Сначала тексты, на которых народ Божий привык основываться по этому вопросу:
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово... 2 Пет.1:19
Ибо никогда пророчество не было произнесено по воле человека, но люди, Духом Святым движимые, изрекли его от Бога. 2 Пет. 1:21
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности… 2 Тим 3:15,16
Из этих текстов почему-то делается вывод, что Библия – это и есть Писание, и соответственно вся Библия богодухновенна, или боговдохновенна, в целом. Разберемся – так ли это.
Что такое Библия?
Библия – священная книга христиан. Библия – это не отдельный целостный текст – это механический набор опосредствованно, то есть постольку поскольку, связанных друг с другом текстов, собранных в единый сборник – так называемый канон. Всего 66 книг, или текстов, 39 Ветхий Завет и 27 Новый Завет. Каждый текст мог существовать и сам по себе, а не только в сборнике. Писалась она по разным оценкам от 500 до 1500 лет примерно 40 авторами.
Состоит из чисто иудейской части – Ветхого Завета и собственно христианской части – Нового Завета. Однажды на мое возмущение вечными ссылками на ветхозаветные сюжеты, мне ответили, что Ветхий Завет открывает Новый Завет. Когда же я спросил, сколько же можно открывать, то на меня дружно набросились, что мои вопросы не от Бога и что я вообще в Бога не верю и таким как я в церкви не место. Оставим это на их совести, и вернемся к существу вопроса.
Именно этот канон – 66 книг, считается Писанием. Книги аналогичного содержания, не вошедшие в канон, называются апокрифами. Апокрифические книги наряду с решениями соборов и толкованиями богословов считаются преданием.
Откуда взялась Библия?
Канон Библии – сборник из 66 книг – составлен решением собора, то есть библейский канон – это предание в чистом виде. К тому же не надо забывать одну существенную деталь.
Всего было семь вселенских соборов – Никейский (325 год), Константинопольский (381 год), Эфесский (431 год), Халкидонский (451 год), Константинопольский (553 год), Константинопольский (680 год), и Никейский (787 год), Ни на одном??? из них библейский канон даже не рассматривался!!! Он был принят на Карфагенском соборе (395 год). Но этот собор не был вселенским – он был поместным.
То есть не собирались все епископы и прочие авторитеты церкви, а собралось десяток узурпаторов, вроде советских ГКЧП и Беловежской пущи, или чилийской хунты Пиночета, и приняли канон.
С точки зрения законности решение собора является неправомочным, поскольку вселенским собором не утверждено. По способу принятия, почти тайно, и по почти всеобщему последующему одобрению можно сделать однозначный вывод – все это было санкционировано или даже срежессировано римской властью.
Это было нужно чисто для управленческих целей. Вообще Рим терпимо относился к любой религии. Но массовый фанатизм проявляли только христиане. И их споры и распри расшатывали империю, и без того утонувшую в куче неразрешимых проблем. То есть канон - это продукт администрирования.
О чем написано в Библии?
Библия говорит о Боге, человеке и об их отношениях. В некоторой степени, фрагментно, Библия описывает также отношения между людьми. Как относились люди друг к другу в отдельных ситуациях, и как относились к тем, кто общался с Богом.
Если считать, что Библия описывает и отношения между людьми сами по себе, то чем тогда она отличается от философских трактатов? Правильно, ничем. Отличие именно в том, что она говорит о Боге и Его отношениях с человеком. То есть Библия ценна именно этим и только этим. А все описанные отношения между людьми, которые не имеют прямой привязки к религии, не должны приниматься точно также, как и доктринальные вопросы.
В Библии описывается опыт личного общения человека с Богом, то есть личный мистический опыт. При этом у Моисея был свой опыт, у Исайи свой, у Павла свой, у Иоанна свой. Например:
- Иоанн Креститель:
… был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. Лк. 3:2
- Апостол Павел:
Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Деян. 26:15
- Апостол Иоанн:
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный… Откр. 1:1
То есть Бог говорил через пророков, или через ангелов, потом через Иисуса Христа, потом посредством Святого Духа.
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Евр. 1:1,2
Но кроме личного опыта в Библии есть описание чужого опыта. Тот же евангелист Матфей, описывая преображение, описывает уже чужой опыт, а евангелисты Марк и Лука, вообще не бывшие апостолами, тем более.
А разве переживание рождения свыше не есть мистический опыт личного общения с Богом? Что важнее – испытать переживание личного общения с Богом или прочитать об опыте кого-то там еще? Тем более опыт одного, описанный другим.
И самостоятельное истолкование Библии разве не есть общение с Богом? Ведь мы не можем предсказать прямое воздействие Святого Духа.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Ин 3:8
Вот как раз бездумное поклонение преданию и традиции не имеет с Богом ничего общего. Где нет самостоятельного размышления – там нет места Святому Духу.
Был глагол Иоанну – что это было? Но уж никак не рождение свыше. Мистический опыт, точно также как и у Марии, Захарии, Иосифа. А раньше как у Моисея, или Исайи, или Амоса.
…был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов… Лк. 3:2,3
Человек, по крайней мере, в привычном для нас варианте, не может существовать вне пространства и времени. Поэтому в Библии и описываются как пространство, так и время, в которых библейские события происходят.
Все совсем туманно от творения до изгнания из рая, далее фрагментно до Моисея, затем по существу частичная история Израиля и окрестностей, потом служение Иисуса и его прямых последователей и переход к описанию, что с нами будет в конце. Но опять же, поскольку все крайне фрагментно, то вряд ли Библию можно считать исторической книгой. Другое дело, что через образы можно познать связь человека и Бога.