Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера. Последний броненосец Америки."Теннесси".

Для "нового флота" Североамериканских штатов массированно строились броненосные крейсера,причем,по зарождающейся американской традиции,они были одними из крупнейших кораблей этого класса в мире.Венцом развития американских броненосных крейсеров стала серия типа "Теннесси".Тактически они предназначались для действий в составе "летучего" отряда при линейной эскадре,аналогично применению крейсеров Камимурой в войну 1904-1905 годов.Гонка вооружений в части броненосных крейсеров между великими морскими державами была не менее напряженной чем по эскадренным броненосцам.Британцы с 1898 года построили 35 подобных кораблей 7 типов,французы начиная с "Жанны Д Арк" строили все более крупные крейсера своеобразной архитектуры,немцы построили 14 подобных кораблей , японцы также усиленно строили и покупали все новые броненосные крейсера.

Русско-японская война стала для американцев ,откровенно симпатизировавших японцам, стартом острого соперничества с Японией. Как писал Рузвельт (Теодор) во время конфликта в письме британскому дипломату Сесил Спринг Райсу , "Японцы интересуют меня , и я люблю их. Я прекрасно понимает , что если они победят это, возможно , означает борьбу между ними и нами в будущем ". Для защиты американских интересов на вновь приобретенных в испано-американской войне территориях США построили шесть 13680-тонных Пенсильваний ,вооруженных четырьмя 8-дюймовыми (203 мм) и 14 6 дюймов (152 мм) пушками, защищенных 6 дюймовой (152 мм) поясной броней и с максимальной скоростью 22 узлов, значительно крупнее и сильнее того же "Бруклина".

Хотя Конгресс ,как и на линкорах,пытался ограничить растущее водоизмещение строящихся американских кораблей(для броненосных крейсеров потолок был-14 500 тонн),вооружение и бронирование требовало увеличения веса,что требовало увеличения мощности силовой установки и соответственно размеров и водоизмещения кораблей. Битва шла за каждую тонну. Но все-таки ради сохранения скорости в районе 22 узлов частью толщины броневого пояса пришлось пожертвовать.Зато вооружение было мощнее,а площадь бронирования больше чем у "Пенсильваний". По мнению военно - морского флота, эволюция от Нью - Йорка и Бруклина к Теннесси была прогрессом в сторону
« действительно боевого крейсера.» Первая пара крейсеров,
Теннесси и Вашингтон , были одобрены Конгрессом по Программе 1902 г. ,другая пара, Северная Каролина и Монтана , были утверждены в 1904 году.

Броненосные крейсера типа «Теннесси» стали последними броненосными крейсерами США. Всего построено 4 единицы: «Теннесси» (Tennessee), «Вашингтон» ( Washington), «Норт Кэролайн» ( North Caroline), «Монтана» ( Montana) ,заложены они были в 1903–1905 годах,вступили в строй в 1906–1908 годах .

В американском флоте переименования построенных кораблей не так широко распространены как в России ,но именно эту серию в 1916-1920 годах переименовали. Старые названия достались новопостроенным линкорам.Если ранее для броненосных крейсеров и броненосных крейсеров выделялись названия в честь достаточно многочисленных штатов,то в данное время систему присвоения названий изменили-наименования штатов оставили только линейным кораблям,а всем крейсерам полагались только города.Амбиции сверхдержавы в морских вооружениях упирались в количество штатов в составе соединенного государства(45 на 1900,48 на 1916).

По классификации они первоначально числились броненосными крейсерами ( ACR ),с 1920 они стали просто крейсерами CA .Нумерация осталась прежней.

"Теннесси" стали развитием предшественников типа «Пенсильвания»,проект был значительно улучшен-за счет усиления главного калибра. По боевым возможностям они примерно соответствовали британским современникам типа "Минотавр",немного уступая по вертикальному бронированию. Бортовой залп:254-мм и 152-мм орудий составлял 1306 кг.

К началу первой мировой войны новые крейсера уже попали в категорию устаревших.В войну с крейсеров вре­менно сняли часть 152-мм и 76-мм пушек (на неко­торых осталось по 4 152-мм). «Мисула» и «Шарлотт» исключены в 1921 г. «Сиэтл» был в конце войны пере­оборудован в носитель гидросамолетов, а в 1923 - 1927 гг. служил флагманской плавбазой флота США,с 1931 служил плавказармой вплоть до списания в 1946 году. «Мемфис» во время тайфуна в 1916 был выброшен на берег о.Гаити и полностью разрушен.

С окончанием Первой мировой войны в 1918 году в ВМС началось резкое сокращение . К 1919 году было принято решение сохранить четыре из восьми оставшихся крейсеров типа Пенсильвания и Теннесси в строю, другие четыре в запасе с 65 процентов экипажей на борту. Корабли должны были стать флагманами в зарубежных станциях , такие как азиатский флот и «показывать флаг» в различных портах. Тем не менее, корабли считались устаревшими,проекты переоборудования приняты не были,их восстановление и модернизация были признаны нецелесообразными и препятствующими строительству новых кораблей в рамках ограничений международных договоров.К тому же содержание старых крейсеров обходилось значительно дороже при сомнительной боевой ценности.

«Теннесси»  USS  Теннесси ACR-10 ,с 25 мая 1916- «Мемфис» Memphis — Уильям Крамп & Sons заложен 20 июня 1903, спущен 3 декабря 1904, вступил в строй 17 июля 1906 года. погиб во время тайфуна 29.8.1916 .

«Вашингтон»  USS Washington ACR-11 ,с 9 ноября 1916- «Сиэтл» Seattle, с 17 июля 1920 CA-11 — Нью - Йорк Судостроение заложен 29 марта 1903 (др. данные-23.9.03) , спущен 18 марта 1905, вступил в строй 7 августа 1906 года. исключен в 1946 .

«Норт Кэролайн»  USS  North Carolina ACR-12,с 7 июня 1920- «Шарлотт» Charlotte, CA-12 — Newport News Shipbuilding заложен 21 марта 1905, спущен 6 октября 1906, вступил в строй 7 мая 1908 года. исключен в 1930.

«Монтана»  USS  Montana  ACR-13 ,с 7 июня 1920- «Мисула» Missoula, с 17 июля 1920 CA-13 — Newport News Shipbuilding заложен 29 апреля 1905, спущен 15 декабря 1906, вступил в строй 21 июля 1908 года. исключен в 1930 .

Водоизмещение - 14500 т нормальное /15 715—15 981 т.в полном грузу. Длина 153,76 м. Ширина 22,23 м. Осадка 7,62 м.
Бронирование-Пояс — 76…127 мм ,верхний пояс (батарея) 127-50, 8 мм
палуба — 37…76 мм (на скосах —76…102 мм)
башни — 127…229 мм ,крыши 63, 5 мм
барбеты — 102…178 мм,барбеты главного калибра 203–102 мм.
казематы — 51…127 мм
рубка — 229 мм
Двигатели- 2 паровые машины тройного расширения, 16 паровых котлов Babcock and Wilcox,23 000 л. с.(номинальная),26 963 л. с.(на испытаниях). Движитель-2 винта. Скорость хода 22 узла (полная),22,2—22,5 узла (максимальная). Дальность плавания 6500 морских миль на 10 узлах. Экипаж 856—914 человек.
Вооружение-2 × 2 — 254-мм/40 Mark 3 ,16 × 1 — 152-мм/50 Mk.8 ,
22 × 1 — 76-мм, 12 × 1 — 47-мм 3-фунтовых , 2 × 1 или 4 × 1 — 37-мм. , 2 десантные пушки, 4 пулемета
-торпедное вооружение -4 × 1 — 533-мм подводных

Admiral_Sebree_and_Pacific_Fleet_Staff_on_the_Tennessee
Admiral_Sebree_and_Pacific_Fleet_Staff_on_the_Tennessee

Теннесси - и Пенсильвания -классы крейсеров были почти идентичны по общему размеру. Теннесси были только на 0,94 м шире и на чуть более 800 тонн больше . Конструкция корпуса была почти той же,у "Теннесси" улучшили подводные обводы,что улучшило устойчивость на курсе и позволило при большем водоизмещении сохранить скорость в 22 узла.Мореходность у этих крейсеров считалась вполне неплохой.

Проектная скорость составляла 22 узла. Несмотря на обеспокоенность главного конструктора Мелвилла недостаточной мощностью силовой установки, все четыре корабля превысили проектную скорость.

-4

Основное вооружение состояло из четырех 10-дюймовых (254 мм) 40 - калибра Mark 3 пушек, которые имели максимальный угол 14,5 ° ,снаряд весом 231 кг при начальной скорости 820 м / с достигал дальности 18288 м при максимальной скорострельности 2 - 3 выстрела в минуту. Эти орудия были установлены в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. (Для сравнения, британские BL 9,2 дюйма (233,7 мм) пушки снаряд 170 кг со скоростью 806 м / с отправляли на 26700 м). Mark 3 также имели плоскую траекторию , что привело к более точной стрельбе и помогало в централизованном управлении огнем. 10-дюймовые пушки Теннесси были на высоте 9,1 м над ватерлинией ,что уменьшало заливание при свежей погоде на полном ходу.Хороший обзор,увеличенный сектор огня были безусловным плюсом в размещении башен ГК на "Теннесси".

Вспомогательное вооружение состояло из шестнадцати 6-дюймовых (152 мм) 50 -CAL Mark 8 пушек. 48 кг снаряд при начальной скорости 850 м / с при скорострельности около 6 выстрелов в минуту. Все 152-мм орудия размещались в бронированных казематах — двенадцать на батарейной палубе и четыре на верхней . Погонный или ретирадный огонь могли вести 2 10-дюймовки и четыре 6-дюймовки.

Противоминное вооружение, состояло из 22 76 мм 50 кал. пушек Mark- 2, 3, 5, 6, 8 в одиночных установках - шесть на спонсонах , шесть на батарейной палубе и 10 на главной палубе. Они выпускали 11 кг снаряды при начальной скорости 820 м / с на 13350 м при максимальном угле 43 ° со скоростью 15-20 выстрелов в минуту. Также крейсер имел 12 3-фунтовых полуавтоматических орудий , две автоматические пушки 1-фунтовых, две 1-фунтовых скорострельных пушки, две полевых 3-дюймовки, два пулемета .30 калибра и шесть. 30 калибра автоматических пушек. Они были установлены на верхней палубе, мостиках и везде , где они могли бы обеспечить наиболее удобные позиции. Они должны были быть готовы в любое время для отражения атаки миноносцев и для нанесения повреждений незащищенным частям вражеских кораблей.

Несмотря на снижение толщины броневого пояса и палубной брони по сравнению с Пенсильванией , у Теннесси брони было по весу на 30 процентов больше и он стал одним из самых защищенных американских крейсеров. Это увеличение было вызвано в значительной степени увеличением брони для главных башен и увеличенной площади бронирования бортов. Вся броня от 127 мм и выше-крупповская цементированная,более тонкие участки были либо защищены гарвеевской броней или никелированной сталью.

Основной пояс по ватерлинии 127 мм с 76 мм на оконечностях на 2 метра уходил ниже ватерлинии.Поперечные защитные переборки 127 мм брони простиралась от башен до бронированной палубы . Батареи 152 мм пушек были изолированы 38 мм переборками никелевой стали.Боевая рубка имела 230 мм броню,51 мм на крыше и 127 м сигнальную башню.

Поперечных переборок на "Теннесси" было столько же как и на "Пенсильвании",но продольных стало больше.Нижний уровень имел 35 водонепроницаемых отсеков . Двадцать восемь с электрическим приводом водонепроницаемых дверей и пять бронированных люков помогли сохранить водонепроницаемость под бронированной палубой.

К моменту закладки USS North Carolina и Montana Бюро по строительству и ремонту (C & R) успело внести некоторые изменения в проект по учету опыта первых сражений русско-японской войны.В том числе была на 1 дюйм увеличена толщина брони на барбетах,вес брони был несколько перераспределен с траверсов на артпогреба,емкость которых была увеличена на 20% по 10-дюймовым и 6-дюймовым боеприпасам.

Первоначально крейсера были построены с полыми носовыми и кормовыми мачтами,но в 1912 они получили стандартные американские ажурные мачты. В начале 1917 г. Вашингтон (к тому времени переименованный в USS Seattle ) был оснащен гидросамолетом и катапультой ,планировалось их установить еще на один корабль , вероятно , Монтана. Но при вступлении в войну катапульту демонтировали.152 и 76 мм пушки также были демонтированы и переданы для вооружения торговых судов,а порты были заварены.

USS Tennessee (ACR-10)

В ноябре 1906 года USS Теннесси сопровождал президента Теодора Рузвельта ( на борту линкора Луизиана ) в Панаму , чтобы проверить строительство Панамского канала . Потом совершал круизы по всему миру.

Pacific_Squadron_and_Japanese_ships_entering_Seattle_harbor,_1909_
Pacific_Squadron_and_Japanese_ships_entering_Seattle_harbor,_1909_

Во время Балканских войн в восточном средиземноморье защищал интересы США и перевозил беженцев. Теннесси вернулся в Средиземное море в августе 1914 года для проведения гуманитарных миссий и «показать флаг» в начавшейся мировой войне. В США линкор вернулся в августе 1915 года, транспортировал морпехов на Гаити и до февраля 1916 года активно экспортировал демократию в эту несчастную страну. В период с марта по май 1916 года, Теннесси перевозил секретаря казначейства William Gibbs McAdoo и других высокопоставленных лиц во время их южноамериканского круиза. Американским финансистам ,наверно,гораздо легче было договариваться с латиноамериканскими правителями ,имея 15 тысяч тонн стали за спиной.В 1916 крейсер уступил свое имя новому линкору и был переименован в Мемфис . В начале лета крейсер принял на борт войска для интервенции Доминиканской Республике . 29 августа 1916 года, стоящий на якоре у Санто - Доминго , USS Мемфис был выброшен на берег цунами; погибли более 30 членов экипажа,корабль получил повреждения,несовместимые с возможностью ремонта. Останки корабля были проданы в 1922 году , но разбор продолжался до 1938 года.

USS Вашингтон (ACR-11)

Вместе с USS Теннесси , USS Вашингтон в сопровождении USS Луизиана (с президентом Т. Рузвельтом на борту) совершил визит в Панаму и участвовал во всемирной выставке в Джеймстауне. На службе в Тихоокеанском флоте они вместе с "Теннесси"Тихоокеанскому флоту обошли всю Южную Америку с дружественными визитами.После капитального ремонта в Норфолке причислен к Атлантическому флоту в 1912 году. Среди обязанностей было сопровождение госсекретаря в круизе по Южной Америке в период с февраля по апрель 1912 года .Вашингтон совершил несколько рейсов в Доминикану и Гаити , перевозил морпехов для усмирения гражданских волнений и защиты американских интересов.

Переименован в Сиэтл в 1916 году, служил в качестве флагмана флотилии эсминцев при сопровождении первого американского конвоя в европейские воды. После перемирия действовал в качестве транспорта по возвращению на родину американских войск до 5 июля 1919 г. Позже -в составе Тихоокеанского флота.Вернулся в Атлантику в 1927 году и с 1931 году стоял в Нью - Йорке ,служа в качестве плавучих казарм , пока не был вычеркнут из списка флота и сдан слом в 1946 году.

USS North Carolina (ACR-12)

Сопровождал свежеизбранного президента Уильям Говард Тафта на осмотре Панамского канала в январе и феврале 1909 года. Вместе с USS Монтана на Средиземном море защищал американские интересы во время ликвидации последствий турецкой революции 1908 года . Он высадил медицинскую бригаду на берег 17 мая в Адане, Турция для лечения раненых и больных армянских жертв турецкой резни предоставил им продукты питания, жилье, дезинфицирующие средства, воду, перевязочные материалы и медикаменты,перевозил помощь от гуманитарных организаций. По возвращении, служил в западной части Атлантического океана и Карибского бассейна. Присутствовал на празднования 100 летия независимости Аргентины в мае-июне 1910 года и Венесуэле в июне-июле 1911 года,возил военного министра в инспекционную поездку в Пуэрто - Рико , Санто - Доминго , Куба , и Панамский канал в июле-августе 1911 и привез на родину с Кубы тела погибших моряков броненосца Мэн для их окончательного захоронения в Арлингтонском национальном кладбище . В Первой мировой войне вместе с USS Теннесси посещает порты Англии и Франции , курсирует в Средиземном море для демонстрации присутствия США в регионе . Вернулся в Бостон 18 июня 1915 на капитальный ремонт. С 5 сентября 1915 года, North Carolina стала первым кораблем , когда - либо запустившим самолет с катапульты на полным ходу. Когда США вступили в войну, сопровождал войсковые транспорты , курсирующих между Норфолком и Нью - Йорком. В период с декабря 1918 по июль 1919 года, перевозил войска американских экспедиционных сил домой из Европы. Переименован в Шарлотт в 1920 году , его первоначальное название предназначалось новому линкору.Сам он выведен из эксплуатации в Пьюджет - Саунд военно - морской верфи, Бремертон, Вашингтон, 18 февраля 1921 г. Исключен из морского реестра и отправлен на слом в 1930 году.

USS Montana (ACR-13)

Монтана была назначена в Атлантический флот ВМС США , в январе 1909 года посетила страны Карибского бассейна, а затем в Средиземном море защищала американские интересы в период после турецкой революции 1908 года . После возвращения, она приняла участие в праздновании столетия аргентинской независимости и сопровождала президента Тафта в Панаму.

После капитального ремонта, второй раз"Монтана" посетила Ближний Восток в период с декабря 1912 г. по июнь 1913 г. Во время первой мировой войны сопровождала военные конвои в 1917 и 1918 годах из Хэмптон - Роудс, Нью - Йорк и Галифакса , Новая Шотландия . Также "Монтана"выступала в качестве учебного корабля для военно - морской академии в начале 1918 года , и совершила шесть рейсов из Европы с января по июль 1919 года, перевозя домой 8800 американских солдат . В 1920 году переименован в Missoula , выведен из эксплуатации в 1921 году, вычеркнут из военно - морского регистра в 1930 и сдан на слом слом в 1935 году в соответствии с Лондонским морским договором .

"Монтана" вошел в историю как корабль,перевозивший в США тела 17 погибших во время захвата мексиканского порта Вера-Крус 21-22 апреля 1914 года американских "носителей демократии".Город был захвачен после отказа мексиканского правительства выразить одностороннее "почтение" американскому флагу салютом наций. Погибло 120 мексиканцев.

Появление британского "Инвинсибла" и результаты боя у Фолклендов 1914 года привели морское командование к выводу ,что современный линейный крейсер своими 305 мм орудиями может безнаказанно расстрелять любой броненосный крейсер,а стоящие на американских броненосных крейсерах паровые машины не могут соперничать с турбинами современных линейных крейсеров,обеспечивающих 26 узловой ход в течение нескольких дней . Кроме того для крейсеров типа "Пенсильвания" и схожих с ними "Теннесси" было свойственно заливание орудий среднего калибра ,капитан WC Коул, который ранее командовал крейсером USS Фредерик (бывший USS Мэриленд )типа "Пенсильвания" , вспоминал , что видел людей по пояс в воде.

Концепция в целом устарела еще при достройке кораблей.Поиск решения привел американцев к созданию линейных крейсеров типа"Лексингтон".

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц