«Бурзянка» - хранительница древнего ремесла башкир.
Мед любят все. Его подают к чаю или едят просто так, густо намазывая или обмакивая в пиалу краюху свежеиспеченного хлеба, запивая его студеной родниковой водой. Пьют его с чаем, забеленным парным молоком.
Мне всегда везло с учителями – и в школе, и в вузах. Одним из них на нашем лесном факультете был Константин Степанович Никифорук. На его лекции по энтомологии приходили слушать студенты других факультетов, а рассказывал он, как говорится, о букашках, таракашках и других более крупных обитателях леса. На его труды о пчелах до сих пор ссылаются ученые-энтомологи и биологи.
Башкирская дикая пчела «бурзянка», уже более 500 лет живет в таежно-липовых лесах Бурзянского района Башкирии. Это удивительная пчела. Она без участия человека, находит и «оборудует» себе жилище в естественных дуплах деревьев или в специально изготовленных человеком бортях. Спокойно выдерживает уральские морозы, доходящие до 50 градусов. Ее дикий бортевой мед славится не только в России, но и далеко за ее пределами. Он получил признание на всемирных выставках Парижа, а за свое качество и необычный целебный дар награжден многими золотыми медалями на многих других мировых и всероссийских выставках.
Бурзянская популяция пчелы - это аборигенная популяция подвида среднерусской темной лесной пчелы. Для сохранения ее индивидуальности – работоспособности, выживаемости, не восприимчивости ко многим болезням, умению брать взяток из многих цветущих растений, но, главное с цветущей липы она не имеет себе равных. Липовые леса Башкирии составляют более трети всех липняков России.
Коренные жители этих мест пчеловоды-бортевики башкиры издревле занимались сбором дикого меда. Добывали его из бортей и колод, установленных или специально закрепленных на высоких и могучих деревьях. Сейчас в целях сохранения популяции этой пчелы на территории заповедника Шульган-Таш, с одноименной всемирно известной пещерой с рисунками человека времен палеолита, создан пчелиный заказник Алтын Солок площадью в 90,1 га. Алтын Солок – «золотая борть», так переводится это словосочетание с башкирского языка на русский.
Уезжая куда-то из дома, многие жители Башкирии в виде подарка (кустэнэш), не задумываясь, везут – как «бренд», наш башкирский мед. За него не стыдно. За свои вкусовые и лечебные свойства он известен не только в России, но и далеко за ее пределами.
Пчела «бурзянка» преспокойно живет, наперекор уральским морозам и негде ни будь в теплом омшанике, а в облюбованных ею дуплах-бортях могучих деревьев – липе, сосне или дубе. Исстари наиболее удачные борти передаются в семье по наследству. Их хозяин отмечает такие деревья своим особым родовым знаком - «тамгой». При посещении свой борти ее хозяин, так же как и охотник-медвежатник, ожидающий медведя у привады (место, где находится спрятанная медведем добыча) не должен себя обнаружить своим запахом. Поэтому и тот и другой перед выходом посещают баню, надевают чистое белье, одежду и обувь, не имеющую запаха человека и только после этого, приступают к делу. Кроме того бортевик к своей борти должен идти не прямо к ней, а «петлять» по лесу, словно заяц для того, чтобы «шайтан» не знал пути к его борти.
Эта пчела великая труженица. Вдумайтесь, чтобы собрать одну чайную ложку меда, ей необходимо облететь более 50 тысяч цветов и каждому из них поклониться, поблагодарить его за взятый живительный нектар. Особенно славится башкирский липовый мед. Он и согреет, и недуг вылечит. Поэтому башкирский липовый мед, издавна является «визитной» карточкой Республики Башкортостан.
На нашей планете обитает множество различных насекомых. Но среди их всех человек особо выделил медоносных пчел.
Давно ли появились пчелы? По данным ученых-антропологов, человечество существует более двух миллионов лет. А согласно палеонтологии — науке об ископаемых, пчелы в таком виде, в каком представлены теперь, существуют на Земле около 50 миллионов лет!
Вполне понятно, что и климат, и природа в те незапамятные времена были совсем иными. Пчелы обитали в дуплах деревьев дремучих лесов или в расселинах горных скал. Они привольно летали по бескрайним просторам, собирали нектар с цветковых растений и, естественно, накапливали в сотах своих жилищ большие запасы меда. Вполне вероятно, что медом питались не только сами пчелы, чтобы продолжить свой вид, но и многие древние животные и насекомые, которым это сладкое вещество было по вкусу.
Когда же появился первобытный человек, то пищей ему служило все то, что можно было найти или добыть без особого труда. Ими были плоды, молодые сочные побеги растений, почки и коренья, грибы, орехи, птичьи яйца или добытые путем неимоверных усилий и риска сырое мясо мелких и крупных животных, рыба. В поисках съестного человек натолкнулся на мед. Так он соприкоснулся с пчелами и узнал, что они с помощью жала и жгучего яда отважно защищают свои запасы и гнезда.
Невозможно установить, кто был первооткрывателем пчел и меда, но, отведав на вкус ароматную тягучую массу, человек уже больше никогда не расставался с пчелами. Более того, древние люди, употребляя мед, поняли, что он давал им силу, выносливость и здоровье. Поэтому даже небольшое количество добытого меда они приравняли к священной пище. В те далекие времена люди в буквальном смысле слова охотились за медом – выслеживали местообитания пчел. С помощью всевозможных приспособлений – веревок и лестниц – добирались до гнезд, примитивными средствами выкуривали пчел или заливали их водой, то есть буквально грабили насекомых. То, что семьи пчел погибали, оставшись без пищи, добытчиков меда тогда не беспокоило. Прошли многие тысячелетия, прежде чем человек научился разумно обращаться с пчелами. Пытливые люди, наблюдая за жизнью пчелиных семей, особенностями их развития и размножения, стали устраивать им жилища, похожие на дупла. Это стало возможным тогда, когда человек научился плавить железо и изготавливать из него различные орудия труда. Благодаря острым железным инструментам он выдалбливал в стволах деревьев борти подобно естественным дуплам. Таким образом, люди стали заниматься не случайной дикой охотой за медом, а его постоянным промыслом. Таких людей стали называть бортевиками, а их ремесло бортничеством.
Бортничество было трудоемким делом, требовало смекалки, ловкости, да и конкурентов, желающих полакомиться медом, было у человека предостаточно — медведи, куницы. Поэтому бортевики и придумали другие жилища для пчел — колоды.
Колода — это часть ствола дерева, в котором есть естественное дупло или выдолбленная полость - борть. Вначале колоды устраивали на высоте, укрепляли их на толстом суку ствола живого дерева. Делали настилы из жердей, чтобы удобнее было стоять и с них выбирать мед. От медведей колоды и естественные борти защищали тукмаками или острыми железными кольями. Зачастую их концентрировали в каком-то участке леса, чтобы за один приход можно было взять мед из нескольких колод. Затем человек стал облегчать себе такую трудоемкую работу и сообразил, что колоду можно спустить на землю, перенести внутреннюю часть пчелиного жилища, а затем и вынимать их без особого труда для осмотра и отбора меда. Так были изобретены рамочные ульи.
Произошло это сравнительно недавно — всего около двухсот лет назад. Рамочные ульи получили широкое распространение, как в России, так и в других странах. Время от времени конструкцию рамочных ульев видоизменяли, совершенствовали, но принцип оставался тот же: все было рассчитано так, чтобы семьи пчел могли правильно развиваться. С тех пор людей, которые по-разному содержали (водили) пчел, стали называть пчеловодами. Пчелы же стали объектом особого внимания, пристального изучения и бережного к ним отношения. Современное пчеловодство уже носит промышленный характер с применением технических средств, с коллективным обслуживанием пчелиных семей. Нелишне еще раз кратко упомянуть, чем этот сладкий продукт отличается от другого, такого же сладкого, - сахара. Белый сахар – это продукт переработки сахарной свеклы или сахарного тростника. И содержит он только сахарозу. Для ее расщепления на простые, легко усвояемые элементы – фруктозу и глюкозу – организму человека требуется немало внутренней энергии.
Мед – результат труда пчел. Неисчислимое множество цветков посетят десятки тысяч пчел, чтобы по мельчайшей капельке собрать нектар и принести его в улей для чудесного его превращения. В таком нектаре содержатся различные активные, жизненно необходимые вещества, которые, конечно же, остаются в меде. С того момента начинается первая его переработка в мед. В зобике пчелы нектар полностью меняет свой состав: частично сгущается, а под воздействием ферментов сахароза нектара расщепляется на глюкозу, фруктозу и другие сахара. Обогащается витаминами, гормонами, минеральными соединениями. В улье в переработке нектара участвуют нелетные молодые пчелы-приемницы, которые, в свою очередь, продолжают обогащать приготовляемый мед новой порцией ферментов. От вида растений, с которых пчелы собирают нектар, мед приобретает определенный цвет и неповторимый аромат.
Созревший мед по своему химическому составу довольно сложен. В нем содержится более трехсот различных веществ в уравновешенных, сбалансированных количествах. Поэтому как продукт питания, особенно диетического, лечебного, мед для человека необходим, иногда незаменим. В противоположность ему, об обычном сахаре такого не скажешь.
Пчелиная семья — это настоящая лаборатория по приготовлению природных целительных сил.
Мой давнишний друг пчеловод подсказал, как определить на базаре есть ли в предлагаемом меде какие-либо добавки, например, сахар и предложил 2 способа, которыми я до сих пор пользуюсь.
Первый. Возьмите предложенный вам мед в ложку, поднимите его и смотрите – если он стекает вниз тонкой струйкой и до самого конца струйка не рвется, то это качественный мед.
Второй. Возьмите ложку предложенного меда и проглотите его. Если мед качественный – у вас обязательно будет першить в горле.