Найти в Дзене
Философия для жизни

О Вселенной. Предисловие

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.

В этой статье мы поднимаем ряд важных вопросов философского и научного характера и пытаемся дать некоторые ответы, которые, возможно, в свою очередь, поднимают еще больше вопросов. Основная идея — пояснить, что есть многое, чего мы не знаем о Вселенной, и подчеркнуть необходимость признать и принять ограниченность наших знаний. В отличие от монологичности догматических текстов и учений, философия и наука диалогичны и предполагают поиск приемлемых ответов на трудные вопросы.

Так, на протяжении всей истории человечество пыталось ответить на вопрос об истоках, природе и судьбе Вселенной. В разные исторические периоды оно предлагало мифологические схемы, которые имеют свою глубину и могут быть интерпретированы философски; философские схемы, которые мы встречаем как в западной, так и в восточной философии; и, конечно, научные схемы, возникающие благодаря наблюдениям природы и стремлению описать ее поведение языком математики.

Очевидно, что «научные» модели тысячелетней и более давности сегодня не актуальны. В свое время они сослужили хорошую службу — ведь не было ничего лучшего, — но они опирались больше на умозрение, чем на научный метод постижения мира, исключающий субъективное толкование результатов. Иначе говоря, вера не должна давать готовые ответы науке и философии. Вера или неверие в существование первоэлементов древних философских учений, в универсальность жизни, наличие цели эволюции, бессмертие души, Бога и, в конечном итоге, в существование объективной реальности — это вопрос не научных доказательств, а выбраненного нами мировоззрения...

Человек способен задавать три типа вопросов. Это вопросы о «не я», касающиеся объективного мира, на них нам отвечает наука. Если наука правильно ставит вопросы, то природа дает правильные ответы. Второй тип вопросов касается человека, его внутреннего мира и феномена жизни в целом. Ответы на них нам предлагают философия, искусство, общение с другими людьми и саморефлексия. Третий тип вопросов касается запредельного, Тайны, которая является первопричиной и сокровенной сутью окружающего мира и человека как такового. Поэтому наука может объяснить нам феномены окружающего мира, но суть вещей ей недоступна.

Как сказал Платон в «Тимее», все, что мы можем предложить, описывая Вселенную, это правдоподобный рассказ. Сегодня наука нам тоже предлагает правдоподобный рассказ о структуре космических объектов и о возникновении Вселенной, особенно, когда речь о первоначальном периоде ее эволюции. Но наука, как и философия, пытается объяснить мир, и она постоянно развивается, дополняя и уточняя существующие теории и разрабатывая новые, более согласованные с изучаемой реальностью.

Антон Мусулин
Антон Мусулин

Например, если говорить об элементах и атомах, образующих материю, ответы античных и средневековых философов отличаются от современных научных ответов. Платоновское представление об элементах (четырех стихиях) отличается от учения Аристотеля и средневековых алхимиков или, тем более, от представлений современных химиков, которые насчитывают больше ста элементов — простых веществ, состоящих из атомов с одинаковым зарядом атомных ядер. Платоническое или буддийское описание элементов материи используется не в современной науке, а в философии, медицине, боевых искусствах, психологии и многих других традиционных дисциплинах, классифицирующих вещи в соответствии с принципом подобия и соответствия, который объединяет различные уровни микрокосма и макрокосма, особым образом взаимодействующие между собой.

Оказалось, что неделимый атом химиков девятнадцатого века все-таки делим и что есть более элементарные частицы, которые лежат в основе всех материальных феноменов. Во второй половине ХХ века появилась гипотеза о существовании темной материи и темной энергии, которые составляют более 95% всей субстанции и энергии нашей Вселенной (на материю, доступную изучению, отводится лишь 5%). Так новая правдоподобная модель сменила или, лучше сказать, уточнила предыдущую.

Также нужно подчеркнуть, что понятие материи используется в разных контекстах. Платон называет ее «кормилицей», «восприемницей», отождествляя ее с пространством и основой всех чувственных феноменов. В повседневной речи под материальным мы подразумеваем вещественное, доступное нашему непосредственному опыту. В современной физике материя — это особая форма энергии (что выражено знаменитой формулой Е = mc2). Это понятие означает все, что содержится во времени и в пространстве и влияет на его структуру. Следовательно, мы должны быть осторожны, используя понятия, ибо в разных контекстах они могут нести разную смысловую нагрузку.

Очевидно, что небо, о котором говорит Ветхий Завет или иной священный текст, не имеет ничего общего с небом, по которому движутся самолеты, спутники и ракеты... Слова — это лишь символы тех или иных аспектов реальности, но Дао, отец и мать всех вещей, не может быть выражен словами. Как люди, мыслящие философски и научно, мы должны понимать, что метафизика обращает нас к гносису — опыту приобщения и единения, а наука — к научному знанию, которое рационально, систематично, передаваемо, но несовершенно, как и мы сами.

Мы часто слышали, что, познавая себя, мы познаем Вселенную, и, познавая Вселенную, мы познаем себя. Очевидно, что научное познание открывает нам мир, знакомит с чудом существования, расширяет наши горизонты. Но само по себе оно не обязательно ведет нас к познанию самих себя. Ведь древнегреческая максима прежде всего говорит о познании сути вещей, а не феноменов. И под «познанием себя» подразумевается не знание внутренних переживаний или психических феноменов, не познание преходящей составляющей нашей личности, а узнавание основы нашего существования — ума-духа, вечного неизменного начала. В конечном итоге, самопознание — это встреча с самим собой, а познание мира в подлинном смысле слова — это интеграция во Вселенную.

Я также хочу отметить, что современная физика — прежде всего, квантовая физика и теория относительности — более эзотерична, чем то, что обычно называют эзотеризмом (в это понятие каждый вкладывает свою смысловую нагрузку), ибо немногие люди способны понять природу феноменов, которые эти две области физики описывают. Трудно понять, что нечто является одновременно и волной, и частицей; что время, пространство и материя взаимосвязаны и взаимообусловлены. Трудно понять, что физический вакуум — это одновременно и пустота, и полнота, и ничто, и нечто, давшее рождение миру проявленному. Утверждение «Все возникло из вакуума (пустого пространства) и все вокруг нас является вакуумом» напоминает о восточном высказывании «Пространство есть то, что было, есть и будет, несмотря на то, существует ли Вселенная или нет, будут ли боги или нет». Многие феномены, изучаемые наукой, не вписываются в наш повседневный опыт, подобно тому как и мистический опыт не вписывается в нашу повседневность.

Поэтому в наш век науки не нужно стараться все объяснять «научно», особенно когда речь идет о вещах, относящихся даже не физике, а к метафизике — «тому, что после физики». Быть эклектиком значит не смешивать разные концепции, но сравнивать, синтезировать и гармонизировать их в духе Цицерона, который смог объединить лучшее в теориях скептицизма, стоицизма и перипатетиков... Для этого нужно хорошо знать разные учения, сочетать наиболее важные идеи и согласовывать их. И понимать, что подобно тому как нельзя смешать воду и масло, не нужно смешивать науку и веру. Невозможно доказать научно истинность выбранных нами мировоззренческих аксиом — религиозных, философских или научных, — как и передать словами глубокий внутренний опыт, который как таковой всегда остается личным достоянием.

Антон Мусулин

Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.

Наука
7 млн интересуются