Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.
Процесс познания — это не только мысль, сосредоточенная на каком-то вопросе или объекте. Это процесс обретения знания, которое должно быть верным, а не мнимым.
Познание диалогично.
Познавая, ученый задает природе вопросы и получает ответы, сказанные на безмолвном языке. И поскольку человек часто слышит то, что хочет услышать, и понимает то, что может понять, ответы природы обрастают интерпретациями, опирающимися на парадигму своего времени.
Способы философского и научного мышления, как и любого другого, нужно рассматривать в историческом контексте. Мыслитель, философ или ученый принадлежит своей эпохе с присущими ей убеждениями и традициями, научными представлениями и мифами. Для того чтобы его понять, надо постараться увидеть мир из его перспективы, его глазами.
Наука изучает мир становления, который при равных условиях чаще всего дает одни и те же ответы. Поэтому она легче преодолевает свои заблуждения, чем религия или философия, которые имеют дело с оценками человеческих мыслей, переживаний и деяний и спрашивают не о том, что можно понять рассудком, а о том, что можно пережить, погрузившись в бесконечность бытия. Духовный опыт наделяет истину ценностью, и мы постигаем ее, ощущая гармонию и единение с ней. Человеческий разум не может понять Вселенную, но, как мы уже сказали, человек может интегрироваться во Вселенную, научиться жить в присутствии Тайны. Ведь Тайна — это призыв, скорее, к единению, чем к рациональному познанию. Считать, что мы разгадали тайну бытия, значит, подобно Эдипу, погубить ее для нас и внутри нас.
Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека,— это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука,— это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с из-умлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего.
(А. Эйнштейн)
Антон Мусулин
Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.
Библиография
- Платон, «Тимей».
- Алкиной, «Учебник платоновской философии».
- Hindu World: An Encyclopedic Survey of Hinduism. In Two Volumes.
- Volume I A-L
- Хокинг С., Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., «Большое, малое и человеческий разум».
- Гейзенберг В., «Физика и философия. Часть и целое».
- Фейнман Р., «Характер физических законов».
- Siorvanes Lucas, «Proclus, Neo-platonic philosophy and science».
- Капра Ф., «Паутина жизни».
- Адо П., «П'єр Адо. Покривало Ізіди. Нарис Історії Ідеї Природи».
- Википедия.