Найти в Дзене
Рыжий рыцарь

Военное дело якутов в дорусский период, ч. 1

Оглавление

Пару месяцев назад я обещал цикл статей по военному делу различных народов Сибири. Из него уже была написана короткая серия по до-гуннской эпохе, охватывающая скифский период в истории Южной и Центральной Сибири.

Гуннский и монгольский периоды я, уж извините, пропущу. Про это было сказано и написано уже столько, что если все научные и ненаучные труды столбиком сложить - получится колонна высотой с Эйфелеву башню. Повторять многократно пересказанное мне неинтересно, уж простите.

Про военную культуру народов Сибири, живших в эпоху раннего бронзового века, я писал лишь с одной целью - показать, что означенные культуры там были. Что была база, что было производство, была обработка металлов, были торговля и ремесла, одним словом - была в Сибири жизнь. И задолго до русских.

Сейчас я, волею авторского произвола, "перескакиваю" период где-то в полторы тысячи лет (хочу и имею право! ;-) ), и начинаю вторую часть проекта - про военное дело сибирских народов, которых застали русские поселенцы. Про уровень воинского искусства, боеспособности и возможности непосредственно тех, с кем под пологом еловых лап схватывались в жарком бою казаки - и снег таял от той жары...

Начнем, пожалуй, с якутов.

Общая ситуация

С якутами русские познакомились в XVII-XVIII веках. К этому моменту на территории нынешней республики Саха (Якутия) проживала большая группа племен, занимающихся полукочевым скотоводством и оленеводством (это немного разные вещи, но выяснять, почему, для нас сейчас несущественно). Полукочевым - это означает, что основные кочевья проходили между летним пастбищем (сайылык) и зимник (кыстык). Основным местом обитания якутского племени служил как раз зимник - кыстык, на летник оно перебиралось на 2-3 теплых месяца, и все.

Территория кыстыка и сайылыка у каждого племени была строго своя. Периодически племена предпринимали попытки захватить пастбища соседей. К слову говоря, у любых кочевников территория всегда строжайше поделена, так же строго, как и у земледельческих народов: здесь мои выпасы, а вон там твои, и ты ко мне не ходи - секир башка сделаю...

Племена стояли на уровне развития, примерно соответствующем европейскому раннему феодализму. Власть принадлежала тойонам - родоплеменным князьям, немного ниже стояли баи - эдакие таежные бароны. Существовало и развитое воинское сословие, наподобие рыцарского в Европе или самурайского в Японии. Якутия тоже ничем не хуже, у якутов были свои междоусобные войны - а значит, были и воины.

Целое сословие, ага.

Якутские воины
Якутские воины

Выше всех стояли тойоны. Среди них особенно выделялись т.н. Тойон-Уса - что-то вроде великих князей, прямые потомки одного конкретного человека - Эллей-батора, легендарного якутского князя-прародителя.

Далее по нисходящей шли дарханы. Они тоже считались потомками Эллея, хотя как бы не такими "родовитыми". При этом титул "дархан" мог носить только воин, и ни в коем случае не "мистик" - шаман. Но зато дарханом мог быть кузнец, кузнец у якутов всегда противопоставлялся шаману.

Дарханы были немногочисленны. Все линии, по которым передавался этот титул, прервались в XVIII веке. Последним был Тэлгэн Дархан, князец (так в русских источниках) Мойрудского наслега, умерший в конце восемнадцатого столетия.

На ступеньку ниже от дарханов располагались беке. Беке - это, грубо говоря, и есть баи, основная масса военизированного дворянства. В переводе значит "сильный, могучий". Этот титул был наследственным и передавался по праву майората - то есть исключительно старшему сыну в семье, и то если сын специально обучался воинскому искусству и являлся воином.

Все остальные, кому не посчастливилось стать беке, становились боотурами. Боотур по-якутски - это не совсем батыр-богатырь в общетюркском смысле. Это понятие ближе к европейскому "рыцарь" - в том плане, что якутский боотур - это в первую очередь представитель воинской касты, а не самый сильный или храбрый воин в племени. Это звание также передавалось по наследству.

И наконец, ниже всех в воинской иерархии якутов стояли хара. Можно перевести как "челядь", "слуга". Хара - рядовые якутские дружинники, стоявшие, однако, все-таки немного выше обычных жителей племени, ремесленников, рыболовов и охотников.

Как видите, воинское сословие имело место быть. И ему постоянно находилось применение. Якутские племена регулярно совершали набеги друг на друга с целью хорошенько пограбить - борогонцы на баягантайцев, вилюйцы на нахаринцев, кангаласцы на амгинцев, и так далее, несть им числа...))

Итак, чем же воевали?

Наступательное оружие

Основным оружием было метательное, в первую очередь - лук. Многие исследователи отмечали, кстати, что якутский лук мало похож на общетюркский или монгольский. Он делался из дерева двух видов - березы и лиственницы, и, в отличие от монгольских и тюркских луков, был лишен костяных или роговых накладок. У якутского лука встречались только костяные оконечники на концах кибити.

Общая длина якутского лука - 160-170 см. Он делался из двух хорошо просушеннных планок березы и лиственницы, причем лиственница обязательно бралась из сердцевины ствола (т.н. крепи). Лиственница располагалась со внешней стороны уже готового изделия, береза - с внутренней.

Вначале по особой технологии распиливали на несколько частей и нужным образом изгибали детали из лиственницы(способ изгиба в настоящее время считается утраченным), затем к ним приклеивали березовые. После этого на лицевую часть конструкции оклеивали по определенной схеме высушенными сухожилиями,и всю конструкцию обматывали березовой корой. Всего якутский лук состоял не менее чем из 9 разных деталей, склеенных между собой рыбьим клеем.

Конечное изделие выглядело примерно так:

Якутский лук
Якутский лук

При этом якуты четко подразделяли луки на боевые и охотничьи, но в чем между ними заключалась разница, сейчас сказать сложно. В XVIII-XIX веках этим вопросом никто не интересовался, а к нашему времени уже умерли те, кто эту разницу точно знал...

Зато мы знаем, что такой лук обязательно комплектовался предохранительным щитком для левой руки, который предохранял запястье от удара тетивы. Щиток этот, что любопытно, частенько делался из мамонтовой кости.

Стрелы в ходу были как с костяным, так и с железным наконечником, причем с железным - преобладали (да, уже задолго до русских). Часто применялись томары - деревянные тупоносые стрелы для оглушения мелкого зверья вроде белок, чтобы шкурку не портить, и птиц.

Большая часть наконечников стрел имеет ромбовидную форму. Они достаточно широкие и оставляют обширный раневой канал. Вторую группу якутских наконечников стрел составляют срезни - либо с прямым "лезвием", либо вогнутые, напоминающие двузубую вилку. Гораздо реже, но все-таки встречаются узкие бронебойные наконечники. Некоторые из них, что любопытно, в сечении являются крестообразными...))

Якутские стрелы
Якутские стрелы

Большинство наконечников - черешковые, втульчатые очень редки. Наконечники-"вилочки" считались охотничьими, ромбо- и стреловидные были как охотничьими, так и боевыми.

Костяные наконечники стрел в массе своей либо вильчатые, либо, что гораздо чаще, шиловидные. Ромбовидный наконечник из кости выточить гораздо сложнее, да, в общем, и незачем...)))

Также якуты часто использовали стрелы-свистунки (как в бою, так и на охоте). Применяли даже такие стрелы, что вращались в полете на манер винтовочной пули. Принцип вращения, увеличивающий дальность боя, люди в разных частях света осознали уже очень давно, не меньше чем тысячу лет назад, а то и больше.

Вращение стреле придавалось либо благодаря оперению, прикленному под небольшим углом (2-5 градусов относительно оси стрелы), либо при помощи специальных наконечников - ломано-ромбической формы. Последними комплектовались стрелы вообще без оперения - вращения, задаваемого формой наконечника, было достаточно.

Далее следует часть 2 - национальное холодное оружие якутов. Не пропустите! ))

Материал основан на книге Ф. Ф. Васильева "Военное дело якутов".