Найти тему
Смотри в оба!

«Великий Гэтсби». Рецензия

Леонардо ДиКаприо в фильме «Великий Гэтсби» (2013) / Фото: kinopoisk.ru
Леонардо ДиКаприо в фильме «Великий Гэтсби» (2013) / Фото: kinopoisk.ru

В пятой по счёту экранизации американской классики – «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда – всё на своих местах. И сюжет не изрезан, и время соблюдено, и музыка… Всё на своих местах, но немного не так – слышатся новые звуки.

Хотя, казалось бы, что там менять в этом незамысловатом, но таком щемящем сюжете?! Но режиссёр-сценарист Баз Лурман помещает рассказчика Ника, роль которого исполнил Тоби Магуайр, в 1929 год и «определяет» его на лечение злоупотребления «прекрасным», прозрачно намекая таким образом на биографию Фицджеральда. И это несмотря на то, что роман был издан в 1925 году.

Так вот, алкозависимый Ник Каррауэй изливает душу доктору в психиатрической лечебнице сначала устно, а затем и в письменном виде. В итоге получается что-то вроде рукописи о событиях, происходивших с ним в 1922-ом. Такой избитый ход помогает закольцевать фильм, сделать его доступнее для непосвящённого зрителя, чтобы он не испытывал дискомфорта от того, что какой-то непонятный повествователь непонятно кому что-то рассказывает за кадром. Конечно, зритель должен видеть, кому адресована история, как это было в «Титанике», где увядшая и осыпавшаяся Роза вдруг решила тряхнуть стариной… Блин, психоаналитику?! Почему не Хэмингуэю за кружкой рома?..

Тоби Магуайр в фильме «Великий Гэтсби» (2013) / Фото: kinopoisk.ru
Тоби Магуайр в фильме «Великий Гэтсби» (2013) / Фото: kinopoisk.ru

Так случилось, что для массового российского зрителя пятая экранизация «Великого Гэтсби» стала второй, которую он смог увидеть и понять (первой был фильм 1974 года с Робертом Редфордом в главной роли). Первая немая постановка датируется 1926-м, и до наших дней она не дошла. Экранизация 1949 года, снятая в эстетике нуара, на русский язык не дублирована. А «Великий Гэтсби» образца 2000 года был выпущен для малого экрана со всеми вытекающими последствиями. Так что «Гэтсби» от австралийца Лурмана – это возможность лишний раз вспомнить классику в новом, но не оригинальном прочтении.

Кэри Маллиган в фильме «Великий Гэтсби» (2013) / Фото: kinopoisk.ru
Кэри Маллиган в фильме «Великий Гэтсби» (2013) / Фото: kinopoisk.ru

В 1996 году Баз уже экранизировал одно из бессмертных творений мировой литературы – «Ромео и Джульетту» Шекспира, где взял на себя смелость перенести основное действие трагедии в современность. Эксперимент, надо заметить, вышел весьма успешным (в том числе и коммерчески). Там же он впервые работал с ДиКаприо, которому роль Ромео принесла тинейджерскую любовь. Но на этот раз он как будто испугался, что фанаты Фицджеральда порвут его на американский флаг, если он поместит главных персонажей и события романа в наши дни. А зря. Ведь история вечная и могла произойти в любое время, да простит меня Хантер Томпсон и все, кому так дороги «ревущие 20-е» со своим упадком нравов и прочими философскими подтекстами. Их в фильме просто нет. Есть красивые костюмы и потрясающе нарисованный город, в котором каждый кубический сантиметр пространства дышит денежными знаками. А вот Брайан Де Пальма в своё время не постеснялся перенести действие фильма «Лицо со шрамом» из времен «сухого закона» в начало восьмидесятых и из итальянца Тони Кармонте сделать кубинца Тони Монтану, завязав основную интригу не на бутлегерстве, а на наркобизнесе.

Лурман склонен к постановке именно музыкальных фильмов, его первой работой была танцевальная мелодрама «Танцы без правил», восторженно встреченная критиками и зрителями. При просмотре любой его картины, кроме исторической драмы «Австралия», так и хочется пуститься в пляс. Не говоря о «Мулен Руже», где он оторвался по полной программе. Вот и смотря «Гэтсби» Лурмана, иногда ловишь себя на мысли, что это мюзикл и Леонардо ДиКаприо вот-вот затянет заунывную песню о своей одержимости и американской мечте, исполняя при этом головокружительные па с вознесением рук к небу. Но он сдержался. И за это спасибо!

-4

Гэтсби, как и всегда, любит Дэзи. Дэзи – ни рыба, ни мясо, ни водяная кусачка. Исполненная Кэри Маллиган, она не вызывает никаких чувств – ни положительных, ни отрицательных. Серая мышь, вернее, обесцвеченная. Но ДиКаприо, похоже, на это наплевать – он, вернее, его герой другого мнения. Играет, как всегда, безукоризненно. Явно повзрослел и возмужал после «Ромео + Джульетта», чему немало поспособствовал вовремя заметивший его и предложивший ему роль в «Бандах Нью-Йорка» Скорсезе. Не будь этого счастливого стечения обстоятельств, может, так и быть бы Лео вечным Джеком-художником. Его Гэтсби – это такой же выскочка, как и Кэлвин Кэнди из «Джанго освобождённого», но по стати – утончённый аристократ, а не напыщенный плантатор. А вот Джоэл Эдгертон, исполнитель последнего участника любовного треугольника Тома Бьюкенена, явно выглядит старше описанных в романе 32-х лет, что, впрочем, не мешает его убедительной игре.

-5

Особого упоминания заслуживает музыкальное сопровождение. Это что-то с чем-то! Здесь джаз, выданный по талонам в голодный год, миксуется с хип-хопом, R’n’B и прочими современными музыкальными жанрами. Здесь соседствуют JAY Z, Beyoncé, Lana Del Rey и классика. И всё это в описанные «ревущие 20-е», «эпоху джаза», как называл это время сам Фицджеральд. Нет, звучит, это весьма недурно и современному зрителю-слушателю родней. Однако при таком подборе саундтрека, кажется, было бы логичней и видеоряд осовременить, о чём уже говорилось ранее. Тогда получилась бы полноценная кавер-версия произведения, а не ремикс, хоть и сделанный на высоком уровне.

Потрясающая игра актёров (большинства из них), знакомый сюжет и эклектичный саунд не позволят фильму пройти мимо как любителей американской классики, так и просто (!) хорошего кино.

Алексей Двоеглазов

Понравилась моя рецензия? Вы мне сильно поможете, если поделитесь ей в своих соцсетях! Не забывайте ставить палец вверх и подписывайтесь на мой канал, нажав на эту ссылку.

Возможно вам понравится еще несколько моих материалов:
Способно ли аудиовизуальное произведение лишить жизни? (жмите на ссылку)
14 фильмов для понимания кино (жмите на ссылку)
«Однажды в… Голливуде». Ещё одна страшно красивая сказка от Тарантино (жмите на ссылку)