Найти тему
Тедан Даспар

Последний бой - он трудный самый.

Я вас категорически приветствую. С вами - Тедан Даспар. Что такое битва с финальным боссом в видеоиграх? Это - испытание всех навыков игрока. Это - вызов. И, вроде бы, так было всегда. Даже - ещё до появления видеоигр. Возьмите какую-нибудь сказку: если в конце сказки герою предстоит бой с каким-нибудь "чудом-юдом заморским", то бой будет сложным. Только вот некоторым игроделам, наверное, забыли это объяснить. Уже не раз и не два бывало, что я готовлюсь к битве с финальным боссом: собираю лучшую экипировку, запасаюсь склянками с лечебным зельем, подготавливаю самые сильные умения и заклинания... А в итоге, всё заканчивается пшиком: битва порой оказывается полным разочарованием.

И ладно, если игра никогда не делала акцент на битвах с боссами: внезапное усложнение никому и не нужно. Но если игра сразу намекает: "У нас тут есть большие и страшные боссы. Так что ты готовься. И валерьянкой запастись не забудь." - то, слабый финальный босс - двойное разочарование.

Как один из примеров можно привести Nioh. Если рассматривать только основной сюжет, то, в принципе, финальным боссом можно считать Ямата-но ороти. И при таком раскладе всё нормально: битва с восьмиголовым змеем - испытание терпения, реакции, внимательности и памяти. Но, даже если рассматривать только основной сюжет, то у игры есть ещё и эпилог. А значит, технически, финальным боссом можно считать босса эпилога: Джона Ди. Простым боссом Джона назвать нельзя. Но и сложным - тоже. А уж с Ямата-но ороти не стоит даже сравнивать: змей гораааздо сильнее.

-2

Другой пример - "Викинги. Волки Мидгарда". Битва с Йокулом (первым боссом) даёт игроку понять, что боссы в игре довольно сложные, и необходимо изучать их манеру поведения. И это - так. В большинстве случаев. Но вот мы выходим на последнюю битву. Наш противник - владыка ётунов Гримнир. Финальный босс. Эххх... Битва с ним разделена на две фазы. В первой фазе, по манере боя, Гримнир ничем не отличается от прочих великанов. И схема битвы с ним такая же скучная: крутиться вокруг него и не подставляться под довольно медленные атаки. Еднственное отличие Гримнира в первой фазе от его собратьев - неимоверный запас здоровья. Но когда начинается вторая фаза, то игрок может обрадоваться: ётун проваливается в Колодец Вечности и превращается в огромную краказябру. Но радость продлится недолго. Да - запас здоровья Гримнира восстановится и ощутимо увеличится, да - атаковать великана можно будет только в определённое время. Но вот его атаки станут ещё медленнее, а драугры, которых он периодически призывает, серьёзных проблем не вызовут. Единственная сложность в битве - не уснуть))).

-3

Ну, и третий пример: Кошмар и аватар Алой Королевы из игры "Vampyr". Это мне даже хочется назвать фарсом. С определённого момента игра нам усиленно втирает, что Кошмар - самый сильный упырь, а даже рядовые упыри могут доставить проблем полноценному вампиру. Алая Королева - так и вовсе богиня и прародительница всех вампиров и упырей. Перед входом на арену битвы с ними, появляется "создатель" нашего персонажа и усиленно изображает Илидана (благо, что тоже рогатый): "Ты не готов!"... Но вот начинается битва. В первой фазе сражаемся с Кошмаром. Ну да - определённо сильнее большинства рядовых упырей. Только проблема в том, что один из предыдущих боссов (кстати, дочка упырицы, которая и обратилась в Кошмара) имеет схожую манеру поведения и несколько сильнее своей матушки. Когда побеждаем Кошмара, начинается вторая фаза: арену заливает кровью и появляется праматерь всех вампиров. Ну, что сказать про Алую Королеву? Бьёт она, конечно больно, её кровавые миньёны-камикадзе тоже доставляют проблем. Но босс - довольно простой. Конечно, можно заметить, что играл я на средней сложности, а вот на "харде" я бы, возможно, так легко не победил. Но себе в оправдание могу сказать, что я шёл на получение достижения "Ни капли", в следствии чего, ощутимо проседал по уровням (к тому моменту, рядовые охотники на вампиров мне уже доставляли серьёзные неудобства).

Как можно всё это закончить? Умом я понимаю, что цель у ослабления боссов такая же, как и у "снижения порога вхождения": расширение аудитории. Только вот игры, приведённые в примерах, уже имели определённый порог вхождения и давали понять, что битвы с боссами - не развлечение, а испытание. Так же умом я понимаю, что, вполне возможно - приведённые примеры - скорее исключение. Возьмём Марию - финального босса первого дополнения к, уже упомянутому, Nioh. Я, в процессе битвы с ней, проклял всё на свете: и садистов-разработчиков, и неудобное управление, и "тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса". Или Спящий из "Remnant: From the Ashes". Архисложным его назвать нельзя, но нервы он вполне может изрядно потрепать даже на средней сложности. Умом я всё это понимаю. Но очень обидно, когда игра обещает вызов, а когда доходит до дела...

А на этом - всё. С вами был Тедан Даспар. Всем спасибо за внимание.