниках права, начиная с законов Моисея, и заканчивая Русской Правдой. Эти принципы позволяли сообществу живущих рядом родов поддерживать относительно стабильные отношения на территории проживания, осуществляя над этой территорией властные функции.
Население территории было немногочисленным, и каждый человек находился либо в составе одного из родов, либо вне закона. За тех, кто находился в составе рода, отвечал глава рода и весь род, и, соответственно, они своими силами (убеждением и принуждением) заботились о том, чтобы каждый член рода вел себя в рамках принятых норм и обычаев.
Высшей мерой наказания было изгнание человека из рода. Такой человек оказывался вне закона. В русских источниках подобные люди именовались выродками (изгнанными из рода за преступление) или изгоями. Если любой член рода был защищен институтом кровной мести и мог рассчитывать на помощь всех сородичей, как имущественную, так и военную, то изгой оказывался беззащитен. Он мог рассчитывать только на себя. Любой мог безнаказанно ограбить или убить изгоя.
Таким образом, порядок в рамках относительно замкнутой самоуправляемой общины поддерживался силами непосредственно народа - самих общинников, в первую очередь, силами старших в роду мужчин – воинов. Конфликт, произошедший внутри семьи-рода, род пытался решить самостоятельно. Если же конфликт происходил между членами разных родов, то он решался на общей сходке – вече.
Практика народовластия в пределах всего государства складывалась стихийно. Все чаще происходили контакты между представителями соседних деревень, соседних земель. Люди путешествовали, торговали, объединялись для совместных военных действий, а затем делили захваченную добычу. Чем чаще происходило взаимодействие между родами, деревнями, племенами, тем чаще случались и конфликты. Такой конфликт можно было решить либо путем конфронтации, либо путем совместного суда, который признают справедливым обе стороны, собиравшееся для справедливого разрешения конфликтов.
Такое собрание в последствии стало принимать решения и по другим жизненно важным вопросам. Таким образом сложился порядок народовластия в рамках деревни, погоста, улицы, городского конца, города, области. В Новгородской и Псковской республиках жизненная необходимость распространила практику вечевых собраний до самого верхнего уровня власти – управления всем государством.
Источником власти над территорией с точки зрения концепции народовластия являлось сообщество живущих на этой территории родов – народ. Носителями политической власти являлись главы родов и подчиненные им вооруженные мужчины родов. Именно они осуществляли кровную месть и расправу над преступниками в соответствии с общепринятыми обычаями (стариной) и принятыми на вечевых собраниях постановлениями (правдой). Государственный аппарат и какая бы то ни было система принуждения при этой форме власти отсутствуют. Единственной гарантией соблюдения законности является добрая воля всех членов общества, а точнее, всех глав родов.
Цели политической власти в самоуправляемой народом общине были крайне просты – соблюдение элементарного порядка и мира на территории общины, общее благо общины, сохранение стабильности. Главный политический лозунг – «жить по старине, по пошлине».
В такой системе единственным способом введения нового закона или обычая являлось согласие всех родов на подобное новшество. Решения о любом нововведении в рамках древнерусского народовластия, или, вечевого строя, как его принято называть, принимались на вечевом собрании и считались принятыми лишь при достижении консенсуса – то есть согласия представителей ВСЕХ участвующих в вече родов. Ведь если какой-либо род или группа родов отказывались признать новый закон, то некому было их принудить к исполнению этого закона. Таким образом, власть общинного самоуправления была ограничена волей любого из входящих в эту общину родов.
Народовластие было органичной частью общественной жизни древнерусских людей, естественным порядком вещей. Институты и порядки народовластия были столь привычны для Древней Руси, что летописцам не казалось необходимым подробно описывать эти общепринятые порядки. Поэтому в письменных источниках упоминания о порядках народовластия возникали, как правило, только в связи с нарушением или кардинальным изменением, упразднением этих порядков. Авторы новгородских и псковских летописей были принуждены формулировать принципы народовластия в виде неких связных политических концепций лишь в XIV-XV вв., вступая в полемику с идеологами создающегося централизованного Московского государства. Именно поэтому народовластие, столь широко распространенное на Руси, оставило сравнительно немного письменных упоминаний о себе. В то же время, народовластие, как способ естественной самоорганизации населения, за всю историю русской монархии не было уничтожено. Оно сохранилось в России до начала XX в. в виде вечевого, общинного самоуправления крестьянских и казачьих общин. Кроме того, введенная во второй половине XIX в. система земского самоуправления во многом повторяла формы этой естественной и древнейшей формы власти.
Eсли вам понравилась эта статья -
савьте лайк, делайте репост,
и подписывайтесь на канал.
См. также:
Власть, Правда и Закон в Древней Руси.
Право сильного и княжеская власть на Руси.
Церковь и политическая власть в Древней Руси.
Была ли Древняя Русь государством?
Вече. Демократия по древнерусски.
Кто был основной военной силой Древней Руси?
В чем измерялось богатство в Древней Руси?
Ссылки на все статьи путеводителя по Древней Руси.