Найти в Дзене
Глазами инженера

Классика+авангард: Пять шедевров ар-деко в Москве

В отличие от многих архитекторов модерна и авангарда, творцы ар-деко не писали манифестов и не давали себе названий. Это были очень разные художники с собственным почерком. Поэтому и стиль ар-деко получился сложным и зачастую трудно распознаваемым. Один из его главных принципов — это сочетание строгости авангарда и величественности классики. А остальные детали попробуем разобрать на примере пяти стилевых шедевров в Москве.

Библиотека имени Ленина

Яркий и очень показательный пример ар-деко — библиотека имени Ленина. Функциональность и символика здесь находятся в диалоге: разные функции разнесены по разным корпусам, расположенным на высоком постаменте с широкой лестницей. И что это, как не отсылка к афинскому Акрополю?

При этом библиотека не выглядит стилизованной под классику, потому что ар-деко стремился к современности. Здесь есть колонны, но они квадратного сечения. Фасад со стороны Моховой украшен пилястрами, но они сведены к простым прямоугольным лопаткам.

-2

Здание смотрится одновременно монументальным и не лишенным декоративности. Например, в интерьере парадной лестницы полированный лабрадорит и мрамор соседствуют с латунными украшениями. Внутренний дворик оформлен довольно строго, но в нем есть фонтан, а одну из стен украшают круглые фальш-окна в римском стиле.

Кстати, изначально здание библиотеки могло быть построено в стиле авангард. Почему этого не случилось и какие секреты хранит обширный комплекс, можно узнать на экскурсии по Ленинке.

Военная академия имени Фрунзе

Зданию военной академии у Девичьего поля стиль ар-деко более чем впору. Строгость и монументальность здесь легко считываются как метафора брутальности, мощи и несокрушимости. Собственно, такая задача и стояла перед архитекторами Львом Рудневым и Владимиром Мунцем.

-3

Здание построено в 1937 году. Одни только его объемы впечатляют: академия вытянулась на целый квартал. С правого края обширного стилобата выступает массивный параллелепипед. Сегодня он выглядит просто как крупный объем, но изначально это был постамент, на котором стоял макет танка.

-4

Восьмиэтажное здание прорезают квадратные окна-ячейки. Стилобат выложен плитами из песчаника и опирается на невысокие колонны из черного лабрадорита. За декоративность отвечают неглубокие ниши в стилобате, в которые вписаны эмблемы — серп и молот на фоне пятиконечной звезды.

Мавзолей Ленина

Мавзолей на Красной площади — невысокий ступенчатый объем. Алексей Щусев спроектировал его в стилистике ар-деко: строго, но в то же время не без изящества. Например, наружная отделка выполнена из красного полированного гранита с добавлением черного лабрадорита, а внутри сделан орнамент фриза с красными знаменами на черном фоне.

-5

Мавзолей построен на железобетонном каркасе с кирпичным заполнением стен. При этом здание не совсем симметрично и при всей строгости пропорций имеет динамику. Ну и конечно, важная черта ар-деко здесь — это обращение к ассиро-вавилонским архитектурным формам.

Станция метро «Маяковская»

Главная достопримечательность станции «Маяковская» — знаменитые мозаики Александра Дейнеки в потолочных нишах. Но она хороша не только этим, но и своими довольно сдержанными формами и передовыми технологиями. Кстати, их оценили на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года, присудив проекту Алексея Душкина Гран-при.

-6

Станцию «Маяковская» открыли в 1938 году. И вот вам сразу новшество: впервые на такой глубине (33 метра) вместо бетонных опор использовали металлические. Получились одновременно изящные и функциональные колонны, отделанные рифленой нержавеющей сталью. Каждый свод эллипсовидный в сечении, как и арки.

-7

А еще у станции есть свои секретики. Если стоять лицом к колонне и говорить совсем тихо, другой человек у колонны напротив услышит сказанное. Все благодаря единой металлической арке, по которой также можно пускать монетку — описав дугу, она приземлится с другой стороны.

Наркомат обороны в Колымажном переулке

Здание военного ведомства, построенное в 1930-х, прячется в переулках за Гоголевским бульваром. Его присутствие выдает разве что высокая четырехугольная башня с крупными звездами, которую видно издалека. Но если бы масштабный проект реконструкции Москвы 1935 года был воплощен, наркомат бросался бы в глаза любому. Во-первых, потому что стоял бы на углу площади, обращенной к Дворцу Советов, а во-вторых, потому что был бы примерно в семь раз больше.

-8

Здание спроектировал архитектор Лев Руднев. Двумя годами ранее он уже строил для военного ведомства — Военную академию на Девичьем поле, и тоже в стиле ар-деко. Здесь архитектор снова использовал крупные формы, отказавшись от мелких деталей или прямых цитат из классики.

-9

Композиционно здание состоит из нескольких объемов. Главный вход вынесен вперед портиком, колонны которого несут тяжелый куб с рельефным изображением танков. Ордерная структура предельно упрощена, колонны не имеют капителей, карнизы простые и минималистичные. Декор геометризован, крыша украшена зубцами-обелисками.