Найти тему
Лариса Володина. Рассказы

История моей семьи. Большое переселение предков.

Давно мечтала собрать в рассказ всю добытую информацию про нашу большую семью. А если повезет, то и найти тех, кого еще не знаю. Ох, и разбросало, нас по России-матушке! Писать буду со слов моей любимой тетушки Вершининой Валентины Петровны - родной сестры моего папы Вершинина Владимира Петровича. История нашего рода стала известна благодаря Устюжникову Николаю Федоровичу (г. Барнаул), который по историческим документам и по записям предков написал книгу (самиздат) о судьбе своего рода. Оказалось, что наши семьи связаны с XV века.

Фото взято из интернета
Фото взято из интернета

Тогда Вершинины жили в поселке Привольное около города Суздаль. Однако после принятия Соборного уложения 1649 года царя Алексея Михайловича, принятого Земским собором, крестьяне стали крепостными. Наши свободолюбивые предки не хотели с этим мириться. И вот старейшины трех поселений: Благодатное-в лице Устюжникова Ильи, Привольное-Вершинина Дмитрия, Луговое-во главе Нефедьева, решили уйти на новые земли. За определенное количество серебра попросили старосту составить прошение на государя "О выезде на новые земли, не подвергаясь наказаниям на местах". Староста бил челом перед боярской думой Суздаля. С их позволения в Москву отправили посла к царю. Прошение было утверждено государем. Разрешение на поселение дали только в Сибирь. Таким образом, в апреле 1656 года три семьи в количестве 170 человек тронулись в путь. Только в августе 1657 года они добрались до теперешней Читы, а оттуда их отправили на поселение в Акшу. Семьям разрешили поселится в устье реки Онон, где позже было образовано село Урейск. Там обосновались и прожили несколько поколений Вершининых. Что интересно, википедия дает информацию о моем предке. Там написано, что село Урейск расположено в 15 км от села Акша, в 265 км от Читы. Оно образовано на рубеже XVII и XVIII веков казаками Утюжниковым и Вершининым. В 1923 году был сформирован сельский совет, а затем в 1930 годах коммуна «Красное знамя» и сельскохозяйственная артель «Первое мая». Тетя Валя об этом факте рассказывала. Наш пра...дед, в отличие от родни по бабушкиной линии, добровольно отдал в коммуну мельницу и маслобойню. Раз все общее, то значит ничье... Впоследствии это все пришло в запустение и было разрушено. Тетушка с отцом играли на развалинах нашей семейной собственности.

Там родился мой дед-Вершинин Пётр Дмитриевич, женился на моей бабушке, родили 2 детей (моего отца и тетушку) и прожили до войны 1941 года.

Моя бабушка - Плахова Вера Арсентьевна. Она и все ее нынешние потомки записаны, как Плаховы. При выходе на пенсию бабушка запросила своё свидетельство о рождении и получила дубликат, в котором записано, что она Плохова, отец её Плохов Арсентий Иванович, мать Плохова Татьяна Семеновна, место регистрации: Дмитриевкая церковь, Никифоровский ЗАГС, Тамбовской Области.  Во время 1-ой мировой войны прадед потерял руку, лежал в госпитале в Петербурге, раненых приходил навестить Николай II и дарил им подарки. Прабабушка говорила, что деду император подарил чайный сервис, который она долго берегла как семейную реликвию. К сожалению, после смерти бабули сервис или исчез, или был разбит другими родственниками.

Как и многие в 30-е годы, семья бабушки попала в Сибирь. Прадед не захотел вступать в колхоз, и его семью, как кулаков, выслали в Читинскую губернию. Бабушка к тому времени, уже устроилась работать в Москве на асфальто-бетонный завод, получила комнату в общежитии и могла бы стать москвичкой. Но побоялась, что родителей больше не увидит, поэтому бросила Москву и поехала с семьей. 

Вот такое грандиозное переселение претерпел мой род по папиной линии. Про годы жизни в Великую Отечественную войну напишу в следующем посте.